Пермякам показали три варианта будущего моста через Каму. На градостроительном совете выбрали приоритетный – визуализацию под названием «Чекан».
Проектирование моста, как ранее рассказал министр транспорта Пермского края Андрей Алякринский, должно завершиться в третьем квартале 2023 года. По его словам, проект обойдётся в 43 миллиарда рублей.
Всё ли в порядке с проектом третьего моста через Каму и почему рано говорить о том, как будет выглядеть объект? Сайт perm.aif.ru попросил почётного архитектора России Игоря Лугового представить экспертное мнение по поводу ситуации с будущим мостом в Перми.
Ошибки остались
«К сожалению, приходится констатировать, что ошибки, которые совершались в течение многих лет (и особенно во время проработки возможности строительства третьего моста в створе ул. Крисанова), не были проанализированы и не сделано никаких выводов. Рассмотрение какого-либо архитектурного облика и эскизов моста должно проходить только тогда, когда уже есть принципиальное решение, полностью продуманная концепция.
Проект это ответы на все вопросы: как собираются транспортные потоки на въездах на мост на обоих берегах, как эти потоки распределяются при съездах, какие это потоки в разное время суток или года, какие объекты недвижимости и земельные участки потребуется изъять или выкупить, сколько потребуется средств не только на строительство моста, но и на выкуп земли и т.д. Для начала надо проработать все вопросы по размещению такого крупнейшего и важнейшего объекта, чтобы на все эти вопросы были ответы», – считает Игорь Луговой.
По его словам, идея строительства в Перми железнодорожного моста, которая активно обсуждалось с 2017 по 2020 годы, сейчас забыта.
«Получается, что эти годы потратили впустую. С 2020 года начали снова обсуждать автомобильный мост в створе улицы Крисанова. Об этом упорно говорили два года. Я сразу обозначил проблемы, которые бы возникли при возведении моста в этом месте. Но к моим словам не прислушались и в апрели этого года все мои предостережения оправдались, и от идеи моста в створе Крисанова отказались. Примерно те же ошибки совершают и сейчас», – поясняет почётный архитектор России.
Игорь Луговой уверен, что обсуждать внешний облик моста без общей транспортной схемы просто рано.
«Говорить надо о проработке вопросов, связанных с размещением. В частности, о том, как мост будет подключён к транспортной системе и как будут перераспределены транспортные потоки в городе вообще и особенно в центре», – поясняет эксперт.
Игорь Луговой: Говорить надо о проработке вопросов, связанных с размещением. В частности, о том, как мост будет подключён к транспортной системе.
Архитектор также говорит, что его смущает местоположение третьего моста, обозначенное на представленной визуализации.
«На эскизах, которые представили на градостроительном совете, новый мост вообще упирается в ЖК «Верба» на улице Окулова, 62, это между улицы Плеханова и улицы Толмачёва. Если проектировщикам не важно, где конкретно размещён мост, это непрофессионально. То, что нарисовано на эскизах, – это и не створ улицы Крисанова, и не выход на площадь Гайдара, а участок посередине – между этими точками.
Это не соответствует ни тому, что утверждено в генплане Перми (выход на площадь Гайдара), ни тому, что объявили власти (створ улицы Окулова). Размещение моста между улицами Плеханова и Толмачёва практически нереализуемо из-за невозможности выполнить транспортную развязку с улицей Окулова в этом месте. Кроме того, придётся выкупать часть территории и цеха завода Дзержинского, АЗС «Нефтехимпром», расширять улицы Плеханова, Толмачёва, Окулова, т.к. это узкие улицы, не рассчитанные на магистральное движение больших потоков на мост и с моста», – говорит Игорь Луговой.
«Дизайн квартиры в доме, который ещё не запроектирован»
Получается, что вопросов много, а ответов на них нет.
«Их следовало обсудить на градостроительном совете с проектировщиками, которые занимаются проектом моста. Надо предложить им проработать всю транспортную схему. Спросить, как потоки машин с четырёхполосной магистрали моста вольются в двухполосные улицы? Как будет проходить реконструкция улично-дорожной сети, где потребуется развязка?
Придётся ли выкупать постройки, в частности цеха завода? Какие средства потребуются на выкуп? Готово ли к этому предприятие, согласно ли? Если с заводом всё решается и проблем не будет, хорошо. А если нет? Если всё нереально, то время опять тратят зря. Вот о чём надо сейчас говорить, а не об эстетике. То, что сейчас происходит, можно сравнить со следующим: нам показывают дизайн квартиры в доме, который ещё не запроектирован, которого может ещё и не быть», – считает почётный архитектор России.
По мнению Игоря Лугового, выбирать облик будущего моста надо только после того, как будут проработанные решения всех проблем. И решать, каким будет объект, должны в том числе жители, а не только члены градостроительного совета.
Можем не получить финансирование?
Игорь Луговой также считает, что сейчас также очень важен временной ресурс. Особенно с учётом предстоящего юбилея Перми и непростой геополитической обстановки. По мнению почётного архитектора России, надо успеть получить федеральное финансирование, а для этого проект должен быть безупречен, без сучка и без задоринки.
«Мощный импульс, который создавал юбилей Перми, потрачен впустую. Время упущено. После 2023 года получить одобрение на строительство и деньги на его возведение будет гораздо сложнее», – говорит Игорь Луговой.