«Изобретаем будущее» – это мультимедийный лонгрид издания «АиФ-Прикамье» о детях, которые искренне хотят изменить мир к лучшему, исправить несправедливость, облегчить жизнь людей своими техническими решениями.
На сайте проекта 12 юных изобретателей из Перми рассказали историю своих разработок, а их наставники поделились советами, как привить ребёнку интерес к изобретательству. Какие идеи воплощают в жизнь дети? Что патентуют юные исследователи? Как вырастить гения? Ищите ответы на эти и другие вопросы в историях, опубликованных ниже.
Наставником Даши является её мама Ксения Мохова
Пермячка считает, что все дети по природе гениальны и уникальны, потому что так работает их мозг. Главное – это знать, как и каким образом развивать эти качества, чтобы они не угасли.
– Хочет ребёнок клеить, лепить, рисовать – пусть клеит, лепит и рисует. Давайте детям бумагу, пластилин, краски – всё, что угодно. Вокруг ребёнка нужно создать творческую среду.
Что касается Даши, то она участвует в различных конкурсах, посещает много мероприятий. Там она общается с другими детьми-победителями, с изобретателями и экспертами. Конкурсная деятельность – тоже часть среды, которая способствует развитию творчества ребёнка.
– Ребёнок сам по себе не разовьётся. Он как комнатный цветочек, который нужно поливать и удобрять. Соответственно, только вкладывая в ребёнка вы получите результат.
Даша два раза в неделю посещает библиотеки, ещё два раза в неделю – другие занятия, в том числе дистанционные. Она не сидит без дела. Только так возможно воспитать гениального ребёнка.
– Каждый ребёнок индивидуален, и нельзя подобрать какое-то универсальное правило, которое будет работать на всех. Нужен индивидуальный подход. Кто как ни родители знают лучше всего своего ребёнка? Только родители. И ваша задача подобрать для него педагога и занятия, исходя из его интересов и возможностей.
– Ребёнку нужно давать развитие в разных направлениях, но ограничивать в сфере его интересов. То есть, если ребёнок любит рисовать и лепить, то пусть развивается в этом. Не надо распыляться на многие направления, ведь везде не успеть. К примеру, Даша в пять лет придумала первое изобретение, сказала «Я люблю изобретать» и теперь мы двигаемся в этом направлении.
Наставник
Карины – её мама Мария Тюленева
Пермячка работает педагогом дополнительного образования
Пермского краевого центра «Муравейник»
– Детям важна поддержка семьи. Они, можно сказать, этим подпитываются. Успех зависит от одобрения самых близких людей.
– Нужно не только уметь разговаривать и договариваться с ребёнком, но и быть друзьями, чтобы он воспринимал вашу точку зрения. То есть важно не навязывать своё мнение, а аргументировать свою позицию и выслушивать мнение ребёнка. Это уже другой уровень доверия.
– Как правило, когда ребёнок идёт в первый класс, то родители стараются записать его во все кружки и секции. Но ваш сын или дочь могут не хотеть заниматься тем, что вы выбрали. Тут надо дать возможность попробовать, не потеряв существующего доверия. Может произойти ситуация, когда ребёнок не хотел идти на кружок, походил и понял, что ему нравится, или, наоборот, хотел – стал ходить – не понравилось. Надо пробовать и искать.
Например, Карину с детского сада мы куда только не водили. Поняли, что спорт и танцы – это не совсем то, что ей подходит, ей нужно что-то более спокойное, где необходима усидчивость. Она пошла на рисование и вернулась со словами «Да, это моё». Сейчас она уже думает, как развиваться в этом направлении: двигаться в рисовании, пойти в дизайн или оформление.
– Нужно высвобождать время для своего ребёнка. Уделять ему как можно больше внимания, чтобы оглядываясь назад не жалеть об упущенных возможностях.
Например, у нас вся проектная, учебная и рабочая деятельность распределены с понедельника по пятницу, а суббота и воскресенье – это время для совместного времяпрепровождения и отдыха. У нас почти все выходные расписаны: куда мы все вместе идём, что делаем. Это позволяет разнообразить повседневную жизнь и заряжает ребёнка на всю неделю.
Наставник Егора – Павел Кокшаров
Он считает, что дети в принципе предрасположены к изобретательству,
и способных ребят больше, чем кажется.
В большинстве случаев это можно развить.
– Нужно создать вокруг детей среду, которая будет способствовать техническому творчеству. К примеру, можно смотреть научно-фантастические фильмы и вместе с ребёнком мечтать о том, чего сейчас нет, но что может появиться с учётом развития науки и техники.
– Стоит записывать ребёнка в разные кружки, чтобы он попробовал силы в разных направлениях научно-технического творчества. Среди них должно найтись, что будет наиболее интересно ребёнку, где он сам начнёт генерировать идеи, и с помощью наставников создавать какие-то продукты: изобретать или делать проекты, участвовать в различных конференциях и конкурсах, работать в команде.
– Несмотря на то, что сегодня компьютер может быть полностью заменён телефоном или планшетом, необходимо, чтобы он у ребёнка был. Именно работа на компьютере наиболее универсальна: развивает и руки, и мозг. Это не только средство для потребления контента, но и для его создания. Кроме того, навыки работы с компьютером пригодятся в будущей жизни, в той профессии, которую выберет ребёнок.
– В интернете сейчас много ресурсов, на которых собран чей-то опыт о создании различных устройств, изобретений, полезных в быту вещей. Зачастую они создаются без специального оборудования, из подручных средств. Можно по этим видеоурокам делать с детьми какие-то изделия. Да, пусть это уже придумано другим человеком, но на основе этого знания и умения ребёнок может позже придумать что-то своё, уникальное.
Поддерживает Дашу во всех начинаниях её мама – Ирина Шейнина
Она считает, что её дочь может стать примером для ребят с инвалидностью. Ведь Даша наравне со здоровыми ребятами участвует в разных мероприятиях, живёт интересно, ярко и насыщенно. И здоровье для этого не помеха.
– Во-первых, нужно верить, доверять, прислушиваться и интересоваться жизнью ребёнка, чтобы он знал, что с любой своей идеей он может подойти к вам и его не прогонят, что у него есть надёжный тыл и поддержка во всём. Это очень важно.
У меня, например, гуманитарное образование, и я мало чем могу помочь дочери в техническом плане (программировать и паять не умею), но поддержать морально и быть опорой, на которую можно положиться, могу.
– Во-вторых, что такое современный ребёнок? Тот, кто много времени проводит в гаджетах, в виртуальной реальности. Необходимо научить его жить в реальном мире. И за проделки в этом реальном мире не ругать, а позволять экспериментировать. Не всегда эти эксперименты будут удачными. Но если реагировать на это негативно, то в конечном итоге ребёнок просто будет бояться пробовать что-то новое.
Однажды я пришла домой и увидела, что унитаз в доме кислотно-розового цвета. У Даши был не самый удачный эксперимент – попытка создать слайм из подручных средств, не применяя тетраборат натрия. Реакция могла быть разной. Можно злиться, но зачем? Это же хорошо, что ребёнок посвятил время реальной, а не виртуальной жизни.
– В-третьих, надо научить ребёнка ценить и беречь своё время. Если грамотно составить расписание, правильно использовать своё время, а не тратить его на ерунду, то можно успеть многое, при этом не сильно уставать и сохранять здоровье.
Даша учится в двух школах, занимается в Кванториуме, изучает дополнительно английский язык, а недавно начала ходить на волейбол. И всё это за 24 часа.
– Четвёртый мой совет – учите иностранные языки. Это тренирует память, мышление, полезно для развития. Кроме того, расширяет границы возможностей ребёнка, так как сейчас много конкурсов, которые требуют знания иностранных языков. В конце концов, изобретательство – это не только про паяльники и микросхемы. Это сочетание технического, творческого и гуманитарного начала.
За разработку «Тренерской доски» Демид получил гран-при международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее».
Наставник Демида – учитель лицея
им. Ломоносова Александр Волегов
– Привить интерес ребёнка к изобретательству нельзя. Если человек сталкивается с трудностями, то пытается их решить – это неизбежно. Мы так устроены. Всё что видим вокруг – это результат того, что кто-то нашёл способ, придумал устройство, чтобы справиться с этими трудностями. Поэтому надо не прививать интерес к изобретательству, а позволять ребёнку расти в его желании изменить что-то вокруг. Не надо его толкать, лучше не мешать. Главное – внутреннее желание что-то создать и оно не должно быть кем-то навязано, – считает наставник.
– Надо понимать, что любое изобретение – это в начале фантазия. Это то, чего раньше не было, но его создали на основе того, что существовало и раньше. Поэтому первое, на что я делаю упор на уроках – это развитие творческого воображения.
С ребёнком можно сочинять сказки, рисовать абстракцию и придумывать на что это похоже. Задача наставника – дать возможность творить вне физических, биологических и других законов. Нужно убрать любые рамки, чтобы потом заглянуть за них.
– После того, как мы пофантазировали, переходим к решению практических задач. К примеру, есть сборник по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач). Это реальные практические задачи с ответами. Дети анализируют ситуацию и приходят к необходимому ответу. Сделать это можно разными путями, вариантов много. Главное – не бояться предложить свою идею. Кстати, если ребёнок хорошо сочиняет сказки, то эти задачи легче ему даются.
Но иногда идеи бывают безумными и невероятно дорогими. Нужно всё по порядку разобрать. Поэтапно поставить ограничители, которые существуют в реальном мире (законы физики, бюджет и т. д.).
– Ребёнку нужно помочь найти то, что ему, действительно, интересно. Задача наставника – развить этот интерес, поощрять инициативу, дать шанс попробовать разное, не давать лениться. Но не переусердствовать, чтобы у ребёнка не началось отрицание.
– Наконец, если вы развили у ребёнка творческое воображение, у него появилось умение находить обходные пути, искренний интерес, то можно переходить к решению реальной проблемы.
К примеру, Демид сначала не хотел заниматься изобретательской деятельностью. Однажды я его спросил: «Что тебе нравится?», он ответил – «Футбол». Тогда я предложил ему обратить внимание на проблемы, связанные с этим видом спорта. Подумав, он сказал, что не все ребята хорошо понимают тактику, и у него возникла идея тренерской доски. Дальше он всё сделал сам.
Ученик лицея им. М.В. Ломоносова Юрий Макаров создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника
Ученик лицея им. М.В. Ломоносова Юрий Макаров создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника
С проектом «Выпрямителя спины» Юра Макаров прошёл в финал Всероссийского конкурса-акселератора научно-технических и инновационных проектов обучающихся «Большая разведка. Школьный трек», Всероссийского конкурса «Startup Junior», также стал финалистом Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI).
Наставник Юры – директор и основатель лицея
им. М.В. Ломоносова Надежда Денисова
Педагог считает, что за изобретательской деятельностью будущее.
– Главное – научить ребёнка видеть трудности и задачи, которые нас окружают. Если вдруг ему что-то мешает или, наоборот, чего-то не хватает, то нужно научить это подмечать и говорить об этом. И относиться к этому не как к проблеме, а как к задаче, которую можно решить.
Например, Юра заметил, что ребята за столами сидят в согнутом положении, криво, а учитель тратит много времени, чтобы поправить их. И он понял, что это проблема, пришёл и сказал мне об этом. Я ответила: «Давай думать, как исправить ситуацию». И у него родилась идея создать «Выпрямитель спины», чтобы сэкономить время учителя и сделать так, чтобы дети были здоровы.
– Если ребёнок научился подмечать задачи, то со взрослым в процессе общения, он может найти решение. Думать можно вместе. К примеру, устраивать мозговые штурмы, подсказывать что-то, может быть найти педагога, который разовьёт потенциал вашего ребёнка.
– Нужно интересоваться жизнью ребёнка и подогревать его интерес. То есть направлять своё родительское внимание на сына или дочь, чтобы знать, что его интересует в данный момент, видеть плодотворные моменты и развивать их.
Надо быть рядом, направлять его в правильное русло и говорить, что ему по силам решение многих задач. Когда родители заинтересованы в идеях своих детей, то это даёт огромные результаты.
– Не нужно ограничивать детей в фантазиях. Не стоит им навязывать своё взрослое видение. Детям это важно. У них нет границ и пределов, гораздо шире видение мира и понимание возможностей. Наставник должен помочь этой широтой делиться.
Если ребёнок считает, что на Юпитере можно построить отель, то не стоит говорить, что «Юпитер – далеко». Скажите лучше: «Да, это возможно». Пусть думает, как это осуществить. В процессе он узнает, сколько лететь до планеты, изучит весь процесс. В конце концов, он либо решит эту задачу, либо найдёт тысячу других.
Наставник Ксюши – её мама Марина Рухлядева
Пермячка работает педагогом-психологом и учителем начальных классов школы № 101 г. Перми
– На мой взгляд, всё должно идти от ребёнка. Возникает проблема и её нужно и можно решить. К примеру, у Ксении появилась необходимость в тренажёре, который помог развиваться в её увлечении. Она точно знала, что ей надо и сделала устройство, которое было ей необходимо.
– Нужно верить в своего ребёнка, не отвергать его идеи, ни в коем случае не говорить: «Ой, что ты там придумал опять». Самое главное услышать, принять и постараться ему помочь.
С Ксюшей было так: у неё возникла проблема, она её озвучила. И мы вместе начали думать над вариантами решения.
– Необходимо поддерживать ребёнка в любом начинании. Но одно дело – придумать, другое дело – изобрести и презентовать. В этом у вашего сына или дочери могут возникнуть сложности, поэтому надо помогать не только словом, но и делом.
Приведу пример: папа у нас инженер, Ксюша накидывала идеи, а он помогал их воплотить в жизнь. Понятно, что у ребёнка на тот момент не хватало каких-то знаний и умений, но в процессе создания прототипа она всё изучала, помогала папе собирать тренажёр, красить его. А я со своей стороны помогала в оформлении всех работ, в их продвижении на конкурсах и конференциях.
– Огромную стимулирующую роль играют конкурсы. В них нужно участвовать.
Первый раз нам предложили поучаствовать в конкурсе в школе, мы согласились. Выступив, поняли, что тема, с которой мы участвовали, актуальна и интересна не только для нас. Это двигало и вдохновляло на работу. Члены жюри, эксперты давали советы, тренажёр не раз модернизировался. От одного конкурса к другому он становился лучше.
Кроме того, ребёнку приятно получать внимание, призовые места и награды.
Наставник школьницы и поддержка во всём – её мама Елена Позверг
У пермячки три дочки (одна – студентка и две школьницы). Она считает, что изобретательство для детей как игра, через которую они познают мир.
– Заставлять детей заниматься изобретательством не надо. Если это будет из-под палки, то ничего хорошего не выйдет. Нужно мотивировать, а не заставлять.
Например, для Вики серьёзной мотивацией является возможность попасть в Международный детский центр «Артек». Она уже была там и ей очень понравилось. Теперь она знает, что нужно заниматься изобретательской деятельностью, чтобы появилась возможность попасть в этот лагерь.
– Детям обязательно нужен наставник. Ведь одно дело изобрести что-то, другое дело описать этот продукт и продвинуть его. Дети не умеют читать положения о конкурсах, не разбираются в терминах, не знают о каких-то требованиях. Это всё до определённого момента должен делать взрослый.
Конечно, можно найти наставника. Но родителю лучше самому стать этим наставником. Потому что чужой ребёнок – всё равно чужой, а свой ребёнок – свой. Родитель сделает всё возможное, чтобы помочь сыну или дочери.
– У детей фантазия работает не так, как у взрослых. Они ещё не изучили физику и не обременены многими законами, условностями и стереотипами. Задача родителей – подсказывать своим детям, задавать наводящие вопросы, чтобы они свою фантазию подстраивали под реальность. Но ни в коем случае не нужно их ограничивать, не стоит говорить, что у них что-то может не получится.
Да, у ребёнка сейчас может не быть компетенций, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Но желание изобрести что-то заставит его получить всё необходимое. К примеру, чтобы сделать панели для проекта «BeeBlocks», Вике надо было освоить программу по прототипированию. А чтобы понять, какой мох посадить, необходимо было всё о нём узнать: какие есть разновидности, как его выращивать.
– У каждого ребёнка свой характер. Надо найти к нему подход и понять, как вы можете помочь ему во время стресса. Кого-то достаточно просто обнять, чтобы снять напряжение, с кем-то не стоит расслабляться, наоборот нужно настоять на своём, чтобы он пошёл вперёд.
К примеру, я знаю, что если Вика голодная, то её не заставишь работать. Порой даже на конкурсе ждёшь своего выступления и это занимает много времени. Дочь может проголодаться, начинает нервничать. Мой рецепт такой: на выступление она не должна пойти голодной, мне необходимо дать ей бутерброд, какую-нибудь булочку. Всё встаёт на свои места и Вика прекрасно выступает и не нервничает.
Наставник Вани –
его мама – аналитик Татьяна Волкова
У пермячки трое детей. Она считает, что дети – лучшие тренеры личностного роста.
– Самое главное – любовь. В широком её понимании: любовь к миру, к себе, к окружающим. И, конечно, родительская любовь.
Если человек будет жить в атмосфере любви, то он обязательно задумается над тем, как может помочь людям и миру, без ущерба для себя и для природы – не пройдёт мимо брошенного фантика, придумает новое устройство, которое облегчит жизнь. Это всё о любви.
– Умение удивляться важно для любого человека, а для родителя особенно. Нужно уметь удивляться окружающему миру, жизни, своему ребёнку. Жить с широко открытыми глазами.
Ребёнок не так давно пришёл в этот мир, ему всё удивительно. Нам взрослым – всё привычно. Мы смотрим на обычные вещи обыденным взглядом и не замечаем многих интересных вещей. У детей нет многих знаний – значит, нет ограничений в фантазии. Они мыслят нелинейно, нестандартно. Мы – взрослые должны учиться этому у детей и поощрять их за это.
– Важно, чтобы родители сами умели и любили учиться – были готовы получать знания во всех областях и передавать их детям, а иногда и учиться у своих детей. Потому что они ставят задачи, решение которых не всегда лежит на поверхности, их нужно искать.
– В последнее время большой общественный прессинг на родителей. Говорят, к примеру: «Если ребёнка вовремя не отдать на развивающее обучение, то всё пропало». И родители под этим гнётом не могут правильно определить, что же нужно ребёнку. Поэтому надо научиться слушать себя и своего сына или дочь – не просто запихивать его туда, где престижно, а понять, что ему действительно необходимо.
Наставник Софьи – Вера Леонова
Руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника»
– Ребёнка нужно заинтересовать, то есть создать для него мотивацию. Если он не видит смысла в проекте, либо будет делать неохотно, либо перестанет этим заниматься.
Дети, особенно маленькие, достаточно любопытны. Если это чувство подкреплять чем-то, то это первый шаг к увлечению изобретательской деятельностью. Например, понравилась ребёнку бабочка – родитель может предложить ребёнку посмотреть, какие бабочки вообще бывают. Если заинтересовался самолётами и ракетами – поддержать его в получении информации о них, в конце концов, купить конструктор.
– Если вы сами будете заинтересованы в изобретательстве, будете гореть какой-то идеей, то ребёнок будет брать пример.
Работая педагогом-наставником, заметила, что дети, которые добиваются успеха, либо сами имеют высокую мотивацию, либо – их родители. Именно они поддерживают ребёнка даже в самых, казалось бы, незначительных начинаниях. Поэтому успех зависит от вас.
– Если у родителя нет опыта и возможности самому стать наставником, то лучше найти опытного взрослого, под руководством которого будет работать ребёнок.
Ведь на самом деле в проектной изобретательской деятельности есть несколько ступеней. Первая - заключается в работе с маленькими детьми (до 5-го класса). В этот период работа наставника – это 90% всей работы ребёнка, потому что взрослый должен сопровождать его на каждом этапе проекта. Вторая – это работа с ребятами постарше (6-8 класс). Здесь уже 50% работы делегируется им. Третья – ребята 9-11 классов уже имеют опыт проектной деятельности, и 90% – это работа ученика. Наставник лишь направляет, подсказывает, как можно работать с этим проектом дальше.
– Никогда не говорите ребёнку, что его проект плохой. Не стоит давать негативных оценок его работе. Детский проект всегда хорош, просто его нужно доработать в той или иной степени. Именно взрослый может подсказать в какую сторону развивать проект, что нужно доделать. В будущем ваш сын или дочь научится делать что-то более интересное и сложное. Просто для этого нужен опыт и время.
Наставник Андрея – его папа Дмитрий Кузякин
Он – педагог дополнительного образования и руководитель Био- и Наноквантумов детского технопарка «Кванториум Фотоника»
– Родители порой хотят, чтобы ребёнок стал, к примеру, айтишником, а школьник понимает, что это не его сфера. Не стоит зацикливаться на одном направлении, тем более, если оно ребёнку не нравится. Дайте ему попробовать свои силы в разных областях, вариантов сегодня много.
У нас в Кванториуме есть робо-, аэроквантум, хайтек и многое другое. Андрей попробовал себя почти во всём до того, как попал ко мне на занятия в биоквантум. Кто-то из родителей переживает, что ребёнок переходит от направления к направлению. А я считаю, что это не плохо. Таким способом сам ребёнок найдёт то, что ему ближе, и в будущем сделает осознанный выбор того же вуза, а не пойдёт наугад, как это часто бывает.
– Дети не всегда понимают, что такое дедлайн (крайний срок выполнения задачи или работы). У них, как правило, нет ещё строго распорядка (хотя есть исключения). Большинство детей не привыкли, что надо сделать что-то к определённому числу, и в нужный момент им надо напомнить об этом, где-то заставить. Не силой, а словом. Дать мотивацию.
В этом как раз помогает участие во всевозможных конкурсах. Дети начинают понимать, что надо сделать к определенному сроку.
– Для ребят важна командная работа. Прекрасный вариант, когда в команде собираются ребята, занимающиеся разными направлениями, с разными скилами (навыками).
Например, нам, биологам, очень часто не хватает знаний в IT-сфере, и наоборот – айтишники нуждаются в знаниях биологии. В сборных командах ребята поддерживают и дополняют друг друга. Это эффективно. Шансов на успех сразу становится гораздо больше.
– Желательно, чтобы родители сами участвовали в изобретательской деятельности детей, помогали им. Когда есть заинтересованность, то результат налицо. Родительская поддержка – это 90% успеха. Конечно, есть дети, у которых глаза горят, они готовы стены прошибать. Однако всё равно родители должны интересоваться и помогать своим детям, а не просто пристраивать на какие-то занятия.
Один из наставников девочки – Светлана Кислицына
Учитель начальных классов и заместитель директора по инновациям школы № 93
– У детей нестандартное мышление: они фантазируют, воображают, придумывают. Взрослые мыслят по-другому. Они могут считать, что детские идеи осуществить невозможно. Но в результате, когда вникают, часто получаются интересные проекты и новые изобретения. Поэтому никогда не запрещайте ребёнку фантазировать, потому что именно фантазия порождает что-то новое.
– Чтобы ребёнок мог найти себя, у него должен быть выбор, возможность попробовать разнообразные направления: не получается в робототехническом творчестве – пусть идёт на 3D-моделирование, не получится там – пусть попробует свои силы в экологическом творчестве и так далее.
– Когда ребёнок чувствует поддержку семьи – он всё больше увлекается творчеством, а когда не чувствует, интерес угасает. И как бы наставники ни старались, всё равно ребёнку нужна помощь родных.
Например, детям сложно оформлять свои проекты – они могут проговорить всё, но чтобы написать текст, им нужна помощь взрослых. Наставник не может напечатать работу и сделать презентацию всем детям. В школе лишь рождается идея, делается модель, но доработка проекта, как правило, идёт дома. Поэтому родителям важно наладить общение с наставником ребёнка, а наставнику важно вовлечь в изобретательскую деятельность родителей. Без такого тесного сотрудничества с семьёй юного изобретателя не вырастить.
– Дети должны участвовать в конкурсах. Так они начинают видеть результат своей работы, получают признание, награды и у них появляется стимул творить дальше.
Не стоит опускать руки после первой неудачи, ведь везде разные критерии оценки. К примеру, однажды команда наших школьников приняла участие в городском конкурсе. Их изобретение никто не понял, ребята получили лишь сертификаты участников. Но мы отправили их проект на другие конкурсы. И представьте себе, на международной выставке они получили золотую медаль.
Ну, и конечно, участвовать в конкурсах нужно так, чтобы времени хватало на всё остальное. Взрослым надо помогать детям учиться распределять время.