Примерное время чтения: 18 минут
1996

Шесть камер и две нитки: что внутри «пермского крокодила» - шлюза

Судоводители в шутку называют пермский шлюз крокодилом, по-видимому - за его протяжённость на реке.
Судоводители в шутку называют пермский шлюз крокодилом, по-видимому - за его протяжённость на реке. / Виктор Михалёв / АиФ

Пермский шлюз - это уникальное судоходное гидротехническое сооружение, которое ежедневно пропускает суда, водные составы и плоты вверх и вниз по реке. Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал на «водяной лестнице», узнал, как она устроена и выяснил, почему пермский шлюз не имеет аналогов в России.

Об устройстве и работе этого сооружения мы попросили рассказать начальника пермского шлюза Дмитрия Гурского. Пройдя путь от диспетчера до начальника шлюза, Дмитрий Александрович знает о пермском шлюзе абсолютно всё, и говорить о нём может часами напролёт. В 1989 году, будучи курсантом третьего курса Ленинградского речного училища, он впервые оказался на шлюзе во время практики.

«Пермская водяная лестница» сразу же произвела на него впечатление, и после четвёртого курса он вернулся на шлюз, чтобы отработать навигацию. В 1990 году Дмитрий Александрович ушёл в армию, а с 1992 года стал работать диспетчером пермского шлюза.

Нитки, камеры, «головы» и ворота.

Пермский шлюз, построенный 67 лет назад, состоит из двух параллельных ниток – западной и восточной. Чтобы они не застаивались их используют для шлюзования по очереди. Так в этом году на шлюзе работают восточной ниткой. С момента постройки шлюза, когда ещё ходили электровозы и тянули за собой плоты, западную нитку назвали плотовой и с тех пор для плотов используют только её.

Пермский шлюз.
Пермский шлюз. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Одна из отличительных особенностей пермского шлюза - это наличие шести камер в каждой нитке, в то время как по России можно встретить только 2-3 камерные шлюзы. Такое техническое решение было выбрано не случайно. Особенность карстовых пород не позволяло нести большую нагрузку, поэтому её равномерно распределили по длине всех камер. Так было принято решение построить на Каме низконапорный шлюз.

«Конструкция стен камер состоит из шпунта - это также отличает пермский гидроузел от аналогичных сооружений Камского каскада, где стены сделаны из бетона.

Шпунты несколько пластичны в отличие от бетона и позволяют стенкам камер «дышать», что не маловажно для сооружений, находящихся постоянно в воде», - рассказал корреспонденту «Аиф-Прикамье» начальник пермского шлюза Дмитрий Гурский.

Каждая из шести камер с пропускными габаритами - длиной 230 метров и шириной 29 метров позволяет пропускать по реке, как устаревшие, так и современные суда.

Вид на шлюзовые камеры №1 и 2 и подходные каналы 1957 год и 2021 год
Фото: АиФ; Виктор Михалёв

Камеры разделены между собой головными сооружениями, гидротехники называют их «головы». На семи бетонных «головах» расположены здания с помещениями, где установлены электротехнические и механические части управления механизмами ворот.

Механизмы управления воротами в головных сооружениях

Механизмы управления воротами в помещениях головных сооружений. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Из зданий в шкаф ворот опускаются тяговые цепи, соединённые с траверсой ворот. Когда механический привод ворот включается - цепи начинают вращаться, приводя в движение ворота, находящиеся в камерах шлюза. Стоит отметить, что на пермском шлюзе установлены плоские откатные ворота, которые въезжают в специальные ниши, расположенные под зданиями механизмов. Для сравнения, на Нижнекамском шлюзе используются два вида ворот: плоские опускные, которые въезжают в нишу дна камеры и створчатые ворота. Пермские ворота поражают своими размерами: ширина 4 метра, длина 30 метров и высота от 10 метров.

Ворота пермского шлюза.
Ворота пермского шлюза. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Чтобы перепустить воду из одной камеры в другую, внизу каждых ворот есть шесть специальных отверстий, закрывающихся сегментными затворами. Также на воротах установлены гидромеханизмы, системы безопасности, датчики уровня воды и др.

Опасное любопытство!

Границы шлюза обозначены двумя маяками, находящимися у верхнего и нижнего бьефов (часть реки, расположенная выше или ниже водонапорного сооружения, – прим. автора). На них постоянно горит красный мерцающий фонарь и створный знак в виде светодиодной ленты, указывающие кораблям в каком направлении нужно идти. Популярностью среди пермяков пользуется маяк на верхнем бьефе. Сооружение из бетона и кирпича 1954 года постройки стало разрушаться и его загрунтовали и «одели в железо».

Верхний маяк 1954 года постройки.
Верхний маяк 1954 года постройки. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Он притягивает взоры отдыхающих на пляже «КамГЭС», оттуда его часто фотографируют фотолюбители, а некоторые любопытные смельчаки решаются на свой страх и риск подплыть к нему.

«Часто в этом месте на катамаранах приплывают отдыхающие с пляжа. Мы неоднократно просили тех, кто их выдаёт напрокат предупреждать людей, чтобы они не пересекали судовой ход. Но находятся смельчаки, которые на спор пытаются сюда доплыть. К нарушителям сразу же выезжает наша охрана. Когда толкач с двумя баржами выходит из шлюза его невозможно быстро остановить. Если на его пути окажется катамаран - это будет смертельно опасная встреча», - говорит Дмитрий Гурский.

Находятся смельчаки, которые на спор пытаются доплыть до шлюза. К нарушителям сразу же выезжает охрана.

В небольшом здании рядом с маяком когда-то находились диспетчера движения порта Лёвшино, капитан плотового рейда с такелажниками, а также был пост наблюдения гидрометеорологической станции. После распада порта Лёвшино, здание опустело и начало ветшать. Затем администрация порта его продала, но после длительных судебных тяжб сделку признали незаконной, и здание передали в пользование пермскому шлюзу. 

Сегодня у здания отремонтирована кровля и фасад, установлены новые окна и двери, в этом году начнётся ремонт внутри. Планируется, что в нём будет находиться пост наблюдения, запасной командный пункт, установят системы оповещения, связи и наблюдения.

Шлюз.
Шлюз. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

С бетонной косы открывается великолепный вид на Каму, по-видимому, из-за этого место с давних времён пользуется такой популярностью среди отдыхающих.

«В 90-ых были трудные времена. В те годы люди брались за любую работу. Мне приходилось подрабатывать грузчиком в гастрономе, в кочегарке и здесь синоптиком. Помню несколько раз приплывали к нам люди на дорогих яхтах и спрашивали сколько стоит купить это место. Они удивлялись, когда им говорили, что территория не продаётся, - делится воспоминаниями Дмитрий Александрович. - А ещё в те времена между нижним и верхним бьефах барражировал Плавмагазин №614».

Приплывали люди на дорогих яхтах и спрашивали, сколько стоит купить это место.

«Все судоводители заходили в магазин за покупками, также в нём продавались дефицитные товары, а цены на товары были ниже, чем в порту, - рассказывает Дмитрий Гурский. - Затем плавмагазин исчез, и во время шлюзования, повара и матросы с теплоходов бегали на рынок около станции Молодёжная».

А вот второй маяк 1957 года постройки на нижнем бьефе остался в неизменном первозданном виде.

Нижний маяк 1957 года постройки.
Нижний маяк 1957 года постройки. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

В архиве шлюза сохранились чертежи тех лет, на которых около маяков находятся декоративные клумбы, аккуратные дорожки, и красивые лестницы. По неизвестным причинам этот проект не был реализован на пермском шлюзе. По словам Дмитрия Александровича, хотелось бы со временем реализовать эту задумку инженеров-проектировщиков.

План верхнего маяка 1954 года постройки.
План верхнего маяка 1954 года постройки. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Огромный механизм работает как часы

На верхнем этаже башни со шпилем, хорошо знакомой многим автомобилистам, находится центральный пост управления шлюзованием. При подходе судна к шлюзу капитан связывается с диспетчером поста управления. Если шлюз занят, то теплоход ожидает на специальном рейде. Когда шлюз свободен, диспетчер запускает механизм подъема затворов в воротах первой камеры.

Диспетчерская центрального пульта управления шлюза 1957 и 2021 годы
Фото: АиФ; Виктор Михалёв

После того как уровень воды в первой камере сравнялся с уровнем воды в верхнем бьефе, диспетчер открывает ворота первой шлюзовой камеры. Теплоход заходит в камеру и ворота закрываются. Открываются затворы вторых ворот, вода перетекает из первой камеры во вторую и их уровни сравниваются. Затем открываются ворота второй камеры и т.д. Вода постоянно перетекает из одной камеры в другую, и это называется: «взять призму воды». На этой призме теплоход идёт вниз.

Если корабль идёт снизу вверх, тогда для шлюзования берётся пять призм. Судно заходит в шлюз на уровне нижнего бьефа, а диспетчер подготавливает полные пять камер - пять призм.

Для этого ворота последовательно открываются и закрываются, начиная с противоположных первых ворот верхнего бьефа, т.е. вода течёт навстречу судну. Примечательно, что на шлюзование в любом из двух направлений тратится одинаковое количество времени, около 2,5 часа.

Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Кстати, высота на которую поднимается или опускается судно после прохождения всех камер шлюза около 19 метров. Шлюзоваться в одной камере могут сразу несколько судов, но соблюдая определённые правила расположения в камере и в зависимости от специфики судов. Также во время одного шлюзования в разных камерах одновременно могут находиться несколько теплоходов. Например, одно судно в первой и два судна в третьей камерах. Расстановкой судов в камере занимается начальник вахты.

Когда теплоход заходит в шлюзовую камеру, его встречают судопропускники. Они кидают матросам на палубу «лёгость» (верёвочный канат толщиной 12-16мм) к которому матросы привязывают швартовый канат, подняв который  судопропускники  швартуют теплоход, накидывая кольца швартовых канатов на причальные тумбы. На самом теплоходе матросы фиксируют канат на швартовых кнехтах. Это нужно для того, чтобы судно не ходило внутри камеры во время перепуска воды.

Шлюзование двухпалубного теплохода «Василий Чапаев»
Шлюзование двухпалубного теплохода «Василий Чапаев». Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Так судопропускники сопровождают теплоход при прохождении всех камер шлюза и швартуют его в каждой камере заново. Во время шлюзования диспетчер видит всю необходимую информацию на пульте управления.

При этом автоматическая защита не даст диспетчеру вручную открыть ворота до выравнивания уровней воды, таким образом, исключая человеческий фактор риска. Если нужно экстренно остановить ворота, например, когда их закрытию мешает бревно, то судопропускник может остановить движение ворот при помощи специального ключа или по телефону попросить об этом диспетчера. Есть и свои хитрости в работе, о которых знают только опытные сотрудники шлюза. Например, если всё что прибило водой к воротам начинает от них отплывать - это означает, что уровни воды в двух камерах выровнялись. Для удобства шлюзования на камерах шлюза загораются светофоры, а об открытии ворот сообщается в громкоговоритель. При прохождении шлюза на судне должны быть опущены мачты и антенны, так как здесь проходит автомобильный и железнодорожный мосты, а за ними высоковольтные линии электропередач, об этом предупреждают установленные знаки.

Знак о воздушной опасности на пермском шлюзе
Знак о воздушной опасности на пермском шлюзе. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Зачастую судоводители проходят мост и поднимают антенны, поэтому о воздушной опасности их предупреждает диспетчер.

«За последние 15 лет такого низкого уровня воды как в этом году никогда не было. В другие годы были случаи, когда из-за высокого уровня воды мы открывали шестые и седьмые ворота и работали без них. Тогда шлюзоваться можно было за 1,5 часа. На моём веку было такое, что шлюзовали тремя камерами и дополнительно работали без первых ворот верхнего бьефа», - вспоминает Дмитрий Гурский.

За последние 15 лет такого низкого уровня воды как в этом году никогда не было.

Гарантийный срок работы пермского шлюза - 100 лет.

Раз в три года перед седьмыми воротами с нижнего бьефа ставятся ремонтные ворота, а из всей нитки специальные насосы, установленные в этих воротах, выкачивают всю воду. Это нужно для осмотра и ремонта подводных частей шлюза.

Слип ремонтных ворот.
Слип ремонтных ворот. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

После техногенной аварии на шлюзе в ноябре 1994 года, когда произошёл разлом вторых ворот западной нитки, все ворота и электрооборудование нитки заменили.

Также на западной нитке шлюза и в первых трёх камерах восточного шлюза провели укрепление стен и нанесли антикоррозионную защиту. Сейчас на стадии проектирования находятся работы строительно-гидротехнической части: антикоррозионная защита шпунта, переборка обратных фильтров в камерах шлюза и т.д. Кроме этого все оборудование проходит ревизию и ремонт в межнавигационный период.

«Сегодня грузопоток набирает обороты. Раньше по реке ходили Волго-Доны и Шестые пятилетки, сейчас их почти не осталось. Сейчас ходят Волгари,  различные буксиры-толкачи, новые теплоходы. Река обновляется и это радует, есть грузопоток - значит и экономика будет расти», - рассказывает Дмитрий Гурский.

Справка

Минимальный и максимальный уровень воды за последние 15 лет, зафиксированные на пермском шлюзе.

10 июня 2017 года самый высокий уровень верхнего бьефа - 108.62 метров при нормальном паводковом уровне 108.5 метров.

18 мая 2020 года самый высокий уровень в нижнем бьефе - 93.37 метров (шлюзовали четырьмя камерами вместо шести).

2017 год наименьший уровень верхнего бьефа - 100.42 метра (оголился порог аварийный ворот).

1 февраля 2012 и 2 мая 2018 года наименьший уровень в нижнем бьефе - 86.5 метров.

Количество шлюзований и количество проходящих судов через шлюз за последние 13 лет.

2007 год - 1059 шлюзований - 2147 судов.

С 2007 года по 2015 год зафиксирован спад показателей.

Самый минимальный показатель зафиксирован в 2015 году - 599 шлюзований - 1129 судов.

С 2015 года по 2019 год установлен рост показателей.

2019 год - 877 шлюзований - 1938 судов.

2020 год - 864 шлюзований.

2021 с мая по июль опережение прогнозируемого плана.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно