aif.ru counter

Сколько вёрст проехали? Как наши земляки вели машины к Берлину

Одной из незаменимых боевых единиц на войне была грузовая машина.

Весной через хляби, зимой сквозь метели...
Весной через хляби, зимой сквозь метели... © / Из личного архива

В Великую Отечественную шоферов призывали одними из первых. Ещё бы - самая ходовая военно-учётная специальность! Причём зачастую водители отбывали в действующую армию на тех автомобилях, на которых работали. Последние при этом полагалось перекрасить в защитный цвет, нарастить машине борта, обеспечить полным комплектом инструментов, а то и тентом.

Чем топили?

Справка
Автопарк Красной Армии к началу войны составлял 272,6 тыс. единиц, из них 257800 грузовиков. Среди них 151100 (или 59%) - полуторки ГАЗ-АА и лишь 39% - мощные полноприводные машины большей грузоподъёмности. В западных приграничных округах находилось 149300 машин (54,6%) автопарка РККА. Более половины потеряли в июньско-июльских боях. Вот и получилось, что на начальном этапе войны враг вчетверо превосходил нас по количеству автомашин. Из-за недостатка сырья и эвакуации автозаводов, а затем их бомбёжек одно время упало производство. Тем самым стопорилась доставка грузов, буксировка орудий, выпуск знаменитых «катюш». Выход нашли, изымая под метлу и переоборудуя гражданские авто, расформировывая моторизованные дивизии и создавая автобаты и полки. К концу войны у нас было 664,5 тыс. автомобилей (из них 58,1% - советских, 32,8% - импортных (поступивших по ленд-лизу из США), 9,1% - трофейных).
К осени 1941 г. Прикамье в соответствии с мобилизационным планом выделило для фронта свыше 700 грузовиков. Но руководству региона позвонил сам Сталин и попросил (так и подчеркнул, что просит, а не требует) сверх того ещё 100. Просьбу Верховного главнокомандующего, конечно же, уважили.

На гражданке автотранспорт обслуживал лишь высокопоставленных руководителей и оборонные предприятия. Остальные довольствовались  совсем уж автостарьём или запряжёнными лошадёнками телегами да санями. В Перми под грузоперевозки, доставку продуктов в магазины и раненых в госпиталя приспособили трамваи. Работать им пришлось круглосуточно. Вот бы «Пермгорэлектротрансу» этот трудовой подвиг вагоновожатых увековечить!

Вскоре дала себя знать нехватка горюче-смазочных материалов. Местные умельцы стали устанавливать на авто газогенераторы. Вы только представьте: за дощато-фанерной кабиной (листовое железо тоже было в дефиците) - цилиндрическая установка с топкой. Прежде чем отправиться в путь, её надо было хорошенько раскочегарить. Ветеран пермской журналистики Владимир Ширинкин вспоминал, что топили газогенераторные установки шишками и сухими чурками, которые заготавливали все - от мала до велика.

В школах ввели уроки автодела, на курсах ОСОАВИАХИМа и Всевобуча ускоренными темпами готовили водителей. На них зачисляли с 17, а то и с 16 лет. И не только парней, но и девчонок. Одной из них была пермячка Шура Якимова.

Чья машина лучше?

Практика показала: наши «газики» были прочнее, неприхотливее, надёжнее вражеских «опелей» и БМВ.

Пермяк Алексей Бучин, шофёр Георгия Жукова, вспоминал, что лучшей командирской машиной зарекомендовал себя ГАЗ-61 с шестицилиндровым двигателем и всеми ведущими колёсами. Немецкий «Хорьх», американские «Паккард» и «Бюик», на коих он тоже возил маршала, хороши были для улиц Москвы или поверженного Берлина, но не для фронтовых дорог. Кстати, в 1944-1945 гг. прославленного полководца возил другой наш земляк - Анатолий Федосеев. Впоследствии он вспоминал: «Робость прошла быстро. Я взял себя в руки и вёл машину, как и всегда, спокойно и уверенно. На маршала не обращал особого внимания. А он держал карту на коленях и по рации вёл переговоры. Короткие распоряжения отдавал чётко, вразумительно, понятно только тому, кто его слушал… На заднем сиденье находился радист».

Фронтовые водители всегда приходили на помощь друг другу. К примеру, в блокадный Ленинград по легендарной «Дороге жизни» ездили не менее чем по две машины. Начнёт одна в полынью проваливаться - вторая тут же её на трос. Об этом рассказывала Александра Якимова, много раз совершавшая то, что не под силу иным сильным и опытным мужчинам.

«Конечно, было нелегко, - вспоминала Александра Ивановна. - Дорога была под обстрелом и бомбёжками. Безопаснее было бы ехать под прикрытием темноты, но лёд был изранен. Приходилось ездить со светом, чтобы не провалиться. Когда машины попадали в воронки, быстро уходили под лёд. И водителю спасения не было. В одном из рейсов мы попали под сильнейший артобстрел. И тут же налетели самолёты, посыпались бомбы. Водители вынуждены были оставить машины и по­одаль лежать в снегу. В холод до 40-50 градусов многие ребята обморозились. И я получила обморожение рук и ног второй степени».

Что пережили?

Вовсю проявлялась и шофёрская хватка-смекалка. Так, чтобы с недосыпу не заехать в кювет, подвешивали к потолку кабины котелок: бренчит - заснуть не даёт. Внутренность фургонов обогревали само­дельными печками-буржуйками. Применяли хитроумнейшие камуфляжно-маскировочные приспособления.

Пермяк Василий Шемякин, исколесивший дороги от Сталинграда до Берлина, вспоминал об одной из многочисленных передряг, в которые ему довелось попадать:

«Я вёз снаряды. И какому-то немецкому асу захотелось поразвлечься - показать точность бомбометания. Стали мы с ним играть, как волк с зайцем: то гоню, сколько позволяет скорость, то замедляю, то вправо, то влево. Расстрелял немец свой боезапас и улетел восвояси, а я дальше еду. Приехал. Знакомые ребята кто воды тащит, кто закурить суёт. А я, дикий, не могу в себя прийти. Ребята машину разгружают, переглядываются. Наводчик там один был, Вахрамеев, пожилой уже солдат, спрашивает: «У тебя, Вася, зеркало есть?» - «Нет», - говорю. Нашли маленькое круглое зеркальце. Посмотрел, волосы у меня были чёрные, густые. А они все побелели. Седой стал».

Ему вторит земляк Сергей Зайцев: «Сколько раз приходилось оказываться в такой ситуации, когда с боеприпасами в кузове вынужден был лавировать, уходя от обстрелов и бомб, от преследования вражеских самолётов. Приходилось применять езду змейками, резкое торможение. Больше чутьём угадывал, куда баранку крутануть, потому что свист снарядов и мин не слышен во время езды».

Кого наградили?

Доставляя грузы в боевой обстановке, днём и ночью, в любую погоду шофёры проявляли мужество и самоотверженность. Почти все они удостоились орденов-медалей, а семеро - звания Героя Советского Союза. Среди наград высоко ценился и скромный наградной знак «Отличный шофёр».

Порожняк практически исключался. С передовой вывозили самое ценное - раненых товарищей. «Для эвакуации раненых в полной мере использовать обратные рейсы автотранспорта… Водителей, вывезших 300 раненых, представлять к награждению медалью «За боевые заслуги», 600 - к ордену Красной Звезды», - гласит хранящийся в Центральном архиве Министерства обороны РФ документ.

А вот выдержка из выступления начальника тыла Центрального фронта генерал-лейтенанта Николая Антипенко на совещании, состоявшемся в канун Курской битвы: «…В полосе фронта… построен 71 мост, восстановлено 35 мостов, усилено 160 мостов. На ВАД (военно-автомобильных дорогах. - Авт.) создано 32 питательных пункта… Любопытен такой момент: водители пользуются питательными пунктами только в местах погрузки и разгрузки, не хотят терять время в пути, так как стремятся получить премию за своевременную доставку грузов». Да-да, награды наградами, но и материальный стимул не последнюю роль играл.

Воздать должное надо и ремонтным подразделениям, буквально воскрешавшим избитые, исстрелянные машины. Тому же Ивану Черепанову из Большой Сосновы, закончившему свой боевой путь в поверженной вражьей столице.

Из берлинских бункеров и руин ещё выкуривали недобитков, а бесстрашные военные шофёры уже выводили под одним из арочных сводов Рейхстага - выше всех - «Мы привезли снаряды, бомбы и мины, разбившие это гнездо зверя! 73-й автополк». И в два ряда - подписи.

Р.S. Дед автора - Василий Григорьевич Константинов, сержант, командир машины 438-й отдельной химроты 357-й стрелковой дивизии, в июле 1942 г. пропал без вести подо Ржевом.

Смотрите также:



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. Почему сложно дать тепло летом, если стоит холодная погода?
  2. В какие страны можно улететь из Перми?
  3. Что за точки на яблоках?
  4. Кто выйдет на пенсию досрочно?
  5. Смогла ли пенсионерка вернуть деньги?
  6. Может ли работодатель навязать банк?
Объединять ли школы в Перми?