Выжившие во льду. Как пермские туристы едва не погибли на сплаве

Ребята решили испытать себя и вышли на реку в апреле.
Ребята решили испытать себя и вышли на реку в апреле. / Роман Иванов / Из личного архива

Сплав по горной реке Койва чуть не стоил жизни четверым пермякам. Молодые люди попали в ледяной затор, утопили снаряжение, потеряли одного товарища, а в ожидании спасения провели ночь под открытым небом на склоне горы.

О том, как туристы чуть не разбились на реке и не замёрзли насмерть, рассказал «АиФ-Прикамью» участник экстремального похода Роман.

Испытать себя

«У нас уже традиция иди на сплав в майские праздники. Но в этот раз нам захотелось рискнуть и посмотреть, а какая река в конце апреля? Интересно же! И мы отправились в путь 23 апреля», - рассказывает Роман.

Полагаясь на свой большой многолетний опыт туристической жизни, ребята не стали регистрировать свой поход в службе спасения (хотя это одно из главных правил безопасности). «Если бы спасатели узнали, что мы собрались на сплав в апреле, они, конечно бы, отговорили. А нам хотелось испытать себя», - признаётся турист.

Поэтому мужчины ограничились тем, что поспрашивали на форумах в Сети у своих же товарищей по экстремальному отдыху, открыты ли реки и можно ли сплавляться по ним. В прокатном центре, где ребята арендовали катамараны, тоже уверили, что уже можно начинать сезон.

Ледяные заторы чуть не стоили туристам жизни
Ледяные заторы чуть не стоили туристам жизни Фото: Из личного архива/ Роман Иванов

Ледяной апокалипсис

Собрав всё необходимое, пермяки отправились в путь. Маршрут предполагался четырёхдневный: по реке Койва от Тёплой горы до Чусовой.

«Вначале всё шло, как обычно. Весенняя река бурная, полноводная. Но нам удавалось укротить водную стихию. Пока не случился настоящий апокалипсис. В 30 км от начала пути на реке начались ледяные заторы. За три дня мы прошли всего 3 км! А потом случилось самое страшное. Нас зажало во льду и понесло на «расчёску» (дерево, нависающее над рекой и перегородившее русло – прим. Ред.). Вот тут адреналин забил по-настоящему! Одного товарища скинуло в воду. Нас несло с такой скоростью, что мы не успели даже подать ему руку. Его спас жилет. Он выбрался на берег. А мы так и летели вперёд. Мы не могли остановиться. Это был ужас! Наконец нам удалось сбросить скорость, и мы выбрались на берег.

«Берегом» оказался крутой склон горы под 45 градусов. Хватаясь за стволы деревьев, мы взобрались на сушу. Стоя по колено в снегу, мы приходили в себя. Сотовой связи нет, до ближайшего населённого пункта десятки километров, назад возвращаться нереально. Ножи, куртки, спальники вместе с едой ушли под воду. Наш товарищ, слава Богу, живой, где-то по лесу идёт за нами. Нас охватывала паника.

Уже темнело. Кое-как сложили на склоне костёр, он скатывался, плохо горел. Одежду сушили на себе. Палатки утонули, поэтому пришлось ночевать прямо на снегу. Сил не осталось, и мы легли под дерево, чтобы хоть как-то, под толстыми ветками, укрыться от ночной изморози. Мы не говорили этого вслух, но у каждого уже были мысли, что мы замёрзнем тут насмерть. Особенно сильно стресс подействовал на нашего приятеля, который в полнейшем изнеможении наконец добрался до нас. Для него, в отличие от нас всех, это был первый сплав. Он не был готов к такому повороту событий. Мы старались успокоить его. Хотя и нам казалось, это конец. Спасения не будет. Глухомань такая, что хоть закричись, никто не услышит», - вспоминает Роман.

Дорога домой

«На следующий день свершилось настоящее чудо. По реке шли два катамарана (такие же, видать, экстремалы). Они и помогли нам выбраться из снежного плена и добраться до людей.

Измученные, потерявшие половину снаряжения, мы вернулись домой. О, какое это счастье – родной, тёплый дом! Удивительно, но из нас никто не заболел простудой.

Пойдём ли мы ещё раз на сплав? Конечно! Только будем относиться к нашему походу серьёзнее. Наша халатность чуть не стоила нам жизни», - признаётся турист.

По словам Романа, главная проблема прикамских сплавщиков в том, что они не могут получить достоверную информацию об открытии рек. Нет такого информационного центра.

Комментарий специалиста

«Туристы совершили большую ошибку, не зарегистрировав свой поход. Кроме того, обязательно нужно заранее проработать маршрут, чтобы в последующем иметь представление о своём местонахождении. Знать, где ближайшие населённые пункты, дороги, проходящие вдоль запланированного маршрута. Также любители сплавов должны иметь при себе средства для розжига огня в водонепроницаемых пакетах, специальные пледы. Всегда быть готовым к развитию любой ситуации, не отвлекаться, чтобы не пропустить опасность», - говорит Дмитрий Молоков, старший госинспектор ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Пермскому краю.