(обновлено )
Примерное время чтения: 7 минут
69

Речные танки. Какие суда поставляли из Молотова на фронт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. АиФ-Прикамье 02/04/2025
У проходной завода стоит боевой бронекатер
У проходной завода стоит боевой бронекатер Государственный архив Пермского края

В 2020 году Перми по указу президента России Владимира Путина присвоили звание «Город трудовой доблести». Переоценить трудовой подвиг жителей в годы Великой Отечественной войны сложно. В то время как на линии фронта велась жестокая борьба с врагом, в тылу шла тяжёлая работа, чтобы обеспечить бойцов всем необходимым для победы. В городе в режиме непрерывного производственного цикла работали 74 предприятия. Причём трудились на них в основном женщины и подростки. Даже в такой тяжёлой отрасли, как судостроение.

Судно-первенец

В начале 1930-х гг. в Перми построили судостроительный завод № 344. В 1932 г. здесь выпустили пароход колёсного типа «Пермский первенец» мощностью 150 л. с., за ним последовали и другие.

В 1936 г. на судоверфи в Перми организовали производство для военно-морского флота – выпускали противолодочные, противокатерные и противоторпедные сети. В 1940 г. завод начал работу по двум типам морских судов: буксиру мощностью 200 л. с. и бензобарже. Но с началом Великой Отечественной войны завод переориентировался на военные нужды.

На волне высочайшего патриотизма начался поток заявлений о приёме добровольцами в ряды Красной Армии. Одним из первых подал заявление кандидат в члены ВКП(б), мастер цеха 3 Иван Акатьев, участвовавший в боях на Халхин-Голе (награждён медалью «За отвагу»).

Уже с 23 июня 1941 г. в цехах № 6 и 7 развернули производство боеприпасов – корпусов артиллерийских и реактивных снарядов. Рабочий день с восьми часов увеличили до одиннадцати. Производственная программа очень возросла. Для её выполнения необходимо было переоборудовать механические цеха предприятия, дополнить их станочным оборудованием, поступившим с эвакуированных заводов.

С июля 1941 г. в город эшелонами стали завозить сотрудников и технику предприятий с разных частей страны. Первое прибывшее оборудование устанавливали прямо под открытым небом. Параллельно начинали возводить новые цеха. Так удалось наладить поточное производство корпусов зенитных гранат (85 мм) и деталей к реактивным снарядам М-13.

В 1941 г. Молотовский судозавод № 344 выпустил 15 тыс. корпусов, в 1942 г. – уже 285 тыс.

«В годы Великой Отечественной войны предприятие производило бронекатера, противолодочные сети, корпуса для снарядов, а также насосы, лебёдки и спецарматуру для кораблей Военно-морского флота СССР. Завод был единственным в Советском Союзе предприятием, производившим минно-тральное вооружение. На Молотовском судостроительном заводе использовалось оборудование с судостроительных и судоремонтных заводов, эвакуированных в Молотов из Николаева, Ленинграда и Коломны», – сообщается на сайте виртуальной исторической выставки архивных документов «Прикамье – край трудовой доблести».

Рабочие в литейном цехе №5 на судозаводе в 1940-е годы.
Рабочие в литейном цехе №5 на судозаводе в 1940-е годы. Фото: Государственный архив Пермского края

Главное – задание

Труженики завода работали по 12-14 часов, не уходили домой, не закончив производственного задания. На предприятие пришло много женщин и подростков. Они заменили своих отцов, мужей, братьев и сыновей, ушедших на фронт. Численный состав женщин и подростков достигал 83 %. Многие становились также донорами, отдавая кровь, чтобы сохранить жизнь воинам Красной Армии.

В период перебоев с продуктами, чтобы улучшить питание рабочих и их семей, на заводе организовали ОРС – отдел рабочего снабжения. Базой ОРСа было заводское подсобное хозяйство. Выращивание картофеля и овощей, скота, давало возможность снабжать продуктами заводские столовые, детские сады, оказывать помощь работникам в индивидуальном порядке.

В 1942 г. Молотовский судостроительный завод № 344 НКСП СССР приступил к выпуску речных бронекатеров проекта 1125 генерального конструктора Юлия Бенуа. За ними закрепилось название «речные танки». Бронекатера предназначались для борьбы с боевыми плавсредствами противника, для боевого обеспечения сухопутных войск, для огневой поддержки, разведки и ведения боевых действий в акваториях рек, озёр и в прибрежной морской зоне.

Главными особенностями бронекатера проекта 1125 были плоское дно со специальной выемкой для гребного винта, малая осадка и массогабаритные характеристики, обеспечивающие мобильность и возможность транспортировки железнодорожным транспортом. При этом на палубе можно было разместить до тридцати человек.

Коллективу ССЗ № 344 пришлось преодолеть массу трудностей при освоении совершенно новой для него продукции. В итоге первый молотовский бронекатер (зав. № 136) спустили на воду в ноябре 1942 г. В строй он вступил летом 1943 г.

14 сентября 1943 г. 136-й Б вошёл в состав Каспийской флотилии. 5 февраля 1944 г. он был переведён в Черноморский флот, а 13 апреля того же года – в Дунайскую флотилию. Он входил в состав 4-го Тульчинского дивизиона этой флотилии. Бронекатер участвовал в Ясско-Кишинёвской, Будапештской и Венской наступательных операциях.

Всего с Молотовской верфи сошло 132 малых бронекатера. Экипажи знакомились с судами ещё до спуска на воду. Они присоединялись к процессу на последних этапах строительства. Корабли участвовали в Белорусской, Будапештской, Восточно-Прусской, Берлинской и других наступательных операциях.

За успешную работу в 1985 г. предприятие наградили орденом Отечественной войны I степени. Многие сотрудники завода также получили правительственные награды. И было за что. Ведь люди отдавали себя целиком судостроительному делу, трудились ради общей победы.

15-летним мальчиком пришёл в 1942 г. на завод Саша Сальников. И на следующий день начал работать в бригаде котельщика Николая Аликина. «Особенно мне доставалось при переноске тяжестей, – вспоминал Саша. – На меня, самого рослого в бригаде, куда бы я не подставлял плечо, падала наибольшая тяжесть». Нетрудно представить, сколько тонн металла перетаскивал на своих хрупких мальчишеских плечах котельщик и сварщик, а в последствии бригадир одной из лучших фронтовых бригад Саша Сальников.

Сам Николай Аликин не попал на фронт из-за травмы глаза. Он вызвался выполнять ответственную работу – стыкование и навешивание броневых листов, требующих тщательной подготовки. Однажды лист сорвался – и Аликин получил серьёзную травму головы. Его, залитого кровью, отправили в больницу. Рана головы оказалась опасной, но, к удивлению коллег, спустя пару дней забинтованный и в больничном халате Николай Аликин пришёл на работу. Через 40 лет он вспоминал, что самым ярким впечатлением тех военных лет для него было прощание с готовыми бронекатерами. Заводчанин не упускал случая прийти на ст. Курья и посмотреть в последний раз на эшелон с «нашими бронекатерами».

Новые заказы

И сегодня на Пермской судоверфи трудятся влюблённые в своё дело люди. Сейчас здесь идут работы по строительству круизного судна «Байкал» и строительству пяти инновационных остановочных комплексов «Ecostation» для Москвы (19 новых остановочных комплексов уже установлены на Москве-реке), поступил заказ на три судна на электротяге «Москва 2.0». На предприятии проходит модернизация производственных мощностей.

«Мы активно развиваемся, участвуем в судостроительных проектах федерального масштаба. Стратегическое видение и преданность делу нашей команды открывают новые горизонты не только для нашего предприятия, но также для города и всего региона», – говорит генеральный директор Пермской судоверфи Николай Малухин.

По итогам 2024 г. Пермская судоверфь получила награды за развитие промтуризма от администрации Пермского края. Также завод активно участвует в городской жизни – уже несколько раз он становился площадкой масштабного городского фестиваля «Причал», организованного командой муниципального учреждения культуры «ПермьКонцерт» при поддержке департамента культуры и молодёжной политики администрации Перми. В 2024 г. на плавмастерской завода было представлено арт-пространство, посвящённое развитию судостроения, прошла выставка работ скульптора Олега Филимонова «Ароматы металла». Главный цех завода стал музыкальной площадкой – камерный оркестр «Орфей» под управлением Петра Юркова исполнил музыку венецианского композитора Антонио Вивальди. 

Материал подготовлен совместно с администрацией г. Перми.

Справка

30 ноября 1957 г. один из пермских бронекатеров разоружили, исключили из состава ВМФ и сдали в отдел фондового имущества на металлолом. Но катер не уничтожили. По инициативе директора судостроительного завода «Кама» Ивана Тимофеева бронекатер БК-140 (зав. № 181) проекта 1125/III доставили с Дальнего Востока в Пермь, отремонтировали и 9 мая 1974 г. установили на пьедестал в качестве памятника у проходных предприятия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах