ИЗОБРЕТАЕМ БУДУЩЕЕ
Мультимедийный лонгрид
12 историй детей-изобретателей
О проекте

«Изобретаем будущее» – это мультимедийный лонгрид издания «АиФ-Прикамье» о детях, которые искренне хотят изменить мир к лучшему, исправить несправедливость, облегчить жизнь людей своими техническими решениями.


На сайте проекта 12 юных изобретателей из Перми рассказали историю своих разработок, а их наставники поделились советами, как привить ребёнку интерес к изобретательству. Какие идеи воплощают в жизнь дети? Что патентуют юные исследователи? Как вырастить гения? Ищите ответы на эти и другие вопросы в историях, опубликованных ниже.

Проект «Изобретаем будущее»
История одной юной изобретательницы
Попит Пифагора
9-летняя ученица школы № 30 Даша Мохова
изобрела интеллектуальный тренажёр
В коллекции юного изобретателя уже около 40 разработок
Даша Мохова занимается изобретательством с пяти лет. Первый проект девочки – будка, которая растёт вместе со щенком.

Сейчас в коллекции юного изобретателя уже около 40 разработок: это и картотека «Космические изобретения», и «ЛЕГО – сортер», и футболка туриста «РукоВодитель по Перми». В Роспатент поданы заявки на модель устройства для надевания бахил и промышленный образец познавательной настольной игры «С юбилеем, Пермь!» к 300-летию города.

Даша неоднократно становилась победителем различных конкурсов. Самый масштабный и престижный – Международная выставка юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI). В 2022 году она прошла на базе штаб квартиры в городе Тайбэй (Тайвань). В выставке приняли участие 170 команд из Китая, Гонконга, Индонезии, Таиланда, Японии, Макао, Сингапура, Тайваня и Беларуси и других стран мира. Даша Мохова представила сразу два своих изобретения и получила спецпризы конкурса.

Первая идея девочки, которую высоко оценило жюри IEYI, заключается в создании «Безопасного каблука». Школьница предложила помещать шпильки туфель в прозрачную устойчивую платформу. Так, по мнению Даши, уменьшатся риски подвернуть ногу.

Следующей идеей девочки, которая впечатлила жюри международного конкурса, стал «Попит Пифагора». Юный изобретатель подробно рассказала о своём изобретении – листайте карточки с информацией об этом проекте ниже.
Как пришла идея?
Во втором классе мы стали изучать таблицу умножения. Это было нелегко. В то время был популярен поп-ит. Я решила, что можно совместить эту антистресс игрушку с таблицей умножения. Так и получился «Попит Пифагора».
Несмотря на серьёзную изобретательскую деятельность, Даша ещё ребёнок. И, наверное, как у каждого ребёнка у неё есть любимая игрушка – уточка по кличке Лана. Девочка верит, что она приносит ей удачу, поэтому нередко берёт её с собой на конкурсы изобретателей. Кстати, когда Даша выступала онлайн на Международной выставке (IEYI) со своими проектами, Лана была рядом.
Даша занимается не только изобретательством, она также любит писать стихи
Помимо изобретательства школьница занимается танцами, ходит на кружок «Авиамоделирование», любит путешествовать и писать стихи. Вот один из них:

Я люблю изобретать: нужное, полезное,
Ведь о будущем мечтать мне очень интересно.
Полететь за млечный путь с инопланетянами,
Дождь к пожару повернуть с храбрыми пожарными.

Пусть пустыни зацветут садами и цветами,
А болезни пропадут вмиг с вирусами сами.
Ранец в школу чтоб летать, вечную конфету.
Я люблю изобретать, скажу вам по секрету!

Наставником Даши является её мама Ксения Мохова

Пермячка считает, что все дети по природе гениальны и уникальны, потому что так работает их мозг. Главное – это знать, как и каким образом развивать эти качества, чтобы они не угасли.

Как привить ребёнку
интерес к изобретательству?
Советы мамы Даши, педагога дополнительного образования Пермского краевого центра «Муравейник» Ксении Моховой
  • Творческая среда

    Хочет ребёнок клеить, лепить, рисовать – пусть клеит, лепит и рисует. Давайте детям бумагу, пластилин, краски – всё, что угодно. Вокруг ребёнка нужно создать творческую среду.


    Что касается Даши, то она участвует в различных конкурсах, посещает много мероприятий. Там она общается с другими детьми-победителями, с изобретателями и экспертами. Конкурсная деятельность – тоже часть среды, которая способствует развитию творчества ребёнка.

    1
  • Дисциплина

    – Ребёнок сам по себе не разовьётся. Он как комнатный цветочек, который нужно поливать и удобрять. Соответственно, только вкладывая в ребёнка вы получите результат.


    Даша два раза в неделю посещает библиотеки, ещё два раза в неделю – другие занятия, в том числе дистанционные. Она не сидит без дела. Только так возможно воспитать гениального ребёнка.

    2
  • Индивидуальный подход

    – Каждый ребёнок индивидуален, и нельзя подобрать какое-то универсальное правило, которое будет работать на всех. Нужен индивидуальный подход. Кто как ни родители знают лучше всего своего ребёнка? Только родители. И ваша задача подобрать для него педагога и занятия, исходя из его интересов и возможностей.

    3
  • Сфера интересов

    – Ребёнку нужно давать развитие в разных направлениях, но ограничивать в сфере его интересов. То есть, если ребёнок любит рисовать и лепить, то пусть развивается в этом. Не надо распыляться на многие направления, ведь везде не успеть. К примеру, Даша в пять лет придумала первое изобретение, сказала «Я люблю изобретать» и теперь мы двигаемся в этом направлении.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История одной юной изобретательницы
Мотивация в автобусах
Ученица школы № 14 Перми Карина Тюленева запустила видеоролики в общественном транспорте города
Карина хотела, чтобы её рисунки увидело как можно больше людей
Третьеклассница Карина Тюленева любит рисовать. Третий год девочка совершенствует свои навыки – ходит на кружок в центр детского творчества. За это время у неё накопилась целая коллекция рисунков. Хранилась она дома в обычной папке. А девочка мечтала, чтобы её работы увидело как можно больше людей. Желание поделиться своим творчеством переросло в авторский проект «Создание мотивационного видеоролика». Листайте карточки с информацией об этом проекте ниже.
Как возникла идея?
– Рисунков у меня много и видели их только родные. Некоторые рисунки - друзья. Но у меня же красиво получается, поэтому захотелось показать их кому-нибудь ещё. Рассказала об этом маме, а она говорит: «Давай думать, где их можно ещё показать». Однажды я ехала в автобусе и обратила внимание на экраны. Подумала, вот же где можно показать мои рисунки. Хотя просто их перелистывать не интересно и родилась идея – наложить на рисунки мотивационные фразы, чтобы поднять настроение людям, которым может быть в эту минуту не просто. Вот примеры фраз: «Посмотри на мир с другой стороны» или «Рядом есть тот, кто всегда тебя поддержит», – ответила Карина Тюленева.
Третьеклассница заняла призовые места на региональном и российском конкурсах
С проектом «Создание мотивационного видеоролика» Карина Тюленева участвовала в краевом конкурсе «Юные техники 21 века» и заняла первое место. Позже, как победитель, она отправилась на Всероссийский конкурс «Юных изобретателей и рационализаторов», где заняла третье место. Теперь девочка думает о создании второго мотивационного ролика, ведь её коллекция рисунков пополняется. Эта идея получила положительный отклик у горожан. Некоторые фотографировались с рисунками на экране и выкладывали в соцсетях.
Карина имеет награды не только за идею запуска мотивационного видео в автобусах. Например, её работа «Портрет изобретателя» была отмечена спецпризом Международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее» в номинации «Мастер дизайна». Кроме рисования, девочка занимается проектами экологической направленности, а также разрабатывает настольную игру, посвящённую родному району города.

Наставник

Карины её мама Мария Тюленева

Пермячка работает педагогом дополнительного образования

Пермского краевого центра «Муравейник»

Как привить ребёнку
интерес к изобретательству?
Мария Тюленева поделилась секретами воспитания дочери
  • Поддерживать

    – Детям важна поддержка семьи. Они, можно сказать, этим подпитываются. Успех зависит от одобрения самых близких людей.

    1
  • Быть друзьями

    – Нужно не только уметь разговаривать и договариваться с ребёнком, но и быть друзьями, чтобы он воспринимал вашу точку зрения. То есть важно не навязывать своё мнение, а аргументировать свою позицию и выслушивать мнение ребёнка. Это уже другой уровень доверия.

    2
  • Давать пробовать

    – Как правило, когда ребёнок идёт в первый класс, то родители стараются записать его во все кружки и секции. Но ваш сын или дочь могут не хотеть заниматься тем, что вы выбрали. Тут надо дать возможность попробовать, не потеряв существующего доверия. Может произойти ситуация, когда ребёнок не хотел идти на кружок, походил и понял, что ему нравится, или, наоборот, хотел – стал ходить – не понравилось. Надо пробовать и искать.


    Например, Карину с детского сада мы куда только не водили. Поняли, что спорт и танцы – это не совсем то, что ей подходит, ей нужно что-то более спокойное, где необходима усидчивость. Она пошла на рисование и вернулась со словами «Да, это моё». Сейчас она уже думает, как развиваться в этом направлении: двигаться в рисовании, пойти в дизайн или оформление.

    3
  • Проводить время вместе

    – Нужно высвобождать время для своего ребёнка. Уделять ему как можно больше внимания, чтобы оглядываясь назад не жалеть об упущенных возможностях.


    Например, у нас вся проектная, учебная и рабочая деятельность распределены с понедельника по пятницу, а суббота и воскресенье – это время для совместного времяпрепровождения и отдыха. У нас почти все выходные расписаны: куда мы все вместе идём, что делаем. Это позволяет разнообразить повседневную жизнь и заряжает ребёнка на всю неделю.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Фонтанчик для кота
13-летний ученик школы № 93 Перми Егор Копытов
создал фонтанчик-поилку, чтобы спасти своего кота от болезни
Желание спасти своего кота побудило шестиклассника создать фонтанчик-поилку
Шестиклассник Егор Копытов собрал питьевой фонтанчик, чтобы спасти своего кота Тихона от мочекаменной болезни. В 2022 году мальчик презентовал своё изобретение на Международной выставке юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI), которая прошла на о. Бали в Индонезии. Фонтанчик-поилку высоко оценило жюри в составе экспертов из 10 стран мира. Вернулся домой Егор с серебряной медалью конкурса. Теперь школьник планирует запатентовать эту идею.

Юный изобретатель поделился историей создания фонтанчика-поилки. Листайте карточки с информацией об этом проекте ниже.

Как пришла идея?
– В 2019 году моему коту Тихону поставили диагноз – мочекаменная болезнь. Ветеринар сказал, что ему нужно больше пить, что из-за нехватки воды у каждой второй кошки развивается эта болезнь, сообщил, что коты не любят застоялую воду, поэтому они нередко предпочитают пить её прямо из под крана, а не из миски. Однако это же не фильтрованная вода, а значит, небезопасная для здоровья. И я озадачился поиском питьевого фонтанчика, ведь вода в нём долго остаётся свежей и насыщенной кислородом. Подобных устройств в зоомагазинах я не нашёл, а под заказ его нужно было ждать месяц. Столько мы ждать не могли, поэтому я решил сделать такую поилку своими руками.
Егор Копытов начал работать над новым проектом
Егор признался, что не ожидал, что его изобретение понравится жюри и он получит приз международного конкурса. Он создавал поилку для домашнего пользования и думал прежде всего о здоровье любимого кота, а не о наградах. На выставку IEYI-2022 школьник поехал, что называется «на удачу».

Он не только получил «серебро», но и смог пообщаться с официальным лицом российского патентного центра. Егор узнал, как запатентовать своё изобретение и заработать на идее. Первые шаги в этом направлении он уже сделал – собрал все необходимые документы, осталось заявиться на патент. Сделать это юный Кулибин планирует совсем скоро.

На этом изобретении Егор не остановился. Сейчас он работает над новым проектом – делает роборуку (или протез руки). Помогает ему в этом руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника» Павел Кокшаров.

Наставник Егора – Павел Кокшаров

Он считает, что дети в принципе предрасположены к изобретательству,

и способных ребят больше, чем кажется.

В большинстве случаев это можно развить.

Как привить ребёнку
интерес к изобретательству?
Рекомендации Павла Кокшарова
  • Создать среду

    – Нужно создать вокруг детей среду, которая будет способствовать техническому творчеству. К примеру, можно смотреть научно-фантастические фильмы и вместе с ребёнком мечтать о том, чего сейчас нет, но что может появиться с учётом развития науки и техники.

    1
  • Пробовать

    – Стоит записывать ребёнка в разные кружки, чтобы он попробовал силы в разных направлениях научно-технического творчества. Среди них должно найтись, что будет наиболее интересно ребёнку, где он сам начнёт генерировать идеи, и с помощью наставников создавать какие-то продукты: изобретать или делать проекты, участвовать в различных конференциях и конкурсах, работать в команде.

    2
  • Обеспечить компьютером

    – Несмотря на то, что сегодня компьютер может быть полностью заменён телефоном или планшетом, необходимо, чтобы он у ребёнка был. Именно работа на компьютере наиболее универсальна: развивает и руки, и мозг. Это не только средство для потребления контента, но и для его создания. Кроме того, навыки работы с компьютером пригодятся в будущей жизни, в той профессии, которую выберет ребёнок.

    3
  • Перенять опыт

    – В интернете сейчас много ресурсов, на которых собран чей-то опыт о создании различных устройств, изобретений, полезных в быту вещей. Зачастую они создаются без специального оборудования, из подручных средств. Можно по этим видеоурокам делать с детьми какие-то изделия. Да, пусть это уже придумано другим человеком, но на основе этого знания и умения ребёнок может позже придумать что-то своё, уникальное.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История одной юной изобретательницы
Адаптер для инсулиновой помпы
Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина запатентовала устройство, которое должно облегчить жизнь диабетикам
Проект «Изобретаем будущее»
История одной юной изобретательницы
Адаптер для инсулиновой помпы
Ученица школы № 93 Перми Даша Шейнина запатентовала устройство, которое должно облегчить жизнь диабетикам
Школьница захотела облегчить
жизнь себе и другим людям с сахарным диабетом
Даша Шейнина увлеклась изобретательством во втором классе. Сейчас она – шестиклассница. За плечами 12-летней школьницы уже более десятка изобретений. Одно из них – «Устройство, предназначенное для регулирования длины медицинских катетеров путём сматывания их в катушку» – удалось запатентовать.

У Даши сахарный диабет и ей захотелось облегчить жизнь всем людям, у кого подобный диагноз. Она рассказала историю этого изобретения.
Как пришла идея?
– Мы с мамой играли, она случайно зацепила провод к канюле (тонкая иголка) и канюля выдернулась. Это было не очень приятно, и я начала думать, как же можно облегчить себе жизнь. На кружке 3D-рисования я увидела 3D-ручку с катушкой и проводом, подумала, что её можно использовать для помпы.
Даша думает стать архитектором или связать свою жизнь с изобретательством
Четыре года подряд Даша в составе команды России участвует в Международной выставке юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI). За это время она получила четыре спецприза, серебряную и бронзовую медаль. Кроме этого, девочка взяла абсолютное первенство среди юниоров на Международном форуме научной молодёжи «Шаг в Будущее» и не раз побеждала в конкурсе «НТСИ-SkАРТ» в Сколково. И это далеко не все награды школьницы.

Сейчас Даша совершенствует свои изобретения: фильтр на основе мха, работает над созданием умного рюкзака и придумывает новые проекты.

Помимо изобретательства с детства любит рисовать и ходит в художественную школу. В будущем она думает стать архитектором или связать свою жизнь с изобретательством (хочет работать в Сколково).

Поддерживает Дашу во всех начинаниях её мама – Ирина Шейнина

Она считает, что её дочь может стать примером для ребят с инвалидностью. Ведь Даша наравне со здоровыми ребятами участвует в разных мероприятиях, живёт интересно, ярко и насыщенно. И здоровье для этого не помеха.

Как привить ребёнку
интерес к изобретательству?
Советы Ирины Шейниной
  • Верить в своего ребёнка

    – Во-первых, нужно верить, доверять, прислушиваться и интересоваться жизнью ребёнка, чтобы он знал, что с любой своей идеей он может подойти к вам и его не прогонят, что у него есть надёжный тыл и поддержка во всём. Это очень важно.


    У меня, например, гуманитарное образование, и я мало чем могу помочь дочери в техническом плане (программировать и паять не умею), но поддержать морально и быть опорой, на которую можно положиться, могу.

    1
  • Жить в реальном мире

    – Во-вторых, что такое современный ребёнок? Тот, кто много времени проводит в гаджетах, в виртуальной реальности. Необходимо научить его жить в реальном мире. И за проделки в этом реальном мире не ругать, а позволять экспериментировать. Не всегда эти эксперименты будут удачными. Но если реагировать на это негативно, то в конечном итоге ребёнок просто будет бояться пробовать что-то новое.


    Однажды я пришла домой и увидела, что унитаз в доме кислотно-розового цвета. У Даши был не самый удачный эксперимент – попытка создать слайм из подручных средств, не применяя тетраборат натрия. Реакция могла быть разной. Можно злиться, но зачем? Это же хорошо, что ребёнок посвятил время реальной, а не виртуальной жизни.

    2
  • Научить ценить время

    – В-третьих, надо научить ребёнка ценить и беречь своё время. Если грамотно составить расписание, правильно использовать своё время, а не тратить его на ерунду, то можно успеть многое, при этом не сильно уставать и сохранять здоровье.


    Даша учится в двух школах, занимается в Кванториуме, изучает дополнительно английский язык, а недавно начала ходить на волейбол. И всё это за 24 часа.

    3
  • Учить иностранные языки

    – Четвёртый мой совет – учите иностранные языки. Это тренирует память, мышление, полезно для развития. Кроме того, расширяет границы возможностей ребёнка, так как сейчас много конкурсов, которые требуют знания иностранных языков. В конце концов, изобретательство – это не только про паяльники и микросхемы. Это сочетание технического, творческого и гуманитарного начала.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Тренерская доска
Ученик 4 класса лицея им. М.В. Ломоносова Демид Лядов создал устройство для тренировок
Спорт подтолкнул школьника к изобретению
Демиду Лядову 10 лет. Он любит играть в футбол. Занятия спортом подтолкнули мальчика к изобретению. Как это получилось? Об этом школьник рассказал в проекте «Изобретаем будущее».
Что и как изобрёл?
Я занимаюсь футболом. У нас в школе много ребят увлечённых этом видом спорта, есть своя команда. На занятиях тренер рисует тактические схемы на обычном листочке бумаге. Это, на мой взгляд, неудобно, и я подумал, что можно сделать тренерскую доску. Это устройство для демонстрации схем и упражнений.

Основу я сделал из пеноплекса, а изображение футбольного поля поместил под самоклеющуюся плёнку. Получилась доска, на которой можно рисовать обычным маркером, а потом стирать.

Дальше я хочу сделать вместо пеноплекса деревянную основу, и буду думать, как можно сделать плёнку более прочной.
Как пришла идея?
– Я занимаюсь футболом. У нас в школе много ребят увлечённых этом видом спорта, есть своя команда. На занятиях тренер рисует тактические схемы на обычном листочке бумаге. Это, на мой взгляд, неудобно, и я подумал, что можно сделать тренерскую доску. Это устройство для демонстрации схем и упражнений.

За разработку «Тренерской доски» Демид получил гран-при международного конкурса «Школьный патент – шаг в будущее».

Наставник Демида – учитель лицея

им. Ломоносова Александр Волегов

– Привить интерес ребёнка к изобретательству нельзя. Если человек сталкивается с трудностями, то пытается их решить – это неизбежно. Мы так устроены. Всё что видим вокруг – это результат того, что кто-то нашёл способ, придумал устройство, чтобы справиться с этими трудностями. Поэтому надо не прививать интерес к изобретательству, а позволять ребёнку расти в его желании изменить что-то вокруг. Не надо его толкать, лучше не мешать. Главное – внутреннее желание что-то создать и оно не должно быть кем-то навязано, – считает наставник.

Как научить ребёнка изобретать?
Четыре совета от Александра Волегова
  • Убрать рамки

    – Надо понимать, что любое изобретение – это в начале фантазия. Это то, чего раньше не было, но его создали на основе того, что существовало и раньше. Поэтому первое, на что я делаю упор на уроках – это развитие творческого воображения.


    С ребёнком можно сочинять сказки, рисовать абстракцию и придумывать на что это похоже. Задача наставника – дать возможность творить вне физических, биологических и других законов. Нужно убрать любые рамки, чтобы потом заглянуть за них.

    1
  • Добавить реальные ограничители

    – После того, как мы пофантазировали, переходим к решению практических задач. К примеру, есть сборник по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач). Это реальные практические задачи с ответами. Дети анализируют ситуацию и приходят к необходимому ответу. Сделать это можно разными путями, вариантов много. Главное – не бояться предложить свою идею. Кстати, если ребёнок хорошо сочиняет сказки, то эти задачи легче ему даются.


    Но иногда идеи бывают безумными и невероятно дорогими. Нужно всё по порядку разобрать. Поэтапно поставить ограничители, которые существуют в реальном мире (законы физики, бюджет и т. д.).

    2
  • Найти интерес

    – Ребёнку нужно помочь найти то, что ему, действительно, интересно. Задача наставника – развить этот интерес, поощрять инициативу, дать шанс попробовать разное, не давать лениться. Но не переусердствовать, чтобы у ребёнка не началось отрицание.

    3
  • Взять конкретную проблему

    – Наконец, если вы развили у ребёнка творческое воображение, у него появилось умение находить обходные пути, искренний интерес, то можно переходить к решению реальной проблемы.


    К примеру, Демид сначала не хотел заниматься изобретательской деятельностью. Однажды я его спросил: «Что тебе нравится?», он ответил – «Футбол». Тогда я предложил ему обратить внимание на проблемы, связанные с этим видом спорта. Подумав, он сказал, что не все ребята хорошо понимают тактику, и у него возникла идея тренерской доски. Дальше он всё сделал сам.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Выпрямитель спины

Ученик лицея им. М.В. Ломоносова Юрий Макаров создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника

Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Выпрямитель спины

Ученик лицея им. М.В. Ломоносова Юрий Макаров создал прототип стула для профилактики искривлений позвоночника

Второклассник создал прототип стула – помощника для спины
Юра Макаров учится во втором классе. Мальчик с удовольствие познаёт всё новое, не любит тратить попусту время, отведённое для занятий. Он придумал изобретение, которое помогает учителю и ребятам в классе меньше отвлекаться от темы уроков.

Школьник создал прототип «Выпрямителя спины». Это устройство предупредит искривления позвоночника.
Юра Макаров о своей разработке
– Я заметил, что на уроках русского языка, математики и чтения ученики всегда наклоняются к парте, и учитель делает замечания, чтобы спина была прямой и позвоночник не искривлялся. Пришла мысль создать стул-помощник, который бы удерживал спину, помогал держаться прямо, чтобы в будущем у ребят не было горбов и сколиоза.

Сначала сделал прототип стула из 3D-ручки, потом распечатал его на 3D-принтере. За весну мы попытаемся сделать стул уже в полном масштабе. Я буду усовершенствовать его, добавлю некоторые детали. Когда стул-помощник будет готов, то примусь за новый проект – создам игру для детей с инвалидностью. Чтобы они могли играть в неё на физкультуре.
Как пришла идея?
– Я заметил, что на уроках русского языка, математики и чтения ученики всегда наклоняются к парте, и учитель делает замечания, чтобы спина была прямой и позвоночник не искривлялся. Пришла мысль создать стул-помощник, который бы удерживал спину, помогал держаться прямо, чтобы в будущем у ребят не было горбов и сколиоза.

Сначала сделал прототип стула из 3D-ручки, потом распечатал его на 3D-принтере.

С проектом «Выпрямителя спины» Юра Макаров прошёл в финал Всероссийского конкурса-акселератора научно-технических и инновационных проектов обучающихся «Большая разведка. Школьный трек», Всероссийского конкурса «Startup Junior», также стал финалистом Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI).

Наставник Юры – директор и основатель лицея

им. М.В. Ломоносова Надежда Денисова

Педагог считает, что за изобретательской деятельностью будущее.

Как привить ребёнку интерес к изобретательской деятельности?
Четыре совета Надежды Денисовой
  • Научить видеть задачи

    – Главное – научить ребёнка видеть трудности и задачи, которые нас окружают. Если вдруг ему что-то мешает или, наоборот, чего-то не хватает, то нужно научить это подмечать и говорить об этом. И относиться к этому не как к проблеме, а как к задаче, которую можно решить.


    Например, Юра заметил, что ребята за столами сидят в согнутом положении, криво, а учитель тратит много времени, чтобы поправить их. И он понял, что это проблема, пришёл и сказал мне об этом. Я ответила: «Давай думать, как исправить ситуацию». И у него родилась идея создать «Выпрямитель спины», чтобы сэкономить время учителя и сделать так, чтобы дети были здоровы.

    1
  • Думать вместе

    – Если ребёнок научился подмечать задачи, то со взрослым в процессе общения, он может найти решение. Думать можно вместе. К примеру, устраивать мозговые штурмы, подсказывать что-то, может быть найти педагога, который разовьёт потенциал вашего ребёнка.

    2
  • Подогревать интерес

    – Нужно интересоваться жизнью ребёнка и подогревать его интерес. То есть направлять своё родительское внимание на сына или дочь, чтобы знать, что его интересует в данный момент, видеть плодотворные моменты и развивать их.


    Надо быть рядом, направлять его в правильное русло и говорить, что ему по силам решение многих задач. Когда родители заинтересованы в идеях своих детей, то это даёт огромные результаты.

    3
  • Фантазировать

    – Не нужно ограничивать детей в фантазиях. Не стоит им навязывать своё взрослое видение. Детям это важно. У них нет границ и пределов, гораздо шире видение мира и понимание возможностей. Наставник должен помочь этой широтой делиться.


    Если ребёнок считает, что на Юпитере можно построить отель, то не стоит говорить, что «Юпитер – далеко». Скажите лучше: «Да, это возможно». Пусть думает, как это осуществить. В процессе он узнает, сколько лететь до планеты, изучит весь процесс. В конце концов, он либо решит эту задачу, либо найдёт тысячу других.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юной изобретательницы
Тренажёр для акробатов
Ученица школы № 101 Ксения Рухлядева создала устройство для тренировки вестибулярного аппарата
Изобретение школьницы из Перми заинтересовало акробатов и космонавтов
Ксения Рухлядева учится в 10 классе. Несколько лет назад девочка создала тренажёр для тренировки вестибулярного аппарата. Сейчас её изобретением пользуются акробаты. Но заинтересованы в нём и космонавты.

Школьница рассказала историю своей разработки в проекте «Изобретаем будущее».
Как пришла идея?
– С четырех лет я занималась цирковой акробатикой. На тренировках заметила, что нижний ряд эквилибристов в групповых трюках достаточно неустойчив, из-за этого у верхнего ряда возникают проблемы с равновесием. Чтобы как-то это исправить решила посмотреть, какие виды и модели тренажёров для тренировки вестибулярного аппарата существуют. Оказалось, что они все достаточно громоздкие, дорогие и неудобные. То есть ими нельзя пользоваться без участия других лиц. Поэтому решила создать свой тренажёр. И обратилась за помощью к папе.
Ксюша хочет стать учителем
С проектом «Тренажёр для тренировки вестибулярного аппарата акробата» Ксюша не раз становилась победителем различных конкурсов. Школьница заняла первое место в краевом конкурсе «Юные техники и изобретатели Пермского края», городском конкурсе «Юный изобретатель» и районной научно-практической конференции «Удивительное рядом».

Ещё одним изобретательским проектом девочки стало «Судно на воздушной подушке «Пилигрим». Эта работа стала победителем регионального этапа Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Государственной Думе РФ.

Сейчас Ксюша уже не занимается акробатикой. Она является лидером школьного самоуправления и состоит в региональном отделении Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых». Ей нравится работать с детьми и в будущем она думает стать учителем начальных классов или педагогом-организатором.

Наставник Ксюши – её мама Марина Рухлядева

Пермячка работает педагогом-психологом и учителем начальных классов школы № 101 г. Перми

Как привить ребёнку интерес к изобретательству?
Советы Марины Рухлядевой
  • Искать необходимость

    – На мой взгляд, всё должно идти от ребёнка. Возникает проблема и её нужно и можно решить. К примеру, у Ксении появилась необходимость в тренажёре, который помог развиваться в её увлечении. Она точно знала, что ей надо и сделала устройство, которое было ей необходимо.

    1
  • Верить в ребёнка

    – Нужно верить в своего ребёнка, не отвергать его идеи, ни в коем случае не говорить: «Ой, что ты там придумал опять». Самое главное услышать, принять и постараться ему помочь.


    С Ксюшей было так: у неё возникла проблема, она её озвучила. И мы вместе начали думать над вариантами решения.

    2
  • Принимать действенное участие

    – Необходимо поддерживать ребёнка в любом начинании. Но одно дело – придумать, другое дело – изобрести и презентовать. В этом у вашего сына или дочери могут возникнуть сложности, поэтому надо помогать не только словом, но и делом.


    Приведу пример: папа у нас инженер, Ксюша накидывала идеи, а он помогал их воплотить в жизнь. Понятно, что у ребёнка на тот момент не хватало каких-то знаний и умений, но в процессе создания прототипа она всё изучала, помогала папе собирать тренажёр, красить его. А я со своей стороны помогала в оформлении всех работ, в их продвижении на конкурсах и конференциях.

    3
  • Участвовать в конкурсах

    – Огромную стимулирующую роль играют конкурсы. В них нужно участвовать.


    Первый раз нам предложили поучаствовать в конкурсе в школе, мы согласились. Выступив, поняли, что тема, с которой мы участвовали, актуальна и интересна не только для нас. Это двигало и вдохновляло на работу. Члены жюри, эксперты давали советы, тренажёр не раз модернизировался. От одного конкурса к другому он становился лучше.


    Кроме того, ребёнку приятно получать внимание, призовые места и награды.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юной изобретательницы
БиБлокс
Ученица школы № 93 Вика Позверг создала прототип антивандальной строительно-декоративной панели
широкого применения
У Вики уже больше 10 изобретений
Шестиклассница Вика Позверг воплотила в жизнь уже более 10 изобретательских проектов. Свои идеи школьница презентовала на российских и международных конкурсах. И не раз становилась победителем. Об одном из своих любимых и «титулованных» изобретений – панелях «BeeBlocks» – девочка рассказала в новой истории проекта «Изобретаем будущее».
Что изобрела?
– БиБлок («BeeBlocks») представляет собой прямоугольную панель, которая имеет структуру, как у сот. Эти соты расположены под углом и имеют сетчатую решётку внутри. Эта поверхность выполняет не только декоративную функцию, но ещё и антивандальную, поэтому её можно использовать как в домашнем, так и в городском интерьере.
Помимо изобретательства, школьница любит петь
Над созданием «Мохофильтра» Вика сейчас трудится в команде с такими же юными изобретателями и привлекает к новым разработкам свою младшую сестру Машу.

В портфолио девочки дипломы победителя Международного детского конкурса «Школьный патент. Шаг в будущее», Международного научно-технического системно-инженерного конкурса «НТСИ-SkАРТ», серебряная и бронзовая медаль Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI). И это лишь малая часть из списка успехов школьницы.

Помимо изобретательства, Вика любит петь и занимается в музыкальной школе.

Наставник школьницы и поддержка во всём – её мама Елена Позверг

У пермячки три дочки (одна – студентка и две школьницы). Она считает, что изобретательство для детей как игра, через которую они познают мир.

Как привить интерес детей к изобретательству?
Советы Елены Позверг
  • Не заставлять

    – Заставлять детей заниматься изобретательством не надо. Если это будет из-под палки, то ничего хорошего не выйдет. Нужно мотивировать, а не заставлять.


    Например, для Вики серьёзной мотивацией является возможность попасть в Международный детский центр «Артек». Она уже была там и ей очень понравилось. Теперь она знает, что нужно заниматься изобретательской деятельностью, чтобы появилась возможность попасть в этот лагерь.

    1
  • Стать наставником

    – Детям обязательно нужен наставник. Ведь одно дело изобрести что-то, другое дело описать этот продукт и продвинуть его. Дети не умеют читать положения о конкурсах, не разбираются в терминах, не знают о каких-то требованиях. Это всё до определённого момента должен делать взрослый.


    Конечно, можно найти наставника. Но родителю лучше самому стать этим наставником. Потому что чужой ребёнок – всё равно чужой, а свой ребёнок – свой. Родитель сделает всё возможное, чтобы помочь сыну или дочери.

    2
  • Не ограничивать

    – У детей фантазия работает не так, как у взрослых. Они ещё не изучили физику и не обременены многими законами, условностями и стереотипами. Задача родителей – подсказывать своим детям, задавать наводящие вопросы, чтобы они свою фантазию подстраивали под реальность. Но ни в коем случае не нужно их ограничивать, не стоит говорить, что у них что-то может не получится.


    Да, у ребёнка сейчас может не быть компетенций, чтобы воплотить задуманное в жизнь. Но желание изобрести что-то заставит его получить всё необходимое. К примеру, чтобы сделать панели для проекта «BeeBlocks», Вике надо было освоить программу по прототипированию. А чтобы понять, какой мох посадить, необходимо было всё о нём узнать: какие есть разновидности, как его выращивать.

    3
  • Найти подход

    – У каждого ребёнка свой характер. Надо найти к нему подход и понять, как вы можете помочь ему во время стресса. Кого-то достаточно просто обнять, чтобы снять напряжение, с кем-то не стоит расслабляться, наоборот нужно настоять на своём, чтобы он пошёл вперёд.


    К примеру, я знаю, что если Вика голодная, то её не заставишь работать. Порой даже на конкурсе ждёшь своего выступления и это занимает много времени. Дочь может проголодаться, начинает нервничать. Мой рецепт такой: на выступление она не должна пойти голодной, мне необходимо дать ей бутерброд, какую-нибудь булочку. Всё встаёт на свои места и Вика прекрасно выступает и не нервничает.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Аккумулятор интернета
Ученик школы № 135 Иван Волков презентовал идею устройства, которое позволит выйти в интернет
в любой точке мира
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Аккумулятор интернета
Ученик школы № 135 Иван Волков презентовал идею устройства, которое позволит выйти в интернет
в любой точке мира
Ваня хочет стать изобретателем
Второклассник Иван Волков хочет быть изобретателем. Мальчик делает первые шаги на пути к мечте и уже имеет определённые успехи. Он придумал робота-маляра, умную копилку, мусорку, которая должна поздравлять людей с праздниками. Но самой титулованной идеей школьника стал аккумулятор интернета «АБВ» (Аккумуляторная Батарея Волкова). С этой задумкой Иван занял первое место в Общероссийском этапе конкурса «Школьный патент. Шаг в будущее» в номинации «Важное для обороны страны».

Юный изобретатель рассказал о своём проекте в новой истории «Изобретаем будущее».
Как пришла идея?
В чём суть?
Я был на даче и захотел скачать игру на телефон, но интернета там не было. Тогда я начал думать, как сделать так, чтобы он там появился. И придумал. Необходимо создать аккумулятор интернета – такое устройство, которое бы сначала накапливало интернет, а потом его раздавало.

Предположим, у вас дома есть Wi-Fi. Вы бы могли включить аккумулятор, он через приёмную антенну собрал бы интернет. А когда вам понадобилась бы связь, то вы в любом месте смогли бы включить аккумулятор и он через отправляющую антенну раздал вам интернет на телефон или другое устройство.

Это может пригодиться не только для дачи, но и для наших военных, которые находятся там, где нет связи.
Как пришла идеи?
Я был на даче и захотел скачать игру на телефон, но интернета там не было. Тогда я начал думать, как сделать так, чтобы он там появился. И придумал. Необходимо создать аккумулятор интернета – такое устройство, которое бы сначала накапливало интернет, а потом его раздавало.
Ничего невозможного нет, говорит школьник
Ваня считает, что нет ничего невозможного, и чтобы в будущем его идеи превратились в настоящие открытия он ходит в «Школу цифровых технологий», на занятия по ТРИЗу (теория решения изобретательских задач), посещает кружок по олимпиадной математике, увлекается шахматами и ушу.

Наставник Вани

его мама – аналитик Татьяна Волкова

У пермячки трое детей. Она считает, что дети – лучшие тренеры личностного роста.

Как привить детям интерес к изобретательской деятельности?
Советы Татьяны Волковой
  • Главное – это любовь

    – Самое главное – любовь. В широком её понимании: любовь к миру, к себе, к окружающим. И, конечно, родительская любовь.


    Если человек будет жить в атмосфере любви, то он обязательно задумается над тем, как может помочь людям и миру, без ущерба для себя и для природы – не пройдёт мимо брошенного фантика, придумает новое устройство, которое облегчит жизнь. Это всё о любви.

    1
  • Удивляться

    – Умение удивляться важно для любого человека, а для родителя особенно. Нужно уметь удивляться окружающему миру, жизни, своему ребёнку. Жить с широко открытыми глазами.


    Ребёнок не так давно пришёл в этот мир, ему всё удивительно. Нам взрослым – всё привычно. Мы смотрим на обычные вещи обыденным взглядом и не замечаем многих интересных вещей. У детей нет многих знаний – значит, нет ограничений в фантазии. Они мыслят нелинейно, нестандартно. Мы – взрослые должны учиться этому у детей и поощрять их за это.

    2
  • Уметь учиться

    – Важно, чтобы родители сами умели и любили учиться – были готовы получать знания во всех областях и передавать их детям, а иногда и учиться у своих детей. Потому что они ставят задачи, решение которых не всегда лежит на поверхности, их нужно искать.

    3
  • Слушать себя и ребёнка

    – В последнее время большой общественный прессинг на родителей. Говорят, к примеру: «Если ребёнка вовремя не отдать на развивающее обучение, то всё пропало». И родители под этим гнётом не могут правильно определить, что же нужно ребёнку. Поэтому надо научиться слушать себя и своего сына или дочь – не просто запихивать его туда, где престижно, а понять, что ему действительно необходимо.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История одной юной изобретательницы
Зайка моя 1.0
Ученица 9 класса «Техно-Школы им. В.П. Савиных»
Софья Леонова работает над созданием
доильного аппарата для кроликов
Софья творческий ребёнок
15-летняя Софья Леонова занимается, что называется, «всем по чуть-чуть». Она рисует, вяжет, играет на укулеле, а также изобретает.

Новая история проекта «Изобретаем будущее» об одном из проектов школьницы – установке для доения кроликов «Зайка моя 1.0».
Как пришла идея?
– Я решила участвовать во Всероссийском конкурсе «Шустрик». Участникам там предлагают готовые кейсы. Ферма по выращиванию кроликов предложила разработать устройство, чтобы не доить животных вручную. Это очень специфичная задача, она заинтересовала меня, и я решила осуществить эту идею, но не одна, а с напарником – Андреем Кузякиным.
Установку для доения кроликов высоко оценило жюри конкурсов детей-изобретателей
Проект «Зайка моя 1.0» победил во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества «Шустрик» и получил спецприз Ассоциации инноваций и изобретений Макао на Международной Выставке Юных Изобретателей (International Exhibition for Young Inventors – IEYI 2022).

В феврале 2023 года Софья в числе 15 школьников Пермского края получила награду «Гении Прикамья» за личные достижения в сфере научно-технического творчества и медиаиндустрии.

Наставник Софьи – Вера Леонова

Руководитель проектной деятельности детского технопарка «Кванториум Фотоника»

Как привить ребёнку интерес к изобретательству?
Советы Веры Леоновой
  • Заинтересовать

    – Ребёнка нужно заинтересовать, то есть создать для него мотивацию. Если он не видит смысла в проекте, либо будет делать неохотно, либо перестанет этим заниматься.


    Дети, особенно маленькие, достаточно любопытны. Если это чувство подкреплять чем-то, то это первый шаг к увлечению изобретательской деятельностью. Например, понравилась ребёнку бабочка – родитель может предложить ребёнку посмотреть, какие бабочки вообще бывают. Если заинтересовался самолётами и ракетами – поддержать его в получении информации о них, в конце концов, купить конструктор.

    1
  • Поддержать

    – Если вы сами будете заинтересованы в изобретательстве, будете гореть какой-то идеей, то ребёнок будет брать пример.


    Работая педагогом-наставником, заметила, что дети, которые добиваются успеха, либо сами имеют высокую мотивацию, либо – их родители. Именно они поддерживают ребёнка даже в самых, казалось бы, незначительных начинаниях. Поэтому успех зависит от вас.

    2
  • Найти наставника

    – Если у родителя нет опыта и возможности самому стать наставником, то лучше найти опытного взрослого, под руководством которого будет работать ребёнок.


    Ведь на самом деле в проектной изобретательской деятельности есть несколько ступеней. Первая - заключается в работе с маленькими детьми (до 5-го класса). В этот период работа наставника – это 90% всей работы ребёнка, потому что взрослый должен сопровождать его на каждом этапе проекта. Вторая – это работа с ребятами постарше (6-8 класс). Здесь уже 50% работы делегируется им. Третья – ребята 9-11 классов уже имеют опыт проектной деятельности, и 90% – это работа ученика. Наставник лишь направляет, подсказывает, как можно работать с этим проектом дальше.

    3
  • Реагировать без негатива

    Никогда не говорите ребёнку, что его проект плохой. Не стоит давать негативных оценок его работе. Детский проект всегда хорош, просто его нужно доработать в той или иной степени. Именно взрослый может подсказать в какую сторону развивать проект, что нужно доделать. В будущем ваш сын или дочь научится делать что-то более интересное и сложное. Просто для этого нужен опыт и время.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Автокормушка для мальков
Ученик 9 класса школы № 93 Андрей Кузякин создал прототип аппарата для выкармливания молоди рыб
Проект «Изобретаем будущее»
История юного изобретателя
Автокормушка
для мальков
Ученик 9 класса школы № 93 Андрей Кузякин создал прототип аппарата для выкармливания молоди рыб
Андрей работает над несколькими проектами
15-летний Андрей Кузякин занимается изобретательством с начальной школы. Сейчас юноша учится в 9 классе и, как многие школьники, озадачен подготовкой к госэкзаменам. Тем не менее, находит время для полюбившегося дела – работает сразу над несколькими изобретательскими проектами. Об одном из них – прототипе кормушки для выкармливания молоди рыб – Андрей рассказал в новой истории проекта «Изобретаем будущее».

В чём суть?
– Малькам рыб не подходит сухой корм, им нужен живой. Поэтому я решил сделать установку, в которой бы находились и мальки, и корм для них.

Как это работает? Предполагается, что автокормушка будет устанавливаться рядом с аквариумом. В корпусе устройства находится резервуар для рачков артемии (это и есть живой корм для мальков) и водорослей (которыми будут питаться рачки), а также таймер, благодаря которому можно запрограммировать время подачи и дозировку корма.

Уже готов прототип аппарата. Но он требует доработки, а конкретно – замены картонного корпуса на корпус из оргстекла или пластика. Я сейчас над этим работаю.
Школьник не раз становился победителем конкурсов среди юных изобретателей
С проектом по созданию автокормушки для мальков рыб Андрей стал призёром итоговой краевой проектной конференции детского технопарка «Кванториум Фотоника». Также школьник подал заявку на Всероссийский конкурс научно-технического творчества «Шустрик». Ранее юноша уже становился победителем состязаний среди школьников-изобретателей.

В 2022 году Андрей в команде с Софьей Леоновой работал над созданием доильного аппарата для кроликов «Зайка моя 1.0». Проект не только победил в конкурсе «Шустрик», его отметили спецпризом Ассоциации инноваций и изобретений Макао на Международной Выставке Юных Изобретателей (International Exhibition for Young Inventors – IEYI 2022).

Но это не все проекты школьника. К примеру, Андрей изучил способ получения энергии из болот, а также в команде юных изобретателей создал прототип автоматизированной установки для вертикального выращивания растений, за что тоже получил не одну награду.

Наставник Андрея – его папа Дмитрий Кузякин

Он – педагог дополнительного образования и руководитель Био- и Наноквантумов детского технопарка «Кванториум Фотоника»

Как привить ребёнку интерес к изобретательству?
Советы Дмитрия Кузякина
  • Давать пробовать

    – Родители порой хотят, чтобы ребёнок стал, к примеру, айтишником, а школьник понимает, что это не его сфера. Не стоит зацикливаться на одном направлении, тем более, если оно ребёнку не нравится. Дайте ему попробовать свои силы в разных областях, вариантов сегодня много.


    У нас в Кванториуме есть робо-, аэроквантум, хайтек и многое другое. Андрей попробовал себя почти во всём до того, как попал ко мне на занятия в биоквантум. Кто-то из родителей переживает, что ребёнок переходит от направления к направлению. А я считаю, что это не плохо. Таким способом сам ребёнок найдёт то, что ему ближе, и в будущем сделает осознанный выбор того же вуза, а не пойдёт наугад, как это часто бывает.

    1
  • Иногда заставлять

    – Дети не всегда понимают, что такое дедлайн (крайний срок выполнения задачи или работы). У них, как правило, нет ещё строго распорядка (хотя есть исключения). Большинство детей не привыкли, что надо сделать что-то к определённому числу, и в нужный момент им надо напомнить об этом, где-то заставить. Не силой, а словом. Дать мотивацию.


    В этом как раз помогает участие во всевозможных конкурсах. Дети начинают понимать, что надо сделать к определенному сроку.

    2
  • Найти команду

    – Для ребят важна командная работа. Прекрасный вариант, когда в команде собираются ребята, занимающиеся разными направлениями, с разными скилами (навыками).


    Например, нам, биологам, очень часто не хватает знаний в IT-сфере, и наоборот – айтишники нуждаются в знаниях биологии. В сборных командах ребята поддерживают и дополняют друг друга. Это эффективно. Шансов на успех сразу становится гораздо больше.

    3
  • Быть заинтересованным

    – Желательно, чтобы родители сами участвовали в изобретательской деятельности детей, помогали им. Когда есть заинтересованность, то результат налицо. Родительская поддержка – это 90% успеха. Конечно, есть дети, у которых глаза горят, они готовы стены прошибать. Однако всё равно родители должны интересоваться и помогать своим детям, а не просто пристраивать на какие-то занятия.

    4
Проект «Изобретаем будущее»
История юной изобретательницы
Зелёная матрёшка
Ученица 8 класса школы № 93 Алёна Варлашова создала прототип автоматизированной установки для вертикального выращивания растений
Алёна изобретает с детства
Алёна Варлашова занимается изобретательской деятельностью с начальной школы. Ей интересна тема охраны окружающей среды. Школьница создала эколожку (одноразовую карамельную ложку, которая растворяется во время заваривания чая) и придумала свой вариант биоразлагаемого горшочка из опила. Также она разработала новый био-нано-сорбент для нефти и нефтепродуктов «Perm bio sorb», который предложила использовать для устранения последствий разливов нефти, мазута, бензина, керосина и технического масла.

Свои идеи девочка презентовала на городских, российских и международных конкурсах. И нередко становилась их победителем.

Новая история проекта «Изобретаем будущее» об одном из самых титулованных проектов школьницы – вертикальной автоматизированной ферме «Зелёная матрёшка». Над ним Алёна работает в команде с учеником 9 класса школы № 93 Андреем Кузякиным.

В чём суть?
– Проект «Зелёная матрёшка» – это автоматическая аквапонная ферма для вертикального выращивания растений. Установка представляет собой шкаф-витрину, состоящую из нескольких ярусов, в прототипе они выполнены в форме колец разного диаметра – по принципу матрёшки (собственно говоря, поэтому проект получил такое название).

Установка предназначена для выращивания и доращивания растений в городских условиях, к примеру, в магазинах или торговых центрах. Она оснащена автоматической системой освещения и полива. Управлять ей можно с помощью телефона дистанционно.
Команда юных изобретателей продолжает совершенствовать установку
Проект «Зелёная матрёшка» победил в школьной секции Всероссийской конференции по волоконной оптике, а также отмечен бронзовой медалью Международной выставки юных изобретателей (International Exhibition for Young Inventors/IEYI).

На достигнутом ребята не останавливаются, они планируют внедрить в установку солнечные батареи, регулируемую искусственную среду.

Один из наставников девочки – Светлана Кислицына

Учитель начальных классов и заместитель директора по инновациям школы № 93

Как вовлечь детей в изобретательство?
Советы Светланы Кислицыной
  • Не запрещать фантазировать

    – У детей нестандартное мышление: они фантазируют, воображают, придумывают. Взрослые мыслят по-другому. Они могут считать, что детские идеи осуществить невозможно. Но в результате, когда вникают, часто получаются интересные проекты и новые изобретения. Поэтому никогда не запрещайте ребёнку фантазировать, потому что именно фантазия порождает что-то новое.

    1
  • Предоставить выбор

    – Чтобы ребёнок мог найти себя, у него должен быть выбор, возможность попробовать разнообразные направления: не получается в робототехническом творчестве – пусть идёт на 3D-моделирование, не получится там – пусть попробует свои силы в экологическом творчестве и так далее.

    2
  • Вовлекаться и сотрудничать

    – Когда ребёнок чувствует поддержку семьи – он всё больше увлекается творчеством, а когда не чувствует, интерес угасает. И как бы наставники ни старались, всё равно ребёнку нужна помощь родных.


    Например, детям сложно оформлять свои проекты – они могут проговорить всё, но чтобы написать текст, им нужна помощь взрослых. Наставник не может напечатать работу и сделать презентацию всем детям. В школе лишь рождается идея, делается модель, но доработка проекта, как правило, идёт дома. Поэтому родителям важно наладить общение с наставником ребёнка, а наставнику важно вовлечь в изобретательскую деятельность родителей. Без такого тесного сотрудничества с семьёй юного изобретателя не вырастить.

    3
  • Участвовать в конкурсах

    – Дети должны участвовать в конкурсах. Так они начинают видеть результат своей работы, получают признание, награды и у них появляется стимул творить дальше.


    Не стоит опускать руки после первой неудачи, ведь везде разные критерии оценки. К примеру, однажды команда наших школьников приняла участие в городском конкурсе. Их изобретение никто не понял, ребята получили лишь сертификаты участников. Но мы отправили их проект на другие конкурсы. И представьте себе, на международной выставке они получили золотую медаль.


    Ну, и конечно, участвовать в конкурсах нужно так, чтобы времени хватало на всё остальное. Взрослым надо помогать детям учиться распределять время.

    4
Поделиться в соцсетях:
Россия, 614015, г. Пермь, ул. Ленина, 60
+7 (342) 220-01-00
Email: aif@aif.perm.ru

2023 г.
Made on
Tilda