Примерное время чтения: 7 минут
1737

То яма, то канава. Почему к достопримечательностям ведут плохие дороги?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Прикамье 30/06/2015
фото Александра Фирсова / АиФ

В выходные мы отправились к Жигаланским водопадам и плато Кваркуш (Красновишерский район). 
«Газель» с прицепом уже несколько часов трясётся по гравийной дороге. Пассажиры удивляются, как машина не рассыпалась. И вдруг автомобиль останавливается. 

– Впереди мост, и он так разбит, что вряд ли сможем проехать. Вам придётся перейти пешком, а я на машине постараюсь проскочить, - говорит нам водитель.

Мост и правда как решето. Тем, кто боится высоты, под ноги вообще лучше не смотреть. Пока мы пытаемся перебраться через мост, пара внедорожников форсирует реку. Говорят, что несколько лет назад кто-то специально поджёг мост, чтобы за деньги перевозить туристов до стоянки на другой берег. Добились ли разрушители моста желаемого - неизвестно. Ясно одно: в таком полуразрушенном состоянии мост стоит несколько лет. И изменений не предвидится. 

Непросто добраться не только до водопадов, но и до других природных красот Пермского края. Например, дорога на Кын способна выбить дух из любого, даже самого крепкого туриста: в беспорядке сваленные бетонные плиты, которые, возможно, должны были выровнять дорогу, только ухудшили дело. И так на протяжении 70 км! Для представителей турбизнеса найти транспорт, который бы выдержал такое испытание, - большая проблема. О каком развитии внутреннего туризма и привлечении внимания к пермским природным объектам может идти речь, когда к ним ведут разбитые дороги и разрушенные мосты? 

Лучший друг туриста

- На внедорожнике можно проехать почти везде, - говорит Данил ПОЗДЕЕВ, президент Пермской туристической гильдии. - Сеть различных дорог (газотрассы, лесовозные и нефтяные направления) достаточно обширна. Но проехать в некоторые места не может не только туристический автобус, но и микроавтобус формата «газели». Поэтому нет потока туристов. Хотя в целом инфраструктура постепенно начинает развиваться: появляются небольшие частные гостевые дома, множество кафе в пути обеспечивают комфортные остановки. Основная проблема туризма в Прикамье - сезон недолог. На три летних месяца приходится 90% туров. Следовательно в первую очередь нужно развивать именно круглогодичные направления - Кын, Усть-Койву, Красновишерск.

Опытные путешественники называют несколько наиболее проблемных направлений: Красновишерский, Ныробский, Горнозаводский, Чусовской, Гремячинский районы. По мнению Данила Поздеева, самый важный и востребованный объект - дорога на Усть-Койву. Путь - всего 16 км. Однако спокойно проехать это расстояние можно только на пазике. А ведь это уникальный туристический кластер, находящийся на слиянии двух популярнейших маршрутов по Чусовой и Койве и включающий несколько памятников природы: Красный камень, камень Филин, Дыроватые Рёбра, Царские Ворота - самая большая карстовая арка в крае, Гусельный камень, Кладовый камень, пещера Чудесница и так далее. 

Здесь уже есть пять туристических баз. Тут проходит несколько мини-фестивалей - например, Дни памяти Высоцкого. И если будет нормальная дорога, количество туристов значительно увеличится. А сейчас их приходится пересаживать в Кусье-Александровском в менее комфортный, но более проходимый транспорт, что ведёт к удорожанию путёвки и, как следствие, снижению турпотока. Второй вариант - везти туристов сразу из Перми на низкокомфортабельном транспорте, что также отпугивает много желающих увидеть уникальные природные достопримечательности. 

Испытание дорогой

Какие направления особенно популярны и сколько километров подъездных дорог нужно построить? 
Река Берёзовая - одна из самых популярных рек для летних сплавов с огромным количеством природных достопримечательностей. Кроме того, путь туда проходит через исторические места (Чердынь - Ныроб). В ремонте нуждается дорога от Ныроба до посёлков Валай и Вижай, особенно участок Ныроб - Валай протяжённостью 52 км. 

Река Вишера - ещё один узнаваемый, широко известный бренд края. Сюда активно приезжают туристы, и среди них немало иностранцев. Сейчас приходится пересаживать путешественников на транспорт повышенной проходимости (вплоть до вахтовок) в Красновишерске. Особо проблемный участок - Красновишерск - Вая, протяжённость его - 99 км. 

Улучшение качества дороги приведёт к снижению издержек туроператоров, что снизит стоимость путёвки и привлечёт дополнительный поток, а также откроет более лёгкий доступ к Вишерскому заповеднику, по территории которого проходят уникальные экологические тропы Северного Урала - водопады р. Таборной, Тулымский камень, Чувальский и Лиственничный хребты. В комплексе с заповедником туристы обычно посещают Красновишерский музей, камни Ветлан, Полюд и Помянённый (Колчимский) камень.
Село Мыс. По дороге к нему в летнее время вывозят туристов с Усьвы - самой популярной реки края для сплава выходного дня. На этом маршруте сосредоточено очень много памятников природы (Столбы, Чёртов Палец, Большое Бревно, Поворотный лог, Омутной камень и т. п.). 

Нужно поддерживать в хорошем состоянии 39 км дороги.

– Про Кваркуш скажу, что по сравнению с остальными туристическими местами поток мал. Кроме того, значительная часть дороги, особенно плохой, проходит по территории Свердловской обл. (прямой дороги из Пермского края туда нет). Теоретически можно отремонтировать дорогу Вая - Усть-Улс и потом на Кваркуш. Но от Усть-Улса её фактически придётся строить заново, - говорит Данил Поздеев. 

Возможно, люди не так часто туда ездят просто потому, что путь очень долгий и трудный. 

Действительно, в Прикамье много красивых мест, но нужно создавать инфраструктуру, чтобы туристы смогли туда добраться.

Будет объект - будет всё

Юлия Кузнецова, и. о. начальника отдела развития туризма Министерства физической культуры и спорта Пермского края:

– В 2014 г. в регионе создали инвестиционный проект «Пермь Великая». По итогам конкурсного отбора он вошёл в федеральную целевую программу «Развитие туризма в РФ (2011-2018 гг.)». Планируется развитие туристской инфраструктуры, в том числе строительство и ремонт автодорог. Предполагается создание четырёх тематических парков. Специфика каждого из них определяется его географическим расположением и характером культурно-исторического наследия. Это «Усьва» (центр - Гремячинский р-н), «Белая гора» (центр - Кунгурский р-н), «Ашатли» (центр - Бардымский р-н) и «Парма» (центр - Ильинский р-н). В перспективе создадут ещё один парк - «Золотанка». Это северные территории края - Чердынь и Красновишерск.

Мы привлекаем инвесторов с территории Пермского края, которые построят туристические объекты (базы отдыха, например). За это государство окажет помощь в строительстве подъездных путей, подведении газа, воды, электричества. То есть, чтобы получить финансирование на строительство или ремонт дороги, на этом направлении должен быть построен какой-либо туристский объект. 

В проекте уже участвует 31 инвестор: 70% они вкладывают сами, остальные 30% - государство (федеральный, краевой и муниципальный бюджеты). На сегодняшний день мы имеем более 60 объектов обеспечивающей инфраструктуры, из которых большая часть - это именно дороги. 

Микрофоном по зубам

Сергей Шевырин, доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, организатор экскурсий:

– В прошлом году мы забрасывались на р. Берёзовую. Это всего-то порядка 300 км, а ехали почти сутки! Дорога кончилась в Ныробе. Там пересели на ЗИЛ и тряслись почти 12 часов. Или возьмём для примера наиболее популярный маршрут - из Перми в Кунгур. Там, где кончается новая дорога, начинается тряска. Экскурсоводу может и зубы микрофоном выбить. В позапрошлом веке ехал по этой дороге один путешественник (вроде бы брат Немировича-Данченко), так он написал: взять бы пермскую думу и возить по этой дороге, пока бока не заболят у них. Совет актуален и сегодня. То же можно сказать и про инфраструктуру - нет туалетов, мало кафе. На пути в Верхотурье есть развязка - площадка с туалетом (там, где граница Европы с Азией). Мы там делаем такой символический переход границы - открываем шампанское, вручаем туристам грамоты. А потом люди идут в туалет - красивый кирпичный. Но как его построили лет 10 назад, так ни разу и не убирали. 

В ремонте нуждаются участки дороги: 

  • Красновишерск - Вая - 99 км;
  • до Усть-Койвы - 16 км;
  • до п. Кын - 70 км;
  • Усьва - с. Мыс - 39 км;
  • Ныроб - Валай - 52 км;
  • Ныроб - Вижай - 35 кмго построили лет 10 назад, так ни разу и не убирали. 
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах