Сложная эпидемическая обстановка, экономические проблемы, с которыми столкнулась страна, неизбежно оказывают влияние на все сферы жизни Перми.
На очередном пленарном заседании депутаты Пермской городской думы говорили о необходимости учитывать все вызовы, с которыми столкнулся город.
Контроль расходов
Пленарка немного отличалась от тех, что были прежде. И это – примета времени. Во-первых, в зале заседаний на этот раз могли присутствовать не более 50 человек. Ограничение по числу людей в помещении ввели в городе, чтобы не допустить распространения коронавируса. Во-вторых, депутаты периодически поднимали вопросы о влиянии COVID-19 на самые разные сферы жизни города. Например, Наталья Мельник спросила у руководителя Контрольно-счётной палаты Перми Марии Батуевой, стоит ли создавать неприкосновенный запас, который в случае чего поможет преодолеть финансовые проблемы, спровоцированные коронавирусом?
«Если люди будут сидеть дома, то не все работодатели будут им платить так, как прежде. Например, у работников сферы культуры зарплата складывается из обязательных выплат и дополнительных услуг. Так как дополнительных занятий нет, то и зарплата может упасть. Ухудшится финансовое положение людей – сократится поступление подоходного налога в бюджет. Считаю, что запас должен быть. И нужно проанализировать, от каких обязательств можно отказаться, где можно затянуть пояса», – ответила Мария Батуева.
Депутаты задали такой вопрос руководителю КСП неслучайно, так как Контрольно-счётная палата Перми в деталях знает финансовое положение города. На пленарном заседании Мария Батуева рассказала об итогах работы палаты за 2019 г. Сотрудники КСП подготовили 299 заключений по проектам нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. КСП выявила различных нарушений на сумму 6,7 млрд руб. И почти половина из этой суммы приходится на социальные объекты. Также КСП проверяет, как город использует муниципальное имущество, в частности, земельные участки, следит за расходованием средств на капремонт городских объектов, контролирует ход исполнения национальных проектов (Пермь участвует в пяти. – Ред.).
«Отчёт Контрольно-счётной палаты по итогам прошедшего года – это крайне полезная для депутатов информация. Мы ежегодно можем отслеживать динамику роста или снижения эффективности работы администрации, оперативно реагировать на возникающие проблемы, – сказал первый зам. председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин. – За прошедшие несколько лет отношение администрации к предложениям КСП изменилось, есть положительный отклик. Как следствие – снижение количества нарушений по некоторым направлениям. Однако есть и повод для тревоги. Прежде всего это касается бюджетных инвестиций. Проще говоря – это наши приоритетные проекты, важные для всего города. КСП отмечает, что, к сожалению, уровень исполнения бюджетных инвестиций оставляет желать лучшего. Парадокс в том, что у города появилось больше средств, но грамотно их потратить администрация не может. Это проблема уровня главы города. И решать её нужно быстро и кардинально. Депутатский корпус готов поделиться своими предложениями».
Под личную ответственность
На пленарном заседании депутаты внесли изменения в главный финансовый документ Перми – бюджет города на 2020-2022 г. В проекте было предложено скорректировать основные параметры в том числе за счёт включения денег, полученных из края и предназначенных на подготовку города к 300-летию (4,4 млрд руб.), а также на строительство шести образовательных учреждений (560 млн руб.). Что касается составляющих бюджета, то в 2020 г. расходы на приобретение муниципального транспорта увеличат на 353 млн руб., на инвестиции – на 147 млн руб. Часть дотаций – 173 млн руб. – направят на сокращение дефицита бюджета. Кроме того, дотации из краевого бюджета на сумму выпадающих доходов в связи с отменой ЕНВД перенесли с 2021 г. на 2020 г. в сумме 936 млн руб.
Обсуждая изменения в бюджете, депутаты снова подняли тему коронавируса. Они поинтересовались, предусмотрены ли в казне деньги на помощь жителям в случае эпидемиологической тревоги. Например, Владимир Молоковских предложил отнестись к распределению бюджета не с точки зрения коммерции, а необходимости для людей.
«Торговых центров у нас достаточно, но мы продолжаем принимать участие в коммерческих проектах. На мой взгляд, это лишнее. И нужно думать о том, что важно для наших избирателей, жителей города. Например, сегодня у нас дефицит медицинских масок, нужно тратить средства на это», – считает Владимир Молоковских.
Вероника Куликова также считает, что надо более рачительно отнестись к тратам, которые заложены в бюджете, и предусмотреть резервы в случае непредвиденных ситуаций. Александр Филиппов предложил провести анализ всех инвестпроектов и в случае необходимости принять решение об отмене либо сдвиге сроков реализации.
«Ситуация и в экономике, и в социальной сфере меняется. Очевидно, что будут дополнительные расходы, которые мы не учли в плановом формировании бюджета на трёхлетний период. Тогда не было таких проблем, – сказал председатель Пермской гордумы Юрий Уткин. – Сейчас возникают вопросы, готовы или нет власти быстро отреагировать на трудности, как изменится доходная и расходная часть, без чего мы сможем обойтись. Эти вопросы вызвали дискуссию среди депутатов. Тем не менее, корректировки в бюджет мы приняли, выдержав стратегические направления, которые для нас непоколебимы. Прежде всего – это национальные проекты с участием Перми. Если мы не будем в них участвовать, то не получим ни федеральные, ни региональные средства на развитие социальной инфраструктуры. Мы распределили в трёхлетнем бюджете почти 5 млрд руб., которые направим на подготовку к 300-летию Перми. Заострю внимание, что речь идёт не о праздновании. Деньги мы тратим на несколько важных проектов в сфере благоустройства города, строительства дорожной и социальной инфраструктуры, а также на приобретение общественного транспорта. Считаю, что за каждым направлением должен быть закреплён конкретный куратор из администрации, как говорится, фамилия, имя, отчество. Нужна полная персонификация ответственности. Только при этом условии и при жёстком контроле со стороны депутатов и общественности будет достойный результат».
Больше школ и детсадов
Что касается 300-летия города, то депутаты обсудили ещё один вопрос: ремонты фасадов на Комсомольском проспекте. Так как обновить дом, отремонтировав одни только стены, нельзя, подрядчики проводят комплекс работ – от крыш до фундаментов.
«Ремонты фасадов некоторых домов должны были завершить в прошлом году. Но мы видим, что фасады закрыты тканью, крыши вскрыты. Подрядчики начали работать глубокой осенью, поэтому им не хватило времени. Считаю, что в этом году необходимо вовремя провести конкурсы, чтобы подрядные организации начали работать ранней весной и в конце лета закончили. Мы дали поручение администрации города взять на контроль ремонт фасадов», – сказал зам. председателя Пермской городской думы Алексей Грибанов.
Депутаты также внесли изменения в Программу комплексного развития социальной инфраструктуры города Перми на 2018-2022 г. Это связано с тем, что выросла инвестиционная составляющая программы: на 3,5 млрд руб. – в 2020 г., на 3,3 млрд руб. – в 2021 г.
«Стал шире перечень объектов, которые будут строить за счёт бюджетных средств. Были заключены соглашения с застройщиками по строительству социальных объектов: детских садов, школ, – пояснил Алексей Грибанов. – Среди крупных объектов я бы назвал строительство школы на 1200 мест в мкр. «Красные казармы»: изменения в программе предусматривают её оснащение. Если школа оперативно всё получит, то откроет свои двери уже 1 сентября 2020 г. Это принципиально важно, так как на ремонт закрывается школа № 22, новый корпус школы № 93 пока не завершили. Программа предусматривает реконструкцию манежа «Спартак». На последней инвестиционной комиссии выяснилось, что на это нужно в общей сложности 590 млн руб. Будут ли средства в ближайшие годы – не знаю. Могу сказать, что все объекты, начатые в 2020 г., будут завершены».