Для многих пермяков получить права – это настоящая мечта. Но в последнее время она всё чаще превращается в кошмар. Количество успешно сдавших экзамен по вождению в Перми резко уменьшилось. Изменилась ситуация после того, как на федеральном уровне отредактировали регламент, по которому проводят экзамен. Он действует с 1 апреля.
Правила ужесточили
«В автошколе такие страсти рассказывают! Говорят, у них с апреля экзамен в ГИББД с первого раза сдал один человек!» – говорит подруга Олечка, округлив глаза.
Может, школа не очень хорошая, думаю про себя. А подруга, будто читая мысли, говорит:
«Везде такая история. Обзвонила три школы».
«Есть несколько причин. До 1 апреля практический экзамен был разбит на два этапа – испытания на площадке и в городе. На каждом из них кандидат мог набрать по четыре штрафных балла (итого восемь) и успешно сдать. Сейчас разрешается набрать четыре балла всего, хотя все элементы с первого этапа перенесли в практическую часть экзамена, – рассказали в краевой Госавтоинспекции. – Кроме того, увеличили штрафные баллы за некоторые ошибки: например, за непристёгнутый ремень безопасности и использование телефона раньше полагалось по три штрафных балла, сейчас – по пять».
А набрать можно не более четырёх. Повлияло на ситуацию и то, что автошколам пришлось перестраивать учебный процесс под новые требования, считают в ГИБДД. Также кандидатам сейчас тяжелее психологически. Во-первых, всё нужно сдать за один раз. Во-вторых, во время экзамена рядом сидит инспектор, а не инструктор, к которому уже привык.
Взгляд с другой стороны
Есть и другие причины, по которым пермякам сейчас сложнее получить права, говорят в автошколах. И приводят свои цифры.
«В конце прошлого года с первого раза экзамен по вождению сдавали 25-27 % наших учеников. После апрельских изменений цифра снизилась до 8 %. И такая история везде. Когда 13 августа у меня из группы в 11 человек один кандидат прошёл экзамен, многие директора автошкол сказали: «Классно! Мы уже не помним, чтобы у нас кто-то сдавал с первого раза!» – вспоминает директор автошколы Александр Кондрашов. – Почему так? Основная проблема в том, что сейчас нет единой методики, где было бы прописано до тонкостей, за что выставляются штрафные баллы, как следует выполнять тот или иной элемент. А у каждого экзаменатора своё представление на этот счёт. Когда изменили требования, я ходил в МРЭО ГИБДД. И мы прописали досконально, как и что должен делать кандидат на экзамене, что считается ошибкой. Пару недель всё было хорошо, а потом снова начались поголовные провалы».
Один из самых спорных элементов на экзамене – это «гараж». Официальное название: «Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 %».
Споры вызывает и так называемая параллельная парковка. Часто возникает вопрос: какой поворотник включать на разных этапах маневрирования (к примеру, когда двигаешься задним ходом с колёсами, которые стоят прямо)? Зажёг не тот – получаешь три штрафных балла.
«Кстати, указатели поворота теперь следует использовать и на эстакаде: при остановке на подъёме и возобновлении движения. А зачем? Это действие разве соответствует термину «остановка»? И понятия «включил не тот световой указатель» в списке нарушений нет, – говорит Александр Кондрашов. – Перед сдачей лучше спросить у экзаменатора, когда и каким поворотникам, на его взгляд, следует гореть».
Вопросов к порядку сдачи экзамена у автошкол много. Есть в регламенте и техническая ошибка. Так, разворот в ограниченном пространстве предписано делать на площадке шириной в 5 м.
«Возможно ли это, если размер кузова машины 4-4,5 м? Вряд ли. И эту ошибку до сих пор не исправили. При этом экзамен по всей стране принимают на площадке шириной 7 м – такое распоряжение дали из Москвы», – рассказывает Александр Кондрашов.
Ещё одна проблема, по мнению руководителя автошколы, в том, что нередко кандидаты во время экзамена получают многосложные задания. К примеру: сделать разворот на третьем перекрестке после пешеходного перехода. Человеку в стрессовой ситуации бывает сложно сориентироваться.
Есть и те, кто считает, что нововведения на пользу.
«Чем строже отбор кандидатов, тем безопаснее на дорогах, – считает инструктор по вождению Алексей. – Во время экзамена проверяют те знания и навыки, которые обязательно пригодятся водителю на дороге. Если автолюбитель плохо обучился в школе, он представляет опасность для окружающих».
Денежный вопрос
Пройти обучение в пермской автошколе сейчас стоит 20–30 тыс. руб. Но при планировании своего бюджета в расходы по этой статье следует заложить куда больше средств. Во-первых, многим ученикам не хватает количества уроков вождения, оговорённых в договоре со школой – приходится брать дополнительные часы за отдельную плату. Во-вторых, в копеечку влетает пересдача экзамена (а мы уже поняли, что с первой попытки испытания проходят единицы). В ГИБДД за это деньги не берут. Но и автомобили кандидатам не предоставляют. Где взять машину? Обычно человек обращается в свою же автошколу. Услуга стоит в среднем 3000 руб.
Потому нужно тщательно подходить к выбору и автошколы, и педагога: не все инструкторы заинтересованы в успехе учеников.
«Кто сегодня по закону может стать инструктором? Любой человек, у которого за плечами есть три года водительского стажа и не было лишения прав последние пять лет. Вот и всё. Ни одно образовательное учреждение не готовит инструкторов. И, к примеру, у меня серьёзная проблема с кадрами, поскольку я предпочитаю набирать преподавателей с педагогическим стажем. Все ли придают этому такое же значение? Хороший вопрос», – говорит Александр Кондрашов.
Где чаще спотыкаются?
Инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД управления МВД России по г. Перми Татьяна Каюмова:
«Чаще всего кандидаты допускают следующие ошибки (они те же, что были до 1 апреля):
■ не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой;
■ не приступил к выполнению задания экзаменатора;
■ создал помеху транспортным средствам (ТС), имеющим преимущество;
■ создал помеху пешеходам;
■ двигался без необходимости со слишком малой скоростью, создавая помехи другим ТС;
■ не выполнил требования знаков (приоритета, запрещающих, предписывающих, особых предписаний), дорожной разметки 1.1, 1.3;
■ действовал или бездействовал, что стало причиной вмешательства инструктора в процесс управления ТС во избежание ДТП.
Исходя из экзаменационной практики, кандидатам в водители можно посоветовать: более ответственно подходить к процессу обучения (и проводить работу над ошибками на этой стадии, а не после сдачи), на экзамене максимально раскрывать свой потенциал, поменьше волноваться, не отчаиваться, если что-то не получается».
Провал можно оспорить
Адвокат Анна Краева:
«Если вы не сдали экзамен, то имеете право оспорить решение инспектора ГИБДД в досудебном или судебном порядке (можно сразу обращаться в суд). Для этого первым делом необходимо получить в госавтоинспекции письменный отказ в выдаче водительского удостоверения с указанием ваших ошибок на экзамене.
Досудебный порядок предусматривает в рамках федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02.05.2006 подачу жалобы руководителю подразделения ГИБДД с обоснованием своей позиции (необходимо описать обстоятельства, с чем вы не согласны и почему) и требованием пересмотреть итоги сдачи экзамена. В течение 30 дней вам должны дать мотивированный ответ.
Также вы имеете право в течение трёх месяцев с момента получения отказа обратиться в районный суд в порядке ст. 218 «Кодекса административного судопроизводства» РФ, чтобы обжаловать результаты экзамена.
Не стоит унывать! Были случаи, когда экзаменатор ставил ошибку кандидату за выключенный поворотник, а выяснялось, что тот не горел из-за неисправности (не проверили техническое состояние транспортного средства перед экзаменом) или отключался автоматически раньше, чем заканчивался манёвр.
В суде очень важно представить доказательства в обоснование своей позиции. Следует вызвать и допросить в качестве свидетелей инструктора, который был рядом при сдаче экзамена, других кандидатов (если они ехали с вами в одной машине), представить видеозапись и так далее».