Примерное время чтения: 7 минут
300

Авторы проекта «Пермь - мастерская будущего» ищут новые таланты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Прикамье 21/11/2012
Фото: Максим Кимерлинг

Пермь, 21 ноября - АиФ-Прикамье. Сохранить преемственность, привлечь новых неравнодушных школьников, помочь им в подготовке проектов для будущих конкурсов - такие цели преследовали организаторы конкурса, решая провести выездной семинар «Я - лидер экологического движения», который прошёл с 16 по 18 ноября в оздоровительном центре «Ёлочка». Причём инициатива проведения семинара шла от школьных педагогов, а «Пермнефтеоргсинтез» поддержал идею и организовал своего рода курс юного эколога для мальчишек и девчонок школ Индустриального района.

Засыпали вопросами

Во время трёхдневного выездного семинара прошли интересные мастер-классы, школьники смогли пообщаться с учёными, бизнес-тренерами, профессионалами из разных областей - от форсайт-проектирования до журналистики. Составу модераторов на экологическом семинаре, пожалуй, мог позавидовать солидный научный форум. По уже устоявшейся традиции, открыл мероприятие Михаил ХОДЯШЕВ, главный эколог ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Он рассказал ребятам, как сегодня на предприятии решают вопросы охраны окружающей среды. Здесь прекрасно понимают, что завод расположен в пяти километрах от краевой столицы, поэтому стараются максимально снизить нагрузку на окружающую среду. Например, замкнутый технологический водооборот составляет 94%. Что касается остальных 6%, то благодаря современным механо- и биохимическим очистным сооружениям, которые сегодня действуют на заводе, в Каму возвращается вода по ряду показателей чище и лучшего качества, чем забирается. Михаил Ходяшев в увлекательной форме и с помощью наглядных слайдов поведал школьникам, за счёт каких передовых технологий удаётся добиться такого результата. 

А затем любознательная ребятня буквально засыпала разнообразными вопросами Михаила Борисовича: «На сколько лет хватит нефти?», «Какая вода чище и безопаснее: родниковая или из-под крана?», «Как уменьшить количество опасных выбросов от автомобилей в атмосферу?», «Можно ли использовать для очистки питьевой воды технологии, подобные тем, которые применяются на заводе?» и другими. И на каждый вопрос получили обстоятельный ответ профессионала. 

Развенчание мифов

- К сожалению, сегодня в школах нет предмета экологии, и знания детей в этой области отрывисты. Как следствие, у подрастающего поколения много мифов о состоянии окружающей среды, которые они получают из ТВ, газет, от родителей. Например: в Перми очень неблагоприятная экологическая обстановка. Хотя в сравнении с другими крупными городами России, где существует подобная структура промышленности, наш город выглядит лучше, это подтверждают факты и цифры. Или вот ещё миф: промышленность - главный загрязнитель атмосферы, хотя на самом деле основной вклад в это вносит автотранспорт. Развенчать такие мифы, подвигнуть ребят на изучение экологии - в этом я вижу цель подобных лекций, - отмечает Лев ТРЕТЬЯКОВ, зам. начальника управления экологии и природопользования администрации Перми. 

Но не только развенчанием мифов в субботу занимался Лев Третьяков, который прочитал школьникам лекцию «Состояние окружающей среды Перми». Он также поведал, как вести себя в той или иной ситуации, какие органы власти и общественные организации в столице края следят за состоянием окружающей среды. Полученные знания школьники смогли закрепить тут же. Сразу после лекции их разделили на группы. Каждая команда получила кейс с заданием, в рамках которого ей предстояло не просто найти причины вполне реальной ситуации, но и продумать свои действия: например, если они обнаружили речку, где произошла массовая гибель рыбы. 

Стена идей

Экологическая трёхдневка была насыщена не только лекциями, работой с кейсами и мозговыми штурмами. Программа семинара была так удачно составлена, что мастер-классы и учёба гармонично сочетались с психологическими тренингами и приключенческими квест-играми («Крушение», «Дозор» и другие) на свежем воздухе, где ребята могли перевоплотиться в настоящих детективов, почувствовать себя исследователями. Приезжали к школьникам в гости поделиться опытом и шутками-прибаутками весёлые и находчивые из сборной Пермского края «Культурная столица». Ведь уже не за горами традиционный экологический КВН-фестиваль, где сойдутся школьные команды из Индустриального района.

- Семинар пролетел незаметно. Наверное, я ещё никогда не получал так много новой и интересной информации всего за три дня. Она очень пригодится мне при написании работы по проблеме загрязнения воздуха и воды. Ещё меня поразил документальный фильм «Дом» о нашей планете, - поделился своими впечатлениями от семинара Евгений Городилов, восьмиклассник из школы № 132. 

А его друг Максим, пятиклассник из лицея № 8, добавил:

- Мне очень понравилась лекция про то, как очищают воду на «ЛУКОЙЛе» («Пермнефтеоргсинтезе». - Авт.). А ещё игра «Крушение», где мы как настоящие детективы выясняли, почему самолёт упал. Очень весело и смешно было с ребятами-кавээнщиками - они учили нас, как играть в КВН.

Завершающим аккордом курса молодого эколога в воскресенье стала презентация экоплакатов, подготовленных школьными командами в ходе семинара. Все творения ребят нашли своё место на «Стене идей». 

Семинар был проведён по просьбе учителей. Причём его участниками стали новички экологического движения. Многие из тех, кто активно участвовал в конкурсе «Пермь - 

мастерская будущего» в прошлые годы, сегодня уже окончили школу, и нужно готовить им смену. Организаторы надеются, что ребята, вернувшись с семинара, поделятся полученной информацией с одноклассниками, друзьями. Наладить взаимодействие между школами - ещё одна цель организаторов. Будет здорово, если получится глобальный проект, в котором будут задействованы несколько учебных заведений. Например, проект «экологической тропы» наподобие «зелёной линии», которая начерчена в центре города. Безусловно, лекции и мастер-классы приглашённых учёных положительно скажутся на качестве будущих проектов. В этом плане очень полезна была экспертиза проектов, которую провёл кандидат биологических наук из ПГГПУ Николай Четанов. 

Справка

Конкурс экологических проектов «Пермь - мастерская будущего» проводится c 2007 г. по инициативе отдела по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» при поддержке краевого Министерства природных ресурсов и администрации Индустриального района Перми. За это время на конкурс поступило более 300 экологических проектов, около 70 из них получили гранты. Активисты конкурса очищали загрязнённые водоёмы и совершали научные экспедиции в особо охраняемые районы Прикамья, благоустраивали территорию школ и детсадов, проводили экологические конкурсы, фестивали моды и экскурсии по своему району.

Комментарий

Михаил ХОДЯШЕВ, главный эколог ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»:

- Мудрая пословица гласит: «Что посеешь, то и пожнёшь». Я убеждён, чем раньше мы займёмся экологическим воспитанием подрастающего поколения, тем лучше. Подготовка проектов для конкурса, участие в подобных семинарах помогает развивать в наших детях экологическое мышление: когда человек учится любое своё действие рассматривать через призму того, как это будет влиять на его здоровье и состояние окружающей среды. Сравниваю, что делают наши ребята в рамках конкурса «Пермь - мастерская будущего» и их сверстники за рубежом. И вижу много общего: всё больше работ направлено на исследование, активное изучение. Сделать анализы, провести наглядные опыты, наконец, съездить в настоящие экспедиции, чтобы получить достоверную информацию. Это успешно делают - изучают флору и фауну болот Верхнекамья - ученики Валентины Буравлёвой, преподавателя биологии из 132-й школы. Неслучайно их проекты не раз становились победителями нашего конкурса.   

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах