Начало транспортной реформы в краевой столице вызвало много разговоров. Казалось, со временем жители привыкли к изменениям. Но недавно поднялась очередная волна негодования.
Коллапс спровоцировали три момента – изменение маршрутной сети, введение бескондукторной оплаты проезда в транспорте и корректировка бесплатных пересадок.
Очередь за билетами
О недовольстве жителей можно услышать в транспорте, на остановках. Люди пишут в соцсетях. Горожане обращаются в СМИ и просят: пусть власти оставят всё так, как было.
«От остановки «Мкр. Ераничи» до «Ул. Беляева» время в пути увеличилось с 15 до 40 мин. Дождаться автобус, чтобы попасть в поликлинику на пр. Декабристов, нереально. Интервалы увеличились существенно, последние рейсы нередко не выполняются. Не во всех автобусах валидатор читает виртуальные карты. Списание средств с карты происходит с задержкой до 16 часов», – жалуется пермяк.
Люди просят, чтобы пути следования автобусов №№ 59, 15, 10 остались прежними. Некоторые горожане говорят, что теперь им надо добираться до работы на трёх автобусах.
Введение бескондукторной оплаты (пока только на некоторых маршрутах и в качестве эксперимента) многие восприняли в штыки.
Люди изо дня в день наблюдают, как водителям не хватает рук, чтобы выполнять основную работу и тут же выдавать билеты.
С 1 марта вступили в силу очередные изменения. Теперь пересадочный талон можно получить только в том случае, если вы купили билет в первом виде транспорта за безналичный расчёт. Люди в недоумении и растерянности. Почему их лишают права оплачивать билет наличными?
Пермский «Независимый профсоюз водителей автобусов» планирует из-за острой ситуации провести в марте забастовку. Активисты выдвинули требования администрации. Они просят скорректировать или отменить нововведения.
«Я работал в регионах, где вводили бескондукторную оплату. Но там была совершенно иная ситуация: не такой большой пассажиропоток в автобусах и иная система оплаты. В Санкт-Петербурге, к примеру, используют жетоны на турникете на входе в салон, – говорит председатель правления профсоюза Александр Сингуров. – У нас же эксперимент изначально не продумали, а потому он провалился. Поскольку водители загружены дополнительной работой, в часы пик интервалы между автобусами огромны. На автобусах маршрута № 4 переоборудовали водительские места для удобства приёма оплаты, но это не решает проблему. В том виде, в котором всё устроено сейчас, нереально справиться».
Профсоюз даже встаёт на защиту пассажиров.
– Возникает дискриминация в отношении тех, у кого нет возможности пользоваться безналичной системой оплаты. Проект требует доработки, – говорят активисты.
Прощаемся с кондукторами?
В департаменте транспорта администрации Перми заявили, что всегда выступают за конструктивный диалог.
«На днях, в адрес департамента поступило письмо от Союза водителей автобусов малой, средней и большой вместимости регулярных городских пассажирских маршрутов. Все изложенные в письме требования будут обязательно рассмотрены», – уточнили они.
При этом выяснилось, что в Перми с июля этого года финансировать работу кондукторов не будут.
«Постепенный отказ от работы кондукторов связан с постепенным переходом преобладающего большинства пассажиров на безналичный расчет. Данные, получаемые из Единой краевой системы оплаты проезда, показывают, что сегодня менее четверти пассажиров выбирают наличные денежные средства для оплаты проезда», – пояснили в департаменте.
Также там сообщили, что до конца марта не будут вводить бескондукторную систему в других автобусах.
«Тестовый режим, как и запланировано, будет продолжаться до конца марта, после чего на эти маршруты вернутся кондукторы. Увеличивать количество маршрутов до конца марта не планируется. Тестовый режим запущен с целью выявить сложные моменты и устранить их, в случае масштабирования системы на весь транспорт», – заявили в департаменте транспорта.
Откажутся ли от кондукторов в Перми навсегда – пока не ясно: окончательное решение примут после завершения тестового периода.
На вопрос, как чиновники планируют реагировать на просьбы жителей, нам ответили:
«Город развивается, появляются новые микрорайоны. Прежняя маршрутная сеть уже была не в состоянии обеспечить потребность в транспортном обслуживании всех жителей города. Благодаря новой маршрутной сети были организованы новые транспортные связи, которые связали все микрорайоны города, повысилась регулярность движения транспорта и т.д. В частности, повысилась транспортная доступность в отдаленных Кировском и Орджоникидзевском районах, появился транспорт в микрорайоне Ива и многое другое.
С другой стороны, было сокращено дублирование в центральной части города. Основное недовольство поступает от пользователей этих маршрутов. У департамента транспорта есть предложения по корректировке маршрутной сети в этой части города, но прежде, чем их озвучивать, необходимо стабилизировать экономическое состояние отрасли, после большого кассового разрыва 2020 года».
Хочется надеяться, что городские власти прислушаются к жителям, а также водителям общественного транспорта. Остаётся ждать, к каким выводам придут после эксперимента, который доставил всем много неудобств.