Примерное время чтения: 7 минут
885

Запах фекалий. Кто виноват, что в Перми плохо пахнет - «Новогор» или мэрия?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 30/10/2019
Только 12% автомобильных дорог в краевой столице оснащены ливнёвкой.
Только 12% автомобильных дорог в краевой столице оснащены ливнёвкой. / Дмитрий Овчинников / АиФ

О том, что в краевой столице пахнет канализацией, мы писали не раз. Город­ские власти уверяют, что делают всё необходимое для искоренения этой проблемы. Раньше мы рассказывали о неприятных запахах в отдалённых районах Перми, а теперь стойкий запах фекалий ощущается и в центре города.

Может произойти авария

Частный оператор, обслуживающий канализационные сети, не отрицает, что в центре города действительно дурно пахнет. Он объясняет этот тем, что как раз под центральным рынком, стадионом «Динамо» и областной клинической больницей находится главный разгрузочный коллектор (ГРК). Компания «Новогор-Прикамье» приняла его в концессию из городского хозяйства в начале 2019 года. Состояние его оказалось ужасающим.

Но немного предыстории. Реконструкцию канализации в Перми начали ещё в 1983 году. До этого труба с отходами жизнедеятельности человека была выведена в Каму. Каждый день по ней сбрасывали до 100 тысяч кубометров неочищенных стоков. В начале 80-х начали строить главный разгрузочный коллектор, насосные станции, помогающие перекачивать стоки, и очистные сооружения в п. Гляднево Пермского района. Но средств на воплощение задуманного не хватало, поэтому стройка растянулась на десятилетия. Первую очередь ГРК сдали лишь в 2009 году. Это позволило полностью ликвидировать сброс нечистот в Данилиху и Каму.

На строительство второй очереди коллектора, которое вели в 2007–2013 гг., потратили более 1,5 млрд руб. бюджетных денег. Официально сдать его в эксплуатацию так и не смогли, хотя практически использовали его по полной программе. При этом не ремонтировали и не поддерживали его техническое состояние.

«ГРК не эксплуатировали должным образом в течение нескольких лет после завершения строительства и включения его в городскую систему водоотведения. Это привело к тому, что сегодня некоторые участки  находятся в ненадлежащем техническом состоянии – из-за агрессивной газовой среды стволы шахт и сами шахты начали разрушаться, – говорит технический директор компании Алексей Политов. Речь как раз идёт о шахте № 13, находящейся под центром города. По мнению экспертов, если срочно не сделать её капитальный ремонт, нас ждёт экологическая катастрофа».

В апреле нынешнего года тендер на ремонт и обслуживание участка коллектора от шахты № 13 до мкр. Паркового выиграла компания «Шахто­спецстрой», зарегистрированная в Сочи. Сейчас она приступила к ремонту опасного участка.

С запахами начали бороться и учёные. Специалисты ПНИПУ выиграли грант в 1,1 млн руб. Они должны провести исследования «амбре» и найти способы его устранения. Но, как считают учёные, проблема не так проста, как кажется с первого взгляда. По их мнению, для устранения запахов канализации потребуются десятки миллионов рублей.

Изветшала канализационная система не только в центре города. Многие пермяки помнят, как летом 2015 г. прорвало трубы на ул. 1905 года. Там бил фонтан фекалий высотой до 30 м. Нечистоты залили железнодорожные пути так, что движение поездов в районе Мотовилихи остановили на целый час. Поток вонючей жижи доходил до окон первых этажей административного корпуса Мотовилихинских заводов. На метр залило постамент памятника  вождю пролетариата. Информация об этой аварии разлетелась по изданиям российской прессы.

Символические штрафы

Но воняет в Перми канализацией не только потому, что подземная часть системы находится в аварийном состоянии. Свою лепту в зловоние вносят и сами люди. Так, например, в прошлом году жители мкр. Голованово заметили, что некоторые ассенизаторные машины сливают в канализационные люки жидкие бытовые отходы (ЖБО). Как потом выяснилось, никаких разрешительных документов на это у них не было. Оказалось, что эти ЖБО некая фирма возила в Пермь из Добрянки и Полазны. Причём предприниматели имели на руках оформленные договоры на оказание этой услуги. Но выполнять их условия оказалось невыгодно – дешевле было слить отходы в канализационный люк на окраине города.

«Поскольку деятельность по вывозу ЖБО не лицензируется, недобросовестные предприниматели, перевозящие отходы, сбрасывают их куда им захочется – в канализационные колодцы, которые не предназначены для таких целей либо просто на поверхность, в овраги, например», – поясняет представитель сетевого оператора.

Ливнёвка не спасает

В случае, когда из-за несанкционированных сливов сточные воды выходят на поверхность, ситуацию могла бы спасти ливневая канализация. К сожалению, в Перми её не хватает даже для отведения естественных осадков. По информации зам. главы города Анатолия Дашкевича, только 12 % автомобильных дорог у нас обеспечены ливнёвкой. Причём часть этой системы построили частные застройщики при возведении зданий и не передали впоследствии на баланс города. Мэрия ежегодно выявляет бесхозяйные объекты и принимает их в муниципальную собственность. Но это не спасает положения. 

В последнее время городская администрация активно занимается сносом киосков розничной торговли. Объясняет она это желанием сделать объекты  более привлекательными внешне и вкладывает немалые средства в наведение красоты в краевой столице. Но очевидно, что огромных денег требует благоустройство невидимой подземной части Перми. Это сегодня гораздо  актуальнее.

Если произойдёт авария на главном разгрузочном коллекторе, находящемся сегодня в ветхом и даже, по отзывам специалистов, аварийном состоянии, никому мало не покажется. Ведь прорвало же однажды канализационные трубы, не считающиеся ветхими, в Мотовилихе. Почему это не может произойти в центре города? К тому же запахи сероводорода, ощущаемые пермяками, вряд ли полезны для здоровья. А мы дышим ими годами! И, наконец, нехватка ливневых стоков приводит к разрушению дорожного полотна. Из-за изменений климата количество осадков, выпадающих в нашем регионе, только увеличивается. И мы до бесконечности латаем дороги, вкладывая в ремонты безумные деньги. Так, может, возьмёмся за подземную часть? Это сделает более безопасной и здоровой нашу жизнь. И позволит сэкономить на бессмысленных ремонтах.

Нужно заключать договоры водоотведения

Заместитель главы администрации Перми Игорь Субботин:

«Правила благоустройства регулируют вопросы содержания территории и элементов благоустройства, к которым относится ливневая канализация. Решить вопросы, связанные с незаконным использованием хозяйственной и ливневой канализации только путём внесения изменений в правила благоустройства недостаточно. Закон устанавливает обязанность оператора  заключать договоры водоотведения в том числе и в судебном порядке с абонентами, объекты которых подключены или не подключены к централизованной системе водоотведения, а также с организациями, осуществляющими вывоз ЖБО без договора. 

Сейчас организована работа по изменению правил благоустройства. Назначены публичные слушания по обсуждения проекта решения гордумы «О внесении изменений в правила благоустройства Перми». Во время слушаний в числе прочего будут обсуждать и  вопросы организации стока ливневых вод и пользования системой ливневой канализации.

Что касается увеличения штрафных санкций, процедуру по внесению соответствующих изменений в правила благоустройства в ближайшее время организует городская администрация». 

Освежить дыхание города

Директор по связям с общественностью компании «Новогор-Прикамье» Николай Иванов:

«Главную задачу в обслуживании главного разгрузочного коллектора (ГРК) наша компания видит в снижении неприятного запаха сточных вод в районе Центрального рынка и Шоссе Космонавтов, под которыми как раз он проходит. До конца 2019 г. специалисты проведут мероприятия в наземной части коллектора. Это будет мониторинг химического состава сточных вод и атмосферного воздуха, замена запорной арматуры с применением химически стойких материалов и абсорбирующей загрузки в фильтрах системы вентиляции для снижения запахов, инструментальное обследование шахт и др. Что касается незаконных сливов жидких бытовых отходов в канализацию Перми, то виновников практически невозможно по-настоящему наказать. В действующих правилах благоустройства города нет соответствующих запретов. Штрафы за самовольный сброс ЖБО минимальные. Наша компания предложила депутатам Гордумы выйти с инициативой к Заксобранию с изменениями ст. 6.5 Закона Пермского края № 460-ПК по увеличению штрафов за несанкционированный сброс жидких бытовых отходов в системы водоотведения. Для этого необходимо провести публичные слушания по данному вопросу. Заявку на проведение таких слушаний подали. В самое ближайшее время они должны состояться».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах