Примерное время чтения: 5 минут
4748

Карта в стоп-листе. Как быть, если не получается оплатить проезд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Прикамье 29/09/2021
Многие пермяки уже забыли, каково это – платить наличными за проезд.
Многие пермяки уже забыли, каково это – платить наличными за проезд. / Любовь Погодина / АиФ

Пермские власти то и дело что-то меняют в работе общественного транспорта. А начиналось всё с появления валидаторов для безналичной оплаты билетов.

Сейчас этот механизм работает исправно, говорят власти, но иногда транспортные и банковские карты пермяков попадают в стоп-лист.

Почему случается сбой?

Пермяки, которые ездят на автобусах и трамваях, безошибочно отличают писк валидатора при успешной оплате проезда от звука при неудачной транзакции.

«Ваша карта в стоп-листе!» – обычно говорит во втором случае кондуктор.

Есть несколько причин, по которым это происходит. Здесь многое зависит от того, какую карту мы используем. В случае с транспортной самый банальный вариант – закончились деньги: на счету менее 24 рублей. Ещё бывает, что пассажир не активировал  долгосрочный проездной.

«По банковским картам немного другая ситуация. Они обычно уходят в стоп-лист, если одна из предыдущих операций не была оплачена. Это может случиться из-за того, что на карте у вас задолженность или закончились деньги к моменту списания средств (оно иногда происходит не в момент поездки, а позже – когда в банк пришёл запрос о снятии платы). Также бывает, что международная платёжная система или банк, выпустивший карту, отклоняют транзакцию. В этом случае транспортная платёжная система тоже «думает», что операция не выполнена, так как нет денег на счету. И отправляет карту в стоп-лист до погашения долга», – рассказывает руководитель «Гортранса» Вадим Паньков.

А может ли быть причиной технический сбой? С транспортными картами – нет, говорят в «Гортрансе». А вот с банковскими случается. Но из-за ошибок самих финансовых учреждений или международной платёжной системы.

Пути решения

Решить проблему можно несколькими путями. Первый – пополнить баланс транспортной карты (через Личный кабинет на сайте edem.permkrai.ru, мобильное приложение «Транспортная карта Пермь») или активировать проездной билет. Система автоматически выведет вас из стоп-листа. Но придётся подождать, пока информация дойдёт до валидатора. 

«По банковской карте ситуация похожая. После неудачи нужно попытаться через какое-то время снова оплатить проезд: валидатор отправит запрос в систему, она обратится к банку и заодно дошлёт туда информацию по предыдущей поездке, за которую не было расчёта. Второй вариант – просто ждать, пока в банке сработает доавторизатор. Он вновь и вновь (попытки повторяются через две минуты, сутки, на 2, 4, 14 и 28 день) пытается провести транзакцию. Когда это удаётся, проезд оплачивается и карта автоматически уходит из стоп-листа. Не хотите ждать? Зайдите на официальный сайт «Гортранса» и кликните в правой верхней части главной страницы на кнопочку «Электронный билет». Введите полностью номер банковской карты, код с картинки. Откроется Личный кабинет, где указаны все поездки и время списания оплаты с вашего счёта за них. Если одна из строк о переводе средств пуста, значит, его не было. Наживаем «Погасить задолженность», вне очереди отправляя запрос в банк. Когда деньги спишутся, система в течение 10-15 минут выведет карту из стоп-листа (до валидатора информация дойдёт позже)».

Нажали на кнопку «Погасить задолженность» и произошла ошибка? Значит, банк или платёжная система отказывают в списании. Нужно обратиться в «Гортранс», заполнив форму на официальном сайте. Специалисты либо сами исправят ситуацию, либо напишут в техподдержку финансовой организации.

«В последнее время у банков не всегда получается решить эту проблему. Даже перевыпуск карты не спасает, так как номер у неё при этом остаётся прежний. Потому мы разрабатываем новую программу для наших специалистов для взаимодействия с банками. Это должно помочь», – рассказали в «Гортрансе».

В обращении в «Гортранс» важно указать номер пластиковой карты или её виртуального клона из мобильного приложения для оплаты – там присваиваются другие цифры.  Не можете определить номер? Приложите к обращению справку о последней успешной операции списания из банка. Специалисты сами всё выяснят. 

Можно ли ускорить процесс?

На то, чтобы информация об удалении карты из стоп-листа дошла из платёжной системы до валидаторов, часто требуется время. А что, если установить более современную технику – ускорится процесс?

«Сам валидатор можно настроить так, чтобы он каждую минуту запрашивал новую информацию. Но это скажется на объёме трафика, затратах на его обслуживание. И у нас не по всему городу есть мобильная сеть, которая готова к передаче такого трафика», – говорит Вадим Паньков.

Поэтому в «Гортрансе» пермякам рекомендуют заблаговременно пополнять транспортные карты и следить, чтобы на банковских остаток всегда был порядка 100 рублей. 

Если у пассажира в салоне автобуса или трамвая возникли сложности с оплатой проезда картой, а наличных или другого «пластика» нет, то придётся выйти.

«У кондуктора здесь не особо большой выбор. Оплатить проезд – это обязанность пассажира. Если валидатор показывает, что карта в стоп-листе, то технически можно договориться с кондуктором, что бы он (если человек едет далеко), подождал 10 минут. Но это всё на страх и риск кондуктора. Ему, как и пассажиру, придётся отвечать, если контролёры выявят «зайца», –  сообщили в «Гортрансе».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах