О чём мечтал школьник в 1942 году? Как появились в Перми первые барачные посёлки? Как пермяки помогали устроиться студентам и преподавателям эвакуированных петербургских вузов? Как из провинциального городка выросла промышленная столица Урала?
Об этом и многом другом говорили участники городской научно-практической конференции «Уральская кузница Победы». Свои исследования озвучили историки, краеведы, архивисты.
Конференция стала кульминационным мероприятием Исторического форума, посвящённого 75-летию Победы. Данный форум – совместный проект вузов, архивов, музеев, библиотек и Пермской городской думы. Цель его – обсудить тенденции развития Перми и помочь жителям ощутить себя частью города с действительно героической историей.
Несмотря на пандемию, в Перми удалось организовать экспозиции, конкурсы, квесты, круглые столы. Часть мероприятий прошла в онлайн-формате.
Вуз из Питера
Конференция, организованная при поддержке Пермской ТПП, проходила в режиме онлайн. Информация, которой поделились учёные из Перми и других городов, порой была уникальной. Так, проректор Балтийского университета «Военмех» Марат Гогуадзе рассказал о том, как в сентябре 1942 г. в Пермь были эвакуированы 9 преподавателей питерского вуза и 51 студент.
«В здании, в котором сейчас находится колледж им. Славянова, был личный кабинет маршала, трижды Героя Советского Союза Дмитрия Устинова, чьё имя носит «Военмех». Его семья была эвакуирована в Пермь. Преподаватели ухитрялись приобрести посуду для химических опытов на рынке, что-то находили на складе железной дороги. В течение нескольких недель были собраны разные образцы техники, на которых можно было обучать студентов», – рассказывает Марат Гогуадзе.
В Перми продолжали учёбу студенты «Военмеха», которые уже успели побывать на войне и вернулись инвалидами.
«Одним из них был знаменитый ракетостроитель Дмитрий Козлов, ставший впоследствии конструктором ЦСКБ «Прогресс». В 1942 г. он потерял руку, его комиссовали. К учёбе Дмитрий Козлов вернулся с большим энтузиазмом – понимал, что без высшего образования будет трудно пробиться в жизни. Так считали все вернувшиеся с войны. У студентов износилась одежда, были проблемы с питанием. Пермяки всегда были отзывчивыми – помогали», – рассказывает учёный.
Вскоре в Перми построили общежитие института, в вуз набрали новых студентов. В 1943 г. кафедры укомплектовали профессорским составом. В здании института было пять лабораторий, 21 аудитория. При вузе работали прачечная, парикмахерская, был гараж. За годы войны институт, работавший в Перми, выпустил 145 квалифицированных инженеров. Именно в Молотове «Военмех» был награждён орденом Красного Знамени за особые заслуги в области подготовки специалистов для военной промышленности.
Прыжок из забвения
Декан гуманитарного факультета ПНИПУ, доктор исторических наук Виктор Мохов посвятил своё выступление статусу Молотова в военное время. Пермь была центром Пермской губернии почти 130 лет. В 1923 г. губерния была упразднена, и Пермь потеряла столичный статус. После десятилетий «забвения», Пермь поднялась в новом качестве – как промышленный город. Произошло это во время Великой Отечественной войны.
«Фактически Пермь – это нагромождение заводских посёлков, которые были созданы при ведущих предприятиях. В 1940 г. город стал Молотовым, а область – Молотовской (в честь ближайшего сподвижника Сталина). Теперь это был центр советской идеологии. В 1943 г. управляющим Молотовской епархией стал епископ Александр Толстопятов. Это была парадоксальная ситуация: с одной стороны – оплот официального марксизма, с другой – центр духовной жизни христиан», – рассказывает Виктор Мохов.
По словам профессора, за годы войны Молотов довольно часто – 220 раз – упоминался в решениях Госкомитета обороны, что говорило о большой значимости города.
«Здесь выпускали пушки, авиамоторы. Город обоснованно позиционировал себя как центр высоких технологий, которые были на тот момент на уровне мировой технической мысли», – уверен Виктор Мохов.
Несмотря на бурное развитие, Перми понадобилось ещё 30 лет после войны, чтобы менталитет его граждан стал соответствовать статусу жителей областного центра. За эти годы в Перми развернулось жилищное строительство, были созданы учреждения культуры. Сотни тысяч людей, переехавшие в Пермь, перестали чувствовать себя ссыльными или командировочными, а воспринимали её родным городом.
О мощном катализаторе жилищного и промышленного строительства в военном Молотове рассказал кандидат исторических наук Михаил Нечаев.
«Одной из серьёзнейших проблем того времени в Молотове было обеспечение жильём, – говорит он. – Началось барачное строительство: в 1942 г. завод № 19 им. Сталина построил 44 барака. В эти годы Молотов принял беспрецедентное число эвакуированных детей: к июню 1942 г. сюда доставили 80 тысяч ребятишек. Обычно их размещали в деревнях, чтобы накормить».
Активно строили заводы: в Молотов были эвакуированы шесть из семи существовавших в СССР пороховых комбинатов. Так в Перми появился главный в военное время пороховой завод страны. На территории микрорайона Владимирского возвели завод боеприпасов. Тогда же был создан телефонный завод, который выпускал средства связи для всей страны.
Пермь или Лос-Анджелес
Все эти поражающие воображение истории остались бы в архивах и стали достоянием узкого круга историков, если бы не подобные конференции.
Директор Пермского государственного архива социально-политической истории Сергей Неганов рассказал, что на базе архива создан единый Пермский краевой банк информации о военной истории, где будут храниться все незасекреченные документы того времени.
«Самый востребованный сегодня ресурс сайта – уникальная база персональных данных. Более 300 тыс. человек занесены туда. Например, есть списки военнослужащих, призванных из Молотова. Есть единственная в России база данных о военнопленных, призванных из нашей области в годы ВОВ и вернувшихся живыми из плена: в ней 5350 персональных записей. Есть данные о добровольцах Молотовской танковой бригады (912 записей), база данных эвакуационных госпиталей (161 запись), военнослужащих, умерших в госпиталях Молотовской области (более 4 тыс. записей). Смысл электронного документа в том, чтобы люди и военно-патриотические организации получили доступ к объективным историческим данным. Эта информация станет мощным противовесом историческим фейкам, распространяемым в Интернете», – считает Неганов.
Сейчас в Перми прилагают много усилий, чтобы донести историческую информацию до каждого пермяка, а в идеале – сделать инструментом в воспитании молодёжи.
Доцент Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, кандидат исторических наук Лариса Женина рассказывает:
«В последнее время много говорят о переходе к новой модели воспитания – социальному конструированию. Её часть – формирование региональной идентичности: мыслей, эмоций, связанных с территорией, на которой люди живут, общности с ней. Тут важную роль играют исторические факты и документы, фотографии – немые свидетели прошлого. Ведь нынешние поколения уже не слышат эти рассказы от своих предков. В этом году мы организовали урок Победы: ученики рассказывали о своих мечтах. Кто-то поделился, что через несколько лет хочет гулять по ночному Лос-Анджелесу. А потом мы погружали их в мир грёз детей 1942 г. Рассказывали о мыслях педагога того времени, которая мечтала только о том, чтобы первой прийти в класс и сказать малышам, что закончилась война. Мы рассказывали им о жизни директора пермского завода № 19 и просили представить, о чём мечтал он в годы войны».
Лариса Женина уверена: так дети проникаются историей города, сравнивают свои мечты с теми, которые были у военных сверстников. Из таких представлений и создаётся региональная идентичность.