В быстром темпе сегодняшней жизни не всегда удаётся вовремя перекусить, и жители больших городов всё чаще посещают места общепита, заказывают готовую еду в офис или на дом.
Эта услуга с каждым днём становится всё популярней. В связи с этим участились случаи отравления.
Как не пострадать при обеде в кафе, что делать, если избежать отравления не удалось и как доказать, что причиной недомогания стала именно заказанная еда? Читайте в материале «АиФ-Прикамье».
Многочисленные нарушения
Житель Перми отравился в одном из суши-кафе.
«В пятницу кушал роллы и рис, ночью вызвал скорую. Лечусь до сих пор!»– рассказывает пострадавший.
Аналогичный случай произошёл в другом общественном кафе, где массово отравились люди. Роспотребнадзор обнаружил в заведении нарушение многих санитарно-эпидемиологических требований во время приготовления, хранения и продажи пищи и напитков.
Специалисты говорят, что основные нарушения, которые выявили в заведениях, - это отсутствие маркировки, неправильная обработка сырой продукции (в том числе мяса птицы и яиц), нарушения в режиме мытья столовой посуды, отсутствие уборочного инвентаря и др.
Вызвать врача
Если вы отравились, следует незамедлительно обратиться к медработнику. Если случай тяжёлый, врача лучше вызвать на дом. Ему стоит рассказать не только о симптомах, но и рассказать, что вы ели и в каком заведении. Если недомогание началось ночью, можно вызвать бригаду скорой помощи. Врачи зафиксируют случай, а также могут предложить госпитализацию.
При назначении участковым врачом лекарственных препаратов следует сохранить все аптечные чеки, подтверждающие покупку препаратов, ведь и эти суммы можно взыскать с заведения.
Написать претензию или оформить исковое заявление в суд
Статистика показывает, что 80 % исковых заявлений о защите прав потребителей суд удовлетворяет. К иску можно приложить медицинские документы, которые подтвердят факт пищевого отравления, кассовые чеки на приобретение лекарств, при наличии - счёт (чек) из ресторана или кафе, а также документы из бухгалтерии о недополученном доходе (если есть).
Как привлечь к ответственности?
«Если в результате ужина в ресторане посетитель отравился, это значит, что услугу ему оказали некачественно и она повлекла причинение вреда его здоровью. Такое нарушение прав потребителя даёт клиенту преимущество взыскивать возмещение причинённого ему вреда, а также возможность привлечь нарушителя к административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности», - поясняет юрист торгово-промышленной палаты Владимир Халдеев.
Во-первых, возмещать причинённый вред обязан исполнитель услуги, т.е. заведение, допустившее отравление посетителя. Это правило установлено в статьях 14 Закона РФ «О защите прав потребителя» и 1095 Гражданского кодекса РФ. Даже если отравление произошло по вине поставщика продуктов, вред потребителю всё равно должно компенсировать заведение.
Во-вторых, вред возмещается в полном объёме. Клиенту вернут деньги за расходы на лечение, лекарства, реабилитацию, потерянный заработок, услуги юриста, моральный вред.
В-третьих, если ресторан добровольно, т.е. в досудебном порядке, не компенсирует причинённый вред, то с него могут быть взысканы санкции, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей. Это неустойка за отказ от добровольного удовлетворения законных заявок потребителя, которая составляет 3 % в день, штраф в размере 50 % от присужденных сумм, а также все судебные расходы.
В случае отравления клиенту целесообразно обратиться в Роспотребнадзор с заявлением, содержащим указание на обстоятельства произошедшего и просьбу провести проверку заведения.
Уголовная ответственность наступает по статье 238 УК РФ в случае оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. Если оказание услуг (в данном случае - услуг питания) повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, то горе-ресторатору могут присудить до шести лет лишения свободы с назначением штрафа до 500 тысяч рублей.
Привлечение к административной или уголовной ответственности не лишает пострадавшего права требовать возмещения вреда в гражданском порядке.