aif.ru counter

Проекты - в топку. Михаил Плеханов о метро, мосте через Каму и эспланаде

Бывший главный инженер УКСа Перми - о знаковых проектах, которые не удалось претворить в жизнь.

Александр Переверзев / АиФ

Как известно, рукописи не горят. А вот проекты ещё как горят. Об этом рассказывает Михаил ПЛЕХАНОВ, заслуженный строитель РСФСР.

Когда он был главным инженером управления капстроительства (УКС) горисполкома, в Перми возвели немало знаковых объектов, жилых районов и дорог.

«Но не всё из задуманного и запроектированного удалось построить», - сетует Михаил Сергеевич. Среди таких неисполненных «задумок-заноз»: новые зоопарк и телебашня, аэропорт Софроны и метрополитен, мост через Каму и гостиница на 600 мест. Многие эти объекты уже можно было начинать строить. Но проектные документы пришлось отправить в топку. В прямом смысле.

Ельцин подсуетился

Александр Переверзев, "АиФ-Прикамье": Михаил Сергеевич, правда, что Борис Ельцин виноват в том, что в Перми нет метро?

- Правда. К началу 80-х мы провели все изыскания и подготовили проект первой очереди метро в Перми, согласовали все документы в Госплане и Госстрое. Его уже можно было строить. Нам оставалось только передать «лимиты по труду» дирекции по строительству Министерства путей сообщения (МПС). Только оно строило метрополитены в СССР. Получилось так, что кто-то из пермских руководителей похвастал про наше метро Борису Ельцину, тогдашнему секретарю Свердловского обкома. Ельцин, недолго думая, написал письмо Леониду Брежневу. Лично поехал к нему на дачу. И генсек подписал Ельцину письмо с указанием, что в первую очередь метро нужно строить в Свердловске. Помню, мы приехали с Виталием Бушмакиным, зам. председателя горисполкома, в МПС передать «лимиты по труду». И замминистра нас огорошил, сказав, что мы опоздали на полтора месяца. Нас опередил Ельцин, который принёс подписанное Брежневым письмо. Одновременно начинать стройку таких объектов в двух городах МПС тогда было не готово.

Документы по пермскому метро шли под грифом «Секретно». И спустя два года, как того требовала инструкция, я их уничтожил. Сжёг в котельной школы №5 в Кировском районе.

- Какие чувства испытывали, когда сжигали документы?

- Глубокую досаду и обиду. Потому что столько сил затратили на их разработку. Было очевидно, что метро у нас появится только после того, как его построят в Свердловске. Как понимаю, там до сих пор его так и не сделали до конца. Ну, а сегодня, на мой взгляд, метрополитен в Перми не особо и нужен.

- Почему же?

- Причин несколько. Одна из них - экономическая. Стоимость проезда в метро в разы дороже, чем в автобусе и трамвае. К тому же когда мы проектировали метро, в Перми не было такого количества личного автотранспорта. Если даже сегодня его построим, то вряд ли автовладельцы пересядут из своих машин в метро. Поэтому лучше сделать наши дорожно-уличные сети более транспортабельнее, чем залезать под землю.

Тем более что у нас внизу очень «кудрявая» территория: наша гидрогеология сложна и опасна. Отсюда большие затраты. Недаром нам Госстрой в своё время одобрил один из вариантов строительства метро в Перми на глубине 400 м, где залегают коренные породы.

Эстакада над эспланадой

- В Перми сложная гидрология. Тогда как вам идея, что на эспланаде, которую многие называют городской жемчужиной, хотят построить подземный торговый центр с паркингами?

- Эспланада находится на пойме реки Пермянки. Здесь очень слабые грунты, близко грунтовые воды. Поэтому нужно уходить до коренников, решать вопрос с водотоком Пермянки. Всё это потребует проведения очень сложных и грамотных инженерных работ. Поэтому не стал бы что-то строить здесь под землёй. Тем более не вижу особого смысла в строительстве очередного торгового центра. Если учесть, что сегодня на каждого жителя и так приходится чуть ли не по продавцу.

Эспланада действительно эффектное место в центре города. Кстати, в своё время, после запуска в 1967 г. коммунального моста через Каму, мы подготовили проект дорожной эстакады с него. Планировали построить две развязки: одна уходила бы на улицу Коммунистическую (ныне - Петропавловскую), вторая - на улицу Ленина, в районе нынешнего ТЦ «Айсберг». Эстакада шла бы над эспланадой мимо Дома Советов. Нам выделили деньги, мы уже сделали рабочие чертежи. И тут меня вызывают в облисполком и говорят, что не надо перед их окнами городить дорогу: «Мимо нас машины будут ездить?!». Сегодня эта эстакада разгрузила бы здесь транспортные потоки.

Бунт революционеров

- В 2017 г. коммунальному мосту исполнится 50 лет. Это критический возраст?

- Срок его эксплуатации на исходе. Когда его вводили, то говорили, что время его службы 50-60 лет. В СССР построили около 24 таких мостов, из них действуют до сих пор около десяти. Остальные либо переделали, либо разобрали.

Когда работал в УКСе, то пришлось несколько раз «спасать» этот мост. Один из случаев: когда мы производили намыв Камской долины, то мне принесли снимки моста. Выяснилось, что под четвёртой опорой со стороны правого берега идёт размыв грунтового основания, даже сваи оголились. Пришлось принимать экстренные меры: за несколько дней мы заложили там 60-70 тыс. кубометров камской смеси. Чтобы предупредить дальнейший размыв и закрыть промоину, бросили три-четыре баржи (это кубометров 150-200) бутового камня. Так что третий мост через Каму жизненно необходим.

- На ваш взгляд, где его лучше строить?

- А мы его уже начинали строить! В 80-е рассмотрели шесть створов для строительства второго на тот момент в Перми автодорожного моста. Из них Госстрой одобрил два перспективных варианта. Первый - чуть ниже Речного порта, второй - в Мотовилихе, у площади Восстания. После детальной проработки Госстрой признал, что на тот момент целесообразнее возводить новый мост в Мотовилихе. Провели изыскания, на дежурный план города нанесли зоны отвода для моста. Начали описывать жилые постройки, которые пойдут под снос. Чтобы построить транспортные эстакады, нужно было снести 70% улицы 1905-го года. А в то время были ещё живы несколько участников революции 1905 г. И они, как мне рассказывали, устроили в обкоме партии большой скандал по этому поводу. Мне поступила команда прекратить все работы. И через год я сделал то же, что ранее - с документами по метрополитену. Сжёг всю рабочую документацию по мосту. Когда я поехал в Госплан снова просить деньги на мост, мне сказали: «Прошляпили? Следующий мост будете строить через 20 лет». И действительно, через 20 лет в Перми построили Красавинский мост - почти на том месте, где был наш второй одобренный вариант.

На мой взгляд, сегодня не найти лучшего створа для третьего моста, чем в районе площади Восстания, где мы когда-то его проектировали. Но здесь возникнут тяжёлые экономические вопросы. Потребуются большие затраты, чтобы компенсировать снос частной собственности на обоих берегах.

Досье

Михаил ПЛЕХАНОВ, род. 31 августа 1929 г.

Окончил Киевский гидромелиоративный институт (1954 г.). Строил Камскую и Воткинскую ГЭС.

В 1970-1992 гг. работал главным инженером УКСа горисполкома Перми. Сейчас преподаёт в ПНИПУ. Советник главы администрации Перми.

Смотрите также:



Материал подготовлен:
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (1)
  1. Сергей
    |
    14:18
    20.12.2016
    0
    +
    -
    Существующий мост будут латать ещё 50 лет, не развалится, бетон со временем только крепчает. Время сейчас тяжёлое (как, впрочем, и всегда), строить не на что, да и некому; все дорожно-мостовые силы и средства - в Крым, а провинция подождёт!..
Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Крупные сети на каждом углу открывают свои супермаркеты. Разве так можно?
  2. Почему не будет стартов летнего Гран-при в Чайковском?
  3. Как проверять продукты?
  4. Без чека товар не примут?
  5. Подорожает ли мёд в Перми?
  6. Сколько «зарубили» кандидатов в Пермском крае на выборах-2019?
Где вы проведёте летний отпуск?