aif.ru counter

Под стук колёс и залпов гром. Бронепоезда пермского производства

Труд металлургов и оружейников Прикамья плюс любовь к Родине и ненависть к врагу позволили нашим землякам создать грозную боевую технику, а воинам умело применять её.

У бронепоезда из Чусового было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь.
У бронепоезда из Чусового было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь. © / Из личного архива

«Молотовский рабочий»

Первый бронепоезд построили в Молотове (так тогда называлась Пермь) на паровозоремонтном заводе им. Шпагина ударными темпами - менее чем за месяц. Делали из того, что было под рукой: применяли «сырую», незакалённую сталь, ставили устаревшее вооружение. Личный состав пополнили за счёт железнодорожников и паровозоремонтников, причём брали только добровольцев. Командиром назначили тоже местного - старшего лейтенанта Василия Решетникова. Земляков с головы до ног одели всем миром. При расставании устроили митинг с вручением знамени и напутствием не посрамить чести рабочего Урала.

2 января 1942 года «Молотовский рабочий» отправился на фронт. В первых же боях бронепоезд получил серьёзные повреждения от снарядов, вдобавок попал под бомбёжку. Пришлось ему отправляться в тыл на ремонт. Корпус усилили дополнительными листами, добавили зенитные орудия и пулемёты.

Обновившись и накопив боевого опыта, молотовцы стали воевать куда более результативнее. Участвовали в Сталинградской битве, освобождении Ростова, Таганрога, Крыма. Отражали авианалёты, поддерживали наступающую пехоту. Однажды на побережье Азовского моря с кораблями противника даже дуэль выдержали. Подборка документов, хранящихся в Пермском краевом госархиве, знакомит нас с боевым путём бронепоезда, позволяет установить имена особенно отличившихся бойцов.

Два Александра

Следом за «Молотовским рабочим» вступили в строй более совершенные «Александр Невский» и «Александр Суворов», составившие 26-й бронедивизион. Сражаться им выпало на Воронежском, 3-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Верили: их колея - прямиком до Берлина. Однако секретный приказ изменил направление на 180 градусов: 2 апреля дивизион отправился на Дальний Восток - предстояло разгромить японцев.

Зимой 1941-1942 гг. в Перми сформировали 44-й бронедивизион - это ещё два бронепоезда. Вскоре к ним присоединился третий, изготовленный в Чусовом. У него было важное преимущество: корпус его защищала прочнейшая легированная сталь. Ведь в городе был не только металлургический завод, но и хромовый рудник, на тот момент единственный в стране (другие остались на оккупированной территории. - Авт.).

Чусовской бронепоезд назвали «Щорс», второй получил имя «Котовский», третьему присвоили номер 19. И 29 апреля бронепоезда прибыли в Москву, где прошли испытания и дооборудование.

Комтехсостав чусовского бронепоезда «Щорс». В центре - командир - старший лейтенант (впоследствии капитан) Александр Гудков, удостоенный орденов Отечест­венной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалей.
Комтехсостав чусовского бронепоезда «Щорс». В центре - командир - старший лейтенант (впоследствии капитан) Александр Гудков, удостоенный орденов Отечест­венной войны I и II степеней, Красной Звезды, медалей. Фото: Из личного архива

На фронт они пришли в самое тяжёлое время, когда немцы прорвались к Дону и Волге. Присоединённый к 40-й армии дивизион получил задачу - не допустить прорыва немецких войск на северо-восточную и восточную окраины Воронежа и прикрыть тылы от авианалётов. Вскоре бронепоезд № 19 был искорёжен в бою с вражескими танками под Моздоком. Да так, что восстановлению не подлежал. Оставшиеся два получили боевую задачу - охранять коммуникации на участке Валуйки - Купянск. Бронепоезда отразили более десяти авианалётов, подбив при этом 12 самолётов противника.

Архивный документ свидетельствует: «Щорс», имея задачу прикрыть станцию Валуйки, умело маневрировал огнём и колёсами, всегда неожиданно на подходе к станции встречал огнём вражескую авиацию, сбивал её с боевого курса. И она в беспорядке сбрасывала бомбы куда попало, не причиняя почти никакого ущерба станции».

Но досталось и самим. Так, «Котовский» получил несколько пробоин. Взрывом бомбы у «Щорса» повредило ходовую часть двух бронеплощадок, он сошёл с рельсов. Но в течение суток его восстановили и привели в боевую готовность.

Более основательно бронепоезда отремонтировали в тылу - на Канашском вагоноремонтном заводе. Одновременно с ремонтом провели и перевооружение составов, заменив орудия на более современные и мощные. Работы закончили к августу 1943 г., после чего дивизион перебросили на станцию Крюково, в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. Задача была прежняя - обеспечивать противовоздушную оборону.

Неуловимые

Наши поезда продолжали сражаться. Февраль 1944 года. Прибалтика. Скрытно приблизившись к переднему краю немецкой обороны, пермяки произвели на неё несколько мощных огневых налётов и, совершив быстрый манёвр, избежали ответного удара. Судя по имеющимся материалам, в этих боях снова лидировал «Щорс»: подавил три важные цели, прикрыл огнём отход разведгруппы из траншей противника, в результате чего та взяла контрольного пленного и без потерь вернулась обратно.

А вот факты из донесения от 24 июня: «…Бронепоезда вели огонь по позициям противника, способствуя нашим частям в прорыве немецкой обороны. Уничтожили 2 пулемёта, 2 миномёта, два 75-миллиметровых орудия и до 50 солдат и офицеров, двух взяли в плен. Всего израсходовали 2400 снарядов».

Дальше дивизион двинулся по маршруту Витебск - Полоцк - Вильно - Шауляй - Димзас.

Поскольку неуловимые с земли «русише панцерцуген» серьёзно досаждали врагу, за ними началась настоящая охота с воздуха. 1 октября 1944 г. мессер сбросил на «Щорса» девять бомб; одна рванула чуть ли не в самой середине состава. Результат мог бы стать катастрофическим, однако прочнейшая уральская сталь выдержала и на этот раз. Обошлось схождением с рельсов зенитной платформы, отбитой бронёй нижнего борта четвёртой бронеплощадки, сорванным люком, повреждением пути, лёгким ранением одного из бойцов. Уже на следующий день бронепоезда своим ходом, по-прежнему являя грозную силу, вернулись на станцию Димзас.

Зимой 1944-1945 гг. дивизион участвовал в окружении и разгроме группировки немцев в знаменитом Курляндском котле. В том числе предотвратил попытку прорыва на участке Клауспуссен - Ягуттин.

Славная история

Советское командование высоко оценило участие наших бронепоездов в боях. Обратимся к статистике фронтовых рапортов:

«Ведя огонь с дистанции 800-1000 м прямой наводкой, бронепоезда подбили два танка и уничтожили сопровождавший их танковый десант. Подошедшие части 92-го стрелкового корпуса ликвидировали прорыв. В течение 10 - 14 января бронепоезда дивизиона ежедневно вели огонь по противнику, оказывая поддержку своей пехоте в районе Клауспуссен. Всего за это время уничтожили до 120 солдат и офицеров противника, 13 пулемётов, 4 блиндажа, 2 наблюдательных пункта, 2 танка, подавлен огонь нескольких артиллерийских и миномётных батарей».

И так будет продолжаться до победной весны.

Вскоре бронедивизионы расформировали, паровозы отправили в народное хозяйство, корпуса порезали и пустили в переплавку, вооружение - в арсеналы. А благодарная память осталась на мемориальных плитах станций Чусовская и Пермь II и в наших сердцах.

Фото: Коллаж АиФ/ Павел Нагорских

 

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?