Примерное время чтения: 5 минут
382

Людмила Любимова: «Раньше ёлка считалась символом поминального обряда»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 1. АиФ-Прикамье 30/12/2015

Но ведь так было далеко не всегда. Об этом нам рассказала Людмила Любимова, кандидат педагогических наук, доцент Регионального института непрерывного образования ПГНИУ.

Досье
Людмила Любимова. Родилась 18 сентября 1948 г. в Перми. Окончила исторический факультет ПГУ. С 1989 по 2010 гг. работала в Пермском институте повышения квалификации педагогических работников. Сейчас работает в РИНО ПГНИУ, возглавляет Академию современных образовательных практик. Почётный работник высшей школы.

Колючий символ единения

Ирина Гилёва, «АиФ-Прикамье»: – Людмила Валентиновна, а когда в России стали наряжать ёлку?

Людмила Любимова: – Эту традицию ввёл Пётр Первый – первоначально среди своих приближённых, причём буквально насильно. Этот обычай он привёз из Германии – ёлку наряжали в горах пастухи, навешивая угощение и считая, что нужно задабривать предков, живущих в её вечнозелёных ветвях. Потом этот обычай распространился практически по всему миру. Правда, в России его долго не принимали, особенно духовенство, ну и в крестьянских домах. Ёлка считалась символом поминального обряда. Однако в начале ХХ в. она прочно вошла в русские дома и стала символом весёлого домашнего праздника в кругу родных и близких. Казалось, что так будет всегда. Увы, указом Ленина в 1918 г. ёлку признали рождественской и запретили устанавливать. Большевики даже сочинили такую агитку:

Скоро будет Рождество – 

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придёт капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Ёлку срубит топором,

Отпустивши злую шутку.

– Сегодня в это верится с трудом!

Л. Л.: – В середине 30-х гг. идеологи сменили тактику и стали трактовать ёлку как атрибут уже не рождественского, а новогоднего праздника. Его, как таинство, ждали все, особенно дети, чтобы найти под ёлкой подарки. В нашей семье к празднику готовились весь декабрь, собирали фольгу от конфет, скорлупу от грецких орехов, потом делали игрушки. Ёлку нам не показывали до самого праздника. А когда мы заходили в гостиную и видели наши самодельные игрушки на ветках, то испытывали настоящий восторг. К сожалению, в наши дни редко кто делает своими руками игрушки. А ведь это объединяет семью.

Защита от тревоги

– Традиции встречи Рождества во многом утеряны, а ведь они были наполнены особенным смыслом?

Л. Л.: – День накануне Рождества – Сочельник. Но мало кто сейчас помнит, почему он так называется. Название произошло от слова «сочиво» – это каша из пшеницы на меду. Зёрна – символ плодородия, долгой жизни. Мёд обещает райское благополучие. Конец года, начало года – это граница. Поэтому всегда у человека вызывало тревогу. А люди хотели себя защитить, в том числе и при помощи еды. В Сочельник по столу разбрасывали золотистую солому, укрывали его белоснежной скатертью и ставили 12 постных блюд. Из них два поминальных – сочиво, или кутья, и кисель. Чтобы всё плохое не повторялось, требовалось его проводить и помянуть. А чтобы возродиться в новом году, ставили два именинных блюда: компот и открытый сладкий пирог. На столе также был мусник – ржаная квадратная преснушка с какой-либо постной начинкой. Квадрат – как бы символ защиты со всех сторон.

Святки да колядки

– В Рождество ещё колядовали?

Л. Л.: – Да, была такая традиция. Ребята ходили из дома в дом, пели рождественский тропарь «Рождество твоё, Христе Боже наш…», а потом их угощали. Причём одного из ребят называли мехоношей – он носил специальную торбочку мехом внутрь. Хозяйка складывала туда угощения и когда проводила руками по меху, то желала себе счастья, богатства, здоровья.

– Ещё одна традиция – это Святки, которые начинались в Рождество и продолжались до Крещения.

Л. Л.: – Помню, была совсем маленькой, когда к нам в посёлок на Святки пришли ряженые. Помню мохнатые шубы, ухваты над головой – я очень испугалась и запомнила этот момент на всю жизнь. Рядились для того, чтобы отпугнуть, заморочить нечистую силу. Потому что этот праздник на границе (так же, как Масленица, Семик, Осенины) между одним временем года и другим, когда прощаются со всем, что было, и с надеждой встречают новое. И Святки – это яркий такой, показательный пример. Святкам многие писатели посвящали свои произведения – и Жуковский, и Пушкин, и Гоголь.

– Зная обо всех этих традициях, вы их соблюдаете?

Л. Л.: – Частично. В новогоднюю ночь на стол ставлю практически все постные блюда, потому что идёт самая строгая неделя перед Рождеством. Делаю кутью, кисель, компот, круглый сладкий пирог, гречневую кашу и мусники из ржаного теста. Ещё позволяю себе рыбу. На Рождество хожу в храм, а какой-то особый стол не готовлю.

Пользуясь случаем, поздравляю всех пермяков с наступающими Новым годом и Рождеством. Желаю возрождения наших добрых русских традиций!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах