Кибермошенники придумывают всё новые способы увести деньги с чужих карт и счетов. Но вернуть их можно, если вы не нарушили договор.
По данным Центробанка, в 2019 году банки возместили физическим и юридическим лицам 935 млн рублей, похищенных в результате несанкционированных операций. При этом большая доля компенсаций приходится на средства граждан – 870 млн рублей.
Всего же в результате 572 тысяч операций, совершённых без согласия клиентов, мошенники незаконно списали со счетов физических лиц около 5,7 млрд рублей. Большая часть денег граждан – около 3 млрд рублей – похищена в результате оплаты товаров и услуг в Интернете. Через системы дистанционного банковского обслуживания было незаконно списано 2,2 млрд рублей. Через банкоматы и платежные терминалы в прошлом году похищено 525 млн рублей.
У юридических лиц в прошлом году в результате более чем 4,6 тыс. несанкционированных операций кибермошенники украли 701 млн рублей.
Со счетов обычных жителей мошенники в среднем списывают по 10 тысяч рублей. Со счетов организаций – по 150 тысяч рублей.
При этом чаще всего люди сами помогают преступникам. С применением методов социальной инженерии в прошлом году было осуществлено 70% всех хищений. То есть в результате обмана или злоупотребления доверием граждане сами сообщали кибермошенникам данные, что вело к потере средств.
По закону банк обязан компенсировать клиенту похищенные средства только в том случае, если клиент не нарушал условия договора – в частности, если он не сообщал злоумышленникам сведения, разглашение которых привело к потере денег (номер карты, пароль из СМС, СVV-код и т.д.). Предоставление мошенникам конфиденциальной информации гражданами является наиболее распространенным нарушением условий договора.