На прошедшей в Перми 30-й межрегиональной медико-фармацевтической выставке-форуме «МедФарм-2024» состоялся круглый стол «Социальные компетенции в работе врача-педиатра». Ведущие специалисты пермских медицинских организаций выступили с докладами о сохранении здоровья детей и подростков, обменявшись экспертными мнениями и успешными практиками на площадке «Пермь Экспо».
Тревожные звоночки
Главной темой выставки, инициаторами которой выступили краевое правительство и минздрав Пермского края, стало обсуждение психического здоровья детей и подростков. Частью деловой программы мероприятия стала конференция «Социальные компетенции в работе врача-педиатра». Среди спикеров – ассистенты, доценты и заведующие кафедрами ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера, психологи и психиатры.
Конференцию открыла доцент кафедры общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин МПФ ПГМУ, кандидат медицинских наук Елизавета Рязанова. Она рассказала о факторах возникновения цифровой зависимости у поколения Z. Среди них – высокая степень персонализации, практичность, стремление к свободе и познаниям.
«Большая часть подростков, у которых наблюдается интернет-зависимость, имеет склонность к тревожности. У них отмечается снижение кратковременной и оперативной памяти, внимания и ослабление психической деятельности. Тревожным фактом становится и то, что виртуальная реальность становится для детей заменителем доверительного отношения с родителями: 46 % подростков отметили, что у них есть проблемы, которые им легче обсудить в Интернете, нежели с родителями…» – заметила эксперт.
Елизавета Рязанова отметила, что профилактикой интернет-зависимости может стать формирование у подростка гибких навыков и цифровое наставничество.
Психиатр и психотерапевт Ярослав Туляев обратил внимание на условия формирования ребёнка. Он посвятил своё выступление психологическим аспектам образа родителей. К основным проблемам современных взрослых эксперт отнёс общую инфантильность и неосведомлённость, высокую внушаемость, а также влияние социальных сетей на модель воспитания ребёнка.
«Поверхностные знания родителя влекут за собой сложности при оценке последствий своих действий, нарушается логическая взаимосвязь, мышление становится алогичным, диссоциативным и ассоциативным, что влечёт за собой неспособность к самоконтролю», – рассказал он.
В числе решений проблем Туляев выделил обязательные тренинги с экзаменами для обучения молодых родителей и повышение общей осведомлённости медицинских работников.
Расширить знания
Актуальные вопросы в сфере сохранения детского и подросткового психического здоровья рассматривались на конференции в аспекте социальной педиатрии. Она предлагает комплексные профилактические мероприятия мультипрофессиональной направленности: медицинские, социальные, психологические и правовые. С призывом к расширению знаний в этой области у врачей края и созданию курса по социальной медицине выступила председатель правления Ассоциации «Врачи перемен» Наталья Ханова.
«Мы все понимаем, что у ребёнка есть права. И эти права могут быть нарушены не только в силу, например, некомпетентности или особенности родителей, но и в силу межведомственных причин. Поэтому врачу мало хорошо знать медицинскую особенность своей работы – ему важно понимать все особенности повышения качества медицинской помощи в немедицинских аспектах. Социальная педиатрия изучает здоровье конкретных детей, а также их популяции и то, как могут разные коллективы и условия пребывания влиять на них», – заявила она.
По словам Хановой, социальные факторы становятся причинами и для частых оформлений родителями больничного листа. Часто за острой патологией, выявленной у ребенка, стоит некомпетентность взрослого.
«В каждом из проанализированных случаев имеются причины длительной заболеваемости детей по социальным показателям, – рассказала Анастасия Деменева, врач-неонатолог, ассистент кафедры пропедевтики детских болезней ПГМУ им. Академика Е. А. Вагнера. – Первого ребёнка вывезли заграницу с температурой и ОРВИ, родители второго посчитали ненужным соблюдать рекомендации и соблюдения врача, третий ребёнок имеет низкую сопротивляемость из-за высокой школьной и внешкольной нагрузки, четвёртый ребёнок болеет «немой» пневмонией, а родители не могут проконтролировать его состояние из-за разобщённости».
Информация, направленная на повышение медицинской грамотности у родителей, часто недоступна, и это объясняет, почему врачи ищут новые способы оценки качества здоровья школьников. Так, по словам президента ассоциации «Врачи перемен» Ирины Нечаевой, донозологический подход считает основным критерием в оценке здоровья не наличие или отсутствие заболеваний, а уровень адаптационных возможностей организма. Они оцениваются по показателям, характеризующим деятельность механизмов самоорганизации: гомеостаз, адаптация и реактивность.
«По результатам донозологического скрининга мы можем судить о том, что негативно влияет на здоровье школьников. Можно сформировать их региональные показатели и индивидуальную оценку здоровья школьников в динамике, а также структуру образовательной организации».
Детский фтизиатр Александр Шурыгин рассказал об опасностях и особенностях течения латентной туберкулёзной инфекции. В финале обсуждения выступила детский психолог Дарья Харина. Она озвучила ёмкий тезис, ставший итогом конференции: «Важно не количество, а качество времени, проведённого с ребёнком».