Аргументы и Факты
perm.aif.ru
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
Пермь
Примерное время чтения: 8 минут
142

Братская забава. Откуда на севере Коми округа богатырские валуны?

Сюжет Семь чудес Пармы
Огромные глыбы, «разбросанные» по округе, здесь непременно связаны с эпическим героем коми-пермяков – Перой-богатырём
Огромные глыбы, «разбросанные» по округе, здесь непременно связаны с эпическим героем коми-пермяков – Перой-богатырём Иван Утробин

Знаете, удивительное дело: находясь на территории Гайн, что на севере Коми-Пермяцкого округа, если вы спрашиваете местных про достопримечательности, все рано или поздно говорят: «А камень-то видели?» Причём речь идёт не про один камень.

Огромные глыбы, «разбросанные» по округе, здесь непременно связаны с эпическим героем коми-пермяков – Перой-богатырём. Как рассказывают, он и его брат Мизя любили перебрасываться ими на несколько километров.

Больше сегодня на слуху два камня Перы возле пос. Жемчужного. По преданиям, их Пера метнул из урочища Мöдгорт (от Мöдгорта до Жемчужного около 4 км). Эти места – его родина. О богатырских валунах – в материале «АиФ-Прикамье».

Большой камень

Один Ыджыт из (в переводе с коми-пермяцкого «Большой камень») Пера кинул где-то на 5 км в сторону бывшей дер. Сойга, на распаханное поле в урочище Сиргуяг. Старожилы вспоминают: валун был на меже, с виду самый обычный, но никто не трогал – знали, «непростой».

На севере Пермского края, в глухих местах у границы с Коми, время течёт иначе. Оно петляет, как река Лупья, и хранится в старых валунах, раскиданных по лугам, лесам, а иногда и прямо по воде. Эти камни — не просто камни.

Однако в 60-е один местный житель решил: камень зря валяется. Завёл трактор, погрузил валун, притащил к самому крайнему пустующему дому в деревне, но никак применить его не сумел – вскоре умер. С тех пор глыбу никто не трогает. Камень как будто сам дал понять – не стоит.

Большой коричневатый валун до сих пор лежит на окраине посёлка. Года четыре назад ученица Настя Щукова с педагогом из Гайнской школы Ольгой Лесниковой вместе с неравнодушными жителями района – семьями Нелюбиных, Златиных, Якимовых и Мизёвых – расчистили вокруг камня площадку, поставили оградку, сделали тропу. Даже аудиогид записали. Камень стал частью проекта «Камень Перы-богатыря как объект туристического маршрута» – одного из «Семи чудес Гайнского округа».

Несмотря на судьбу тракториста считается, что каждый желающий может зарядиться энергией от камня, проведя рядом некоторое время: посидев возле него или прикоснувшись рукой. После общения с камнем принято выразить благодарность, поблагодарив его за полученный заряд силы.

Сейчас к нему водят туристов. Фото: Иван Утробин

Но пока это чудо почти недосягаемое. Раньше от райцентра Гайны нормальной дороги к Жемчужному не было, едва ходила местная маршрутка. Свои едут на внедорожниках. Сейчас местные говорят - «асфальт», то есть нормальная.

«Раньше до посёлка Жемчужный дорога была плохо проезжая, выполнена в гравийном исполнении. Ежегодно её ремонтируем, теперь в сухую погоду можно доехать на любой машине, хотя в дождливую погоду нежелательно ездить на автомобиле с низкой посадкой», – говорит глава Гайнского округа Елизавета Шалгинских. 

Но редкие туристы добираются до места – далеко и от Перми, и от Кудымкара. Автобус ездит от Гайн до Жемчужного два раза в неделю – по понедельникам и четвергам.

«Там живут старообрядцы и потомки переселенцев из Верх-Лупьи. Именно они берегут память. Это редкий случай, когда сакральное знание передаётся по наследству от старинных деревень к леспромхозному посёлку», – говорит кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, заведующая Лабораторией теоретической и прикладной фольклористики ПГНИУ Светлана Королёва.

Дорога к Мöдгорту. Фото: Светлана Королева

Камень, что дышит

А второй камень, кинутый Перой, лежит в воде тут же, недалеко от Мöдгорта. Прямо в реке Лупье, на красивом её изгибе. Вода здесь прозрачная.

«Пера его, наверное, выронил, не смог далеко закинуть, поэтому камень на реке у самого Мöдгорта», – рассказывает местная жительница Надежда Златина.

Река Лупья. Фото: Светлана Королева

Надежда Прокопьевна – потомок старообрядческой семьи, бывший директор школы, краевед, главный проводник к этим камням и, по сути, настоящий хранитель памяти о них.

Так просто, кстати, этот второй камень – Перы-Стефана – не найти. Без Надежды Прокопьевны туда не пройти. Ни один навигатор не доведёт.

Камень богатыря Перы в реке Лупье. Кадр из видеоролика А. Щуковой и О.В. Лесниковой, 2021 г.

Этот камень связывают не только с Перой, но и со Стефаном. Есть легенда, что его увидел сам Стефан Пермский.

В фондах краеведческого музея в Гайнах хранится икона святого. Фото: Светлана Королева

«Мы эту легенду записали в Жемчужном, – рассказывает Светлана Королёва. – Стефан, мол, плыл по Лупье с территории Республики Коми на маленьком камушке, увидел в воде большой крепкий валун и подумал: «Вот на этом будет удобнее». Попробовал пересесть, но камень Перы оказался тяжёл, не поплыл. Говорят, он лишь чуть-чуть сдвинулся».

Камень Перы так и остался в реке, лежит теперь ближе к дальнему берегу. А святой поплыл дальше опять на своём камушке.

Этот валун местные называют целебным. Сюда якобы приходят женщины, особенно те, кто не может зачать. Садятся на камень, чтобы вода закрывала тело по грудь, и просят исцеления от бесплодия. Весной он пропадает – почти скрыт, когда вода высокая. А летом чуть-чуть обнажается, «камень выходит подышать», как говорили старожилы.

Это редкая ситуация. Мы видим, как две традиции – христианская и эпическая «богатырская» – сливаются в одном ландшафте.

«Его сейчас совсем почти не видно. Он в иле, зарос мхом, – говорит Надежда Златина.

Куда плыл Стефан? Легенды имеют удивительную живучесть и вариативность. Иные верят, что святой вышел в Пернаяге и крестил местных пермяков.

«Однако легенд о каких-либо камнях в Пернаяге мы не нашли», – отмечает Королёва.

По другим сказаниям, поскольку неласково Стефана встретили язычники, дальше гайнской земли он не прошёл – обратно поплыл против течения в Республику Коми к уже крещённым им зырянам. А коми-пермяки приняли христианство лишь почти через сотню лет.

Третьи рассказывают, что Стефан проплыл аж до самой Перми.

А в 60-х известный этнограф Любовь Грибова записала в Гайнах рассказ старожилов о том, как святой доплыл на камне вниз по реке до села Бондюг. Именно на этом валуне, утверждали они, там была построена знаменитая часовня.

По словам исследовательницы, здесь особенно интересно, что Пера и Стефан «встречались» на гайнской земле.

«Это редкая ситуация, – говорит Светлана Королёва. – Мы видим, как две традиции – христианская и эпическая «богатырская» – сливаются в одном ландшафте. В одной реке. На одной тропе. Мечтаем отправиться в полноценную экспедицию в Гайнский округ. Это всё еще слабо обследованная территория. А в этих местах был настоящий центр фольклорного взаимодействия: коми-пермяки, зыряне, русские, старообрядцы».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах