3638

Победу ковали в тылу. Что сделали в первый год войны моторостроители?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Прикамье 19/02/2020
В первые же месяцы войны, когда мужчины ушли на фронт, к станкам встали женщины и подростки.
В первые же месяцы войны, когда мужчины ушли на фронт, к станкам встали женщины и подростки. Музей истории пермского моторостроения

В этом году отмечается 75-летие Великой Победы. Сегодня мы вспомним, как трудно, шаг за шагом шли к ней пермские моторостроители, как начинался этот путь.

Холод и лишения

Утро 22 июня 1941 года в Молотове (такое название носила в то время Пермь) было солнечным и тёплым. Многие моторостроители отдыхали. В два часа дня город замер у репродукторов – началась трансляция речи Молотова о нападении фашистской Германии на СССР.

Стремительное наступление противника летом и осенью 1941 года заставило Государственный комитет обороны (ГКО) принять постановление об эвакуации предприятий вглубь страны. На восток начали перемещать и основную производственную базу авиастроения. За первые два месяца войны моторостроители встретили и разгрузили более 60 эшелонов с людьми и станками. К сентябрю в Молотов прибыло оборудование восьми заводов-смежников из Москвы, Харькова, Днепропетровска, Ленинграда и других городов.

Вспоминает работник предприятия Давид Кацнельсон: «Пермяки нас встретили очень тепло. Когда пришли эшелоны, нужно было обеспечить людей жильём. Можно было расселять их в бараки, но жить там было невозможно – щели в палец толщиной. Зимой холодно, а люди приехали с детьми. Что делать? Мы пошли в райисполком. И нам разрешили обходить дома горожан, чтобы подселять эвакуированных. И жители Молотова за всё время нам ни разу не отказали».

Зима 1941-1942 гг. поразила прибывших в наш город своей суровостью. Об этом вспоминает бывший секретарь комсомольской организации цеха № 15 Михаил Крендель: «На завод стали прибывать эшелоны с оборудованием, и мы помогали в выгрузке. Работать приходилось под открытым небом, а морозы доходили до минус пятидесяти. Да ещё питание скудное. Несмотря на это, монтаж эвакуированных предприятий завершили в течение нескольких недель. Каждый понимал, как нужна авиация для победы над врагом».

За несколько недель количество эвакуированных работников и членов их семей достигло 14 тыс. человек. В целом для размещения эвакуированных за годы войны сотрудники предприятия построили 77 бараков, рассчитанных на проживание 4,5 тыс. человек. Плотность заселения была такова, что на одного моторостроителя приходилось около 3 м жилой площади. Но на это никто не обращал внимания. Люди мирились с трудностями, все силы и время занимала работа. Вспоминает работник завода Иван Мальцев: «Помню, ребята приехали с Украины, а в цехе холодно. В обеденный перерыв у тёплых труб сидели все в обнимку и песни пели:

Кончится зимняя стужа –
Даль голубая ясна.
Солнцем согрето явится лето,
Кончится скоро война…»

Производили всё, чего не хватало

Уже через два месяца после приезда в Молотов все вновь прибывшие предприятия приступили к выпуску продукции. К декабрю 1941 года завод должен был выйти на выпуск 25 двигателей в сутки. Но требовалось их гораздо больше. Молотовский моторостроительный завод № 19 оставался в конце 1941 года единственным предприятием в стране, продолжавшим серийный выпуск моторов. Но выпускать их при недостатке выделяемых фондов было настоящим искусством. Например, на выполнение программы заводу требовалось 237 т стали, а фонды выделяли только 144 т. Недостающие объёмы металла снабженцы искали по всей стране. Кроме того, завод был полностью лишён возможности покупать нормальный инструмент. Так как специализированные предприятия перепрофилировали на выпуск военной продукции, инструмент пришлось производить самим. Для этого на заводе организовали шесть инструментальных цехов.

Другой важнейшей задачей обеспечения работоспособности предприятия было завершение строительства ТЭЦ, которая должна была удовлетворять потребности предприятия в электроэнергии и тепле. К июню 1941 года строители уже возвели здания главного корпуса ТЭЦ и химической очистки воды, а железнодорожные пути и площадку для разгрузки подготовили к приёму первого оборудования. Заводу № 19 предписывали в ноябре 1941 года обеспечить ввод в эксплуатацию турбогенератора № 1 мощностью 6 МВт и котла № 1 паропроизводительностью шесть тонн в час. Но сделать это не удалось ни в декабре, ни в январе. Поэтому первую военную зиму завод работал на голодном энергетическом пайке. Из-за отсутствия электроэнергии цеха сильно отставали от графика. А в период подачи электричества людям приходилось работать с удвоенной нагрузкой.

В 1941 году молотовским моторостроителям пришлось не только осваивать новый мотор, строить производственные мощности для эвакуированных заводов, но и организовывать новое производство. Чтобы изготавливать много моторов, потребовались новые станки. И завод наладил их производство своими силами. Чтобы не останавливалась сборка моторов из-за отсутствия поставок, сами наладили производство таких сложных деталей, как клапаны и поршневые кольца, ленточная бронза и маслофильтр и др.

В 1941 году сдали в эксплуатацию новое просторное здание кузнечного цеха. Его оснастили оборудованием для производства всех мелких и средних деталей мотора. Впервые в СССР здесь применили безокислительный нагрев в расплавленных солях заготовок под штамповку.

Оружие для фронта

Завод получал задания, продиктованные потребностями фронта: было нужно оружие, которого не хватало из-за эвакуации заводов наркомата вооружений и боеприпасов. Так, 8 октября 1941 г. вышел приказ о начале освоения производ­ства реактивных снарядов М-8. Ошеломляющий эффект они произвели ещё в 1939 г. во время боёв против японских войск на Халхин-Голе на самолётах И-15, И-16. А в 1941 году их стали устанавливать на штурмовики Ил-2. Сборку изделий вели в опытном цехе КБ до февраля 1942 года.

Ещё одним сверхсекретным оружием, к рождению которого приложили руку моторостроители, стали взрыватели «МУВ». Их производство возложили на заводы им. Сталина, им. Ленина и на управление трудовых резервов. Подростки выпускали важнейшие детали запала для снарядов реактивных миномётов знаменитой «Катюши». Воспитанники ремесленного училища № 1, приписанного к заводу, за четыре года войны изготовили 1 млн 224 тыс. изделий.

25 ноября 1941 года вышел приказ о производстве пистолета-пулемёта Шпагина (ППШ). Завод должен был освоить его изготовление в течение месяца. Простота конструкции и технологичность позволили быстро наладить производство этого оружия. В результате ППШ стал единственным массовым пистолетом-пулемётом в Красной армии в первый год войны.

Любопытно, что развернуть его выпуск моторостроителям удалось даже раньше, чем на завод пришёл весь комплект технической документации. Кое до чего нашим технологам и конструкторам пришлось додумываться самим. В результате полученные спустя несколько месяцев чертежи показали большие отличия в конструкции от оригинала. Однако молотовский ППШ прошёл военную приёмку и отправился на фронт. Это оружие изготавливали на заводе до июля 1942 года.

Введение карточек

20 августа1941 года вышло постановление за подписью председателя Совнаркома о введении карточек на хлеб, сахар и кондитерские изделия. С настоящим голодом моторостроителям пришлось столкнуться уже осенью 1941 года. В немалой степени из-за того, что коллектив завода вырос за счёт эвакуированных. Придя со смены, которая продолжалась 11-12 часов, большинство рабочих могло позволить себе стакан воды с солью и кусок хлеба. Потеря карточек становилась настоящей трагедией – это обрекало человека на голодное существование до конца месяца. Огромные очереди за хлебом, который привозили в магазины нерегулярно, стали привычной картиной для города. Ситуация на заводе была ненамного лучше. Обычной едой в столовых стала баланда – мука, заваренная кипятком.

Но все жили победой. Несмотря на отступление Красной армии, огромные потери, гибель родных, люди верили в победу. Испытания не только не сломили их дух, но заставили ещё больше мобилизовать силы. В декабре 1941 года врага остановили под стенами Москвы и повернули вспять. Впереди были ещё три с половиной года кровопролитных боёв и самоотверженного труда.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах