Каждый год приносит свои сюрпризы. А прошлый стал рекордсменом. И мы должны здесь и сейчас корректировать свои планы, чтобы не отстать от жизни.
В Перми во время круглого стола эксперты обсудили развитие инфраструктуры краевой столицы. Это необходимо, чтобы актуализировать Стратегию социально-экономического развития города, которая ляжет в основу программы развития всего края. Оперативно выполнить эту работу поручил губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
По дороге перемен
Круглый стол по развитию инфраструктуры Перми стал третьей по счёту встречей экспертов (запланировано несколько). Участие в заседании приняли мэр Перми Алексей Дёмкин, заместитель министра строительства края Фаина Минх, руководитель городской думы Дмитрий Малютин, специалисты в сфере благоустройства, ЖКХ, предприниматели, застройщики.
«Для улучшения городской среды необходимо развивать улично-дорожную сеть, общественный транспорт, повышать качество проживания горожан, – считает мэр Перми Алексей Дёмкин. – Сейчас в центре внимания – строительство и ремонт дорог. Их перегруженность сдерживает развитие столицы края. Для решения проблемы в Перми воплощают несколько крупных проектов: это реконструкция улиц Революции, Героев Хасана, Крисанова. Актуальна и тема управления многоквартирными домами: качество услуг по содержанию и ремонту должно быть на особом контроле».
Не менее важный вопрос, по словам Алексея Дёмкина, – развитие системы общественного транспорта. Последние преобразования в этой сфере повысили качество перевозок: обновился парк, появилась возможность безналичной оплаты проезда. В целом успешно прошёл эксперимент по работе транспорта без кондукторов. Но есть и нерешённые вопросы. План действий верстали, отталкиваясь от озвученных жителями проблем. Работу планируют провести по четырём направлениям.
«Анализ сети общественного транспорта помог выделить направления, на которых нужно увеличить количество рейсов. Также подготовлено предложение по открытию новых маршрутов (к примеру, там, где прежние сократили или закрыли), – рассказал начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. – Для повышения скорости передвижения общественного транспорта нужно выделять отдельные полосы, поэтапно ремонтировать трамвайную сеть (это увеличит скорость трамваев более чем на 20 %), расширять её».
На улицах, где ещё не ходит общественный транспорт, планируется запустить автобусы, установить около 80 остановок. А 320 уже существующих требуют ремонта. Для решения локальных проблем (автобус проехал мимо остановки, не сработала карта при оплате) предлагают создать Единый центр транспортных сервисов. Он будет отрабатывать обращения жителей, займётся цифровизацией отрасли.
Работа общественного транспорта напрямую зависит от качества дорог. В Перми к ремонту подходят комплексно: приводят в порядок сразу проезжую часть, тротуары, ливнёвку, знаки, парковки. Одна из первостепенных задач – увеличить пропускную возможность магистралей, решив проблему узких мест. Для этого проводят работы не только на ул. Героев Хасана, но также на Карпинского, Уральской, на Северной дамбе. Новые трамвайные пути появились на ул. Революции. Готовится проект по реконструкции перекрёстка ул. Плеханова и шоссе Космонавтов.
Под крышей дома
Ещё одна важная тема – содержание жилого фонда. В Перми 6207 многоквартирных домов, из них в ведении УК – 4040, ТСЖ, ЖСК (и другие формы кооперативов) образованы в 1536, в непосредственном управлении жителей – 631 дом. Во всех трёх случаях бывает, что здание эксплуатируют и ремонтируют плохо. Одна из причин – недостаточная активность собственников. Чтобы разъяснить им, к чему может привести такая инертность, городские власти организуют обучающие курсы, семинары, консультации. Ведь от качества управления домом зависит, как быстро он обветшает.
«Общая площадь аварийного жилого фонда в городе ежегодно растёт. На 1 января 2012 г. она составляла 104 тыс. кв. м, на 1 июня 2017 г. – уже 351 тыс. кв. м, а 1 марта 2021 г. – 494 тыс. кв. м, – сообщила начальник управления жилищных отношений администрации Перми Наталья Киселёва. – В Перми расселение аварийного жилья проходит по двум региональным адресным программам, одна из которых действует с привлечением серьёзного федерального финансирования по нацпроекту «Жильё и городская среда». Сейчас в эти программы входят 630 домов из 805 аварийных».
По мнению экспертов, необходимо выстроить трёхсторонний диалог между УК, властью и собственниками. Это поможет улучшить качество обслуживания домов и замедлить темпы роста фонда аварийного жилья.
Новый подход
Большие надежды в решении проблемы аварийного жилья возлагают и на программу реновации (комплексное освоение застроенных территорий). Алгоритм закрепили на федеральном уровне в прошлом году. В 2021 г. процедуру регламентируют на региональном. Это позволит привлечь средства инвесторов, заинтересованных в земельных участках, на расселение жителей расположенных там аварийных домов. При этом новый закон защищает права собственников.
«Думаю, что новую форму освоения территории с воодушевлением воспримут и органы власти, и застройщики. Наша задача – определить участки, которые в рамках конкурсных процедур будем выводить на рынок. И застройщики смогут участвовать в развитии территории», – пояснил Алексей Дёмкин.
Ещё одной темой для обсуждения стало благоустройство общественных пространств. Городские власти ежегодно приводят в нормативное состояние существующие парки и скверы, а также обустраивают новые места отдыха горожан. В этом году у жителей страны появится возможность самим выбрать объекты благоустройства на следующих год.
Эксперт общественной палаты РФ по вопросам ЖКХ, строительства и дорогам Михаил Борисов рассказал участникам, что с 26 апреля по 30 мая жители страны могут выбрать наиболее важные объекты благоустройства в своих территориях на 2022 г., проголосовав за них на единой всероссийской платформе za.gorodsreda.ru. Главная задача сервиса – популяризация возможностей проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках проекта «Жильё и городская среда», инициированного Владимиром Путиным. В рейтинговом голосовании участвуют семь общественных территорий Перми. Более подробно ознакомиться с проектами, которые будут представлены на голосование, можно в специальном разделе федеральной платформы.
По словам Дмитрия Махонина, участие в проекте – хорошая возможность изменить к лучшему качество жизни в территориях.
«С помощью онлайн-голосования люди могут высказать своё мнение и определить главные направления развития общественных пространств, на которые в первую очередь должны обратить внимание краевые и муниципальные власти. Мы сделаем прорыв в благоустройстве и изменим ситуацию в лучшую сторону при участии жителей», – уверен глава региона.
«Мы два года бьёмся с новой транспортной моделью в Перми, а напряжённость остаётся. Люди всё видят. Они ежедневно ездят в автобусах, кто-то годами ждёт расселения, кто-то сталкивается с равнодушием управляющих организаций. И все ждут реального прорыва в этих вопросах. С этой точки зрения разговор получился полезный», – считает Дмитрий Малютин.
Итоги круглого стола подвёл глава города.
«Каждая из заявленных сегодня тем актуальна, – сказал он. – Есть над чем работать. Призываю всех к открытому диалогу. Мы должны обсуждать вопросы городского хозяйства, чтобы своевременно реагировать на проблемы, которые возникают сегодня».