186

Прерванный полёт: кто ответит за трагедию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Прикамье 09/09/2009

- МЕНЯ часто спрашивают: что вы намерены предпринять в связи с этой катастрофой? Я отвечаю: что бы я ни делал, мою дочку не вернёшь…

ВАЛЕРИЙ Севастьянов на мгновение смолкает, собирается с силами и продолжает сквозь слёзы:

- Ей было всего 22 года.  Замечательная девушка, красавица, умница…  Два высших образования, владение несколькими иностранными языками… У неё была прекрасная работа, хорошие перспективы. Но на самом старте этот чёртов самолёт всё разрушил.

Мы беседуем на  месте трагедии. Сигналят поезда,  проходящие мимо. Время неумолимо: в понедельник 14 сентября  - ровно год, как на 1441-м километре перегона Бахаревка - Пермь II рухнул «Боинг-737-500».

Рухнул и унёс жизни 88 человек. Каким-то чудом (чудом ли?) упал не на жилые кварталы. Для Валерия Севастьянова, как и для всех родных  погибших в страшной авиакатастрофе, жизнь навсегда изломана тем воскресным утром. Жизнь до и после трагедии. 

Ложь в аэропорту

В ТО ненастное воскресное утро ничто не предвещало беды («Предчувствия никакого не было»). Дочь Ксения с подругой Машей Сафоновой рейсом СУ-821 возвращались с отдыха. Севастьяновы приехали в Большое Савино встретить их.

- Объявили, что самолёт заходит на посадку, - вспоминает Валерий Павлович. – Сидим, ждём, а посадки всё нет и нет. Обратились в справочную, нам ответили, что самолёт ещё не вылетел из Москвы! Абсурд: нам просто начали врать! Потом смотрим - служащие забегали. Вот тогда мы поняли: что-то произошло. Бросились к администрации аэропорта. В конце концов вытянули из них, что самолёт разбился. У какого-то служащего выяснили, что где-то в районе  улицы Советской Армии. Когда сюда приехали, здесь уже оцепление было. К железной дороге нас не подпустили. А люди, которые уже побывали на месте крушения, сказали, что лучше не смотреть…

Кому выгодно?

-  МЫ думали, что со временем станет легче. Ничего подобного. Тоска и боль не проходят, наоборот, усиливаются. Самое страшное, что может быть у человека, - гибель родных детей. И вот эта страшная беда случилась с нами.

Сегодня, убеждён Валерий Севастьянов, важно сделать всё, чтобы подобное  не повторилось. Это важно, прежде всего, тем, кому есть кого терять. И показывает мне ходатайство по уголовному делу на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки, возбуждённое по факту авиакатастрофы. Родственники погибших направили  его вскоре после того, как МАК (Межгосавиакомитет) в феврале этого года опубликовал заключение о причинах катастрофы «Боинга-737» авиакомпании «Аэрофлот-Норд» в Перми. Согласно этому заключению, расписанному на 168 страницах, «непосредственной причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажем».

Однако родственники погибших, помимо выявления непосредственных виновников катастрофы, просят также расследовать обстоятельства заключения договора между компанией «Аэрофлот» и лизинговой фирмой PINEWATCH ltd. по поводу аренды авиалайнера «Боинг-737-500». По их мнению, «первопричиной трагедии стали действия чиновников «Аэрофлота», которые приняли решение об аренде самолёта, понимая, что ресурс авиалайнера практически исчерпан и его эксплуатация опасна для жизни пассажиров». Авторы ходатайства убеждены, что главным мотивом «была выгода». Лайнер был застрахован на сумму около 1,2 млрд. долларов США. При этом новый самолёт данного типа стоит порядка 80 млн. долларов, выплаты родственникам погибших (напомним, они составили около 2 млн. рублей за каждого погибшего 14 сентября) не превышают 0,5% от страховой суммы. Вот такая арифметика на крови. 

- Этот авиалайнер взяли в аренду в таком состоянии, что летать на нём уже нельзя было. Его два месяца не могли запустить, после того как из Китая доставили. И потом… совершенно ненормальная ситуация, когда авиакомпании крайне выгодно крушение самолёта. Я считаю, что выплаты потерпевшим в результате катастрофы должны быть в таком масштабе, чтобы авиакомпания сразу становилась банкротом. А не наоборот, когда гибель самолёта ведёт к улучшению её финансового состояния, - комментирует Валерий Севастьянов.

Накажут ли виновных?

РОДНЫЕ погибших убеждены, что к ответственности должны привлечь всех, чьи действия в той или иной степени привели к катастрофе. Например, должностных лиц, отвечавших за график работы пилотов. Как следует из заключения МАК, одной из причин неадекватного поведения капитана воздушного судна стал «режим труда и отдыха пилота в период, предшествовавший авиационному происшествию, который способствовал накоплению у него усталости…» Если перевести на русский язык: несколько ночей подряд перед этой трагедией пилоты совершали полёты. За трое суток они выработали полумесячную норму!

Валерий Севастьянов и другие родственники также убеждены, что крушения можно было бы избежать, если бы диспетчер не отправил самолёт на повторный заход на посадку. Наконец, в ходатайстве родные погибших просят провести экспертизу пермского аэропорта: может ли он безопасно принимать самолёты иностранного производства…

Пока официального ответа из Генеральной прокуратуры РФ авторы письма не получили. Следствие по уголовному делу, возбуждённому по факту авиакатастрофы, продолжается (говорят, его продлили ещё на четыре месяца). Но большой уверенности в том, что виновные будут наказаны, у Валерия Севастьянова нет.

- Уголовное дело по факту крушения самолёта А-300 в аэропорту Иркутска в 2006 году, где погибли 125 человек, расследовали два года. В итоге пришли к выводу, что никто не виноват. На мой взгляд,  причина всех  трагедий одна - безответственность! Она пронизывает всю нашу жизнь! Горько осознавать, но я убеждён, что и в нашем случае найдут и накажут каких-нибудь «стрелочников» - и всё…

Кстати

УТРОМ 13 сентября родственники погибших высадят аллею из 88 деревьев на месте крушения «Боинга». В тот же день в Пермской художественной галерее в 17.00 пройдёт концерт-реквием. В понедельник,  в годовщину трагедии,  в 5 утра  состоится панихида по погибшим возле часовни, которую  возведут к этому времени.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах