Примерное время чтения: 10 минут
1482

Гаджиев узел. Почему на всю страну перессорились учителя гимназии № 1 и родители?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Прикамье 28/05/2013
Фото Александра Ердякова

Пермь, 29 мая – АиФ-Прикамье. Банальный, на первый взгляд, конфликт между директором и некоторыми учителями, в который вмешался городской департамент образования, разросся до такой степени, что докатился аж до студии Первого канала.  

Кто прав, кто виноват?

Напомним, весь сыр-бор разгорелся 21 марта, когда только вышедшей с больничного директору гимназии Елене Шлыковой вручили приказ об её увольнении.  

Людмила Гаджиева, начальник департамента образования Перми объясняет такое решение тем, что за 2 года как Елена Шлыкова руководит гимназией на неё поступило много жалоб (приводится цифра 16) от учителей и родителей. По словам Гаджиевой, некоторые преподаватели были недовольны атмосферой в гимназии и обеспокоены тем, что школу стали покидать опытные педагоги. Несколько родителей пожаловались на отказ переводить их детей из 9-го класса. Дабы погасить этот конфликт, департамент пошёл на такие непопулярные меры, как увольнение директора. Но почему, спрашивается, сделали это за 2 месяца до конца учебного года, а не раньше, коли конфликт давно имел место? Почему так жёстко убрали директора?

Опальный экс-директор гимназии предполагает совсем другие причины своего увольнения. Во-первых, по мнению Елены Шлыковой, возможно просто кому-то понадобилось поставить своего человека на её место. Во-вторых, она могла стать неугодной, потому что строго контролировала все денежные потоки в учебном учреждении, сделала прозрачным процесс зачисления в воскресную школу и гимназию. А все жалобы в департамент якобы носил один и тот же педагог.     

Сразу после увольнения Шлыковой появилось письмо к губернатору Виктору Басаргину якобы от имени почти 800 учеников и более 50 человек педколлектива. В обращении к главе региона они возмутились  «пренебрежительным игнорированием мнения родительской общественности и трудового коллектива гимназии, а также вопиющим фактом увольнения без объяснения причин. Никто из власти не встречался ни с директором, ни с коллективом, ни с полномочным представителем родительской общественности». Правда, тут же выступила другая группа родителей, заявив, что ни они, ни их дети-гимназисты не видели никакого письма и ничего не подписывали, как и большинство учителей! Кроме того, они только за увольнение Шлыковой: все претензии к ней 259 родителей и 31 педагог обрисовали во втором письме руководителям края и города.

Как видим, нет согласия и в педколлективе. Одни учителя стоят горой за уволенного директора, отмечая позитивные сдвиги (от улучшения материально-технической базы до хороших результатов выпускников на ЕГЭ) в гимназии за время её работы. Другие педагоги на чём свет стоит хают Елену Шлыкову, негодуя, что она и её любимчики развалили коллектив, по-хамски относятся к детям. 

В общем, получилась очень некрасивая история. В первопричинах конфликта без бутылки и прокуратуры-суда не разобраться. 

А судьи кто?

Зато попробовали разобраться в этой истории на Первом канале в программе «Я подаю на развод», вышедшей в эфир 21 мая. Пересказывать передачу не имеет смысла. Все желающие, кто ещё не видел, смогут найти и посмотреть её в Интернете. Понятно, что разночинные телесудьи (депутаты, шоумены, люди искусства и прочие) под председательством Оксаны Пушкиной до истины тоже не докопались, почти час переливая из пустого в порожнее. Всё свелось, как это водится в передачах такого пошиба, к балагану и непонятным, вырванным из контекста фразам всех участников конфликта.    

– Я бы своих детей в эту гимназию не отдал ни при прежнем директоре, ни при новом, - кричал, к примеру, перебивая всех, неугомонный политолог Игорь Шатров.

Интересно, а что он прикажет делать 11-классникам, которым скоро сдавать ЕГЭ? Срочно поменять школу? В общем, прополоскали гимназическое бельё - а вместе с ним и пермское образование - на глазах у всей страны.   

Между тем уволенная директор обратилась в суд с иском о признании незаконным её снятие.   

– Я не готова восстановить  Елену Шлыкову в школе. Если это обяжет сделать суд, то, конечно, я исполню это решение, - заверила на телепрограмме Людмила Гаджиева. 

Кстати, на днях прокуратура Перми в ответе на жалобу Елены Шлыковой признала, что проверка, которую в феврале этого года проводил в гимназии департамент образования, содержит нарушения и в процедуре, и в программе. Именно эта проверка послужила одним из поводов к увольнению директора. В общем, понятно, что ставить точку в этом деле рано. Ну а 11-классникам гимназии хочется пожелать, чтобы они успешно сдали ЕГЭ - наперекор всем этим дрязгам.  

Кстати

Почему вы не хлопаете, я ведь зятя устроила!

Во время телепередачи  упомянули ещё один недавний прокол главы городского департамента образования: она назначила своего зятя Илью Лыгина на пост директора школы № 59. И это притом что у него даже нет педагогического образования.  

В апреле представители общественного совета «За права детей на образование» обратились к прокурору города по этому факту. И прокуратура признала, что в назначении Лыгина есть нарушения трудового и антикоррупционного законодательства. К тому времени, правда, Илья Лыгин уже уволился по собственному желанию. Впрочем, сама Людмила Гаджиева уверена, что никакого нарушения в его назначении не было. По её словам, законы разрешают директору школы не иметь педагогического образования.   

– Почему вы мне не хлопаете, я ведь зятя устроила! - так Людмила Гаджиева отреагировала в телестудии, когда рассказали об этом факте.

Выбор директора будет открытым

Людмила Гаджиева, начальник департамента образования администрации Перми:

Конфликтная ситуация в гимназии № 1 сложилась из-за разделения мнений педагогического коллектива. Такая ситуация нетипична для пермских школ. С родителями и учителями мы пришли к общему решению, что необходимо обеспечить детям условия для успешного завершения учебного года и сдачи экзаменов. Также было принято решение сделать выбор директора максимально открытым, публичным и прозрачным. Это может быть в виде конкурса или защиты проектов, и каждый желающий, подходящий по требованиям трудового законодательства, сможет принять в нём участие, чтобы претендовать на место директора.

Каждый за себя

Владимир Морозенко, представитель профсоюза «Учитель» в Пермском крае:

Пермский край по задумке Москвы является экспериментальной площадкой. Все реформы, которые рождаются в Министерстве образования, обкатываются здесь. Так, у нас одной из первых началась отработка новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях. В результате директор получил возможность распределять значительные суммы денег по своему усмотрению. Все ли из руководителей учебных заведений настолько компетентны, чтобы определить, кто достоин надбавок за свою работу, особенно, если учитывать практику Гаджиевой - назначать на должность директоров школ лиц без педагогического образования? Способен ли такой руководитель понять, чей вклад в образование ученика больше, а чей меньше? Даже директора со стажем не могут сориентироваться, как сравнить труд, скажем, учителей математики и биологии. В результате руководители пошли по линии наименьшего сопротивления: нравится учитель - 

заплачу ему побольше, косо посмотрел в мою сторону - оставлю на голой зарплате. К чему это привело? К распаду коллективов. Теперь каждый за себя. Подумайте, за счёт чего получает надбавку один учитель? За счёт того, что её отняли у другого. Многие сознательно сопротивлялись внедрению этой системы. Думаю, что и в гимназии № 1 произошла та же ситуация. На мой взгляд, конкуренция внутри коллектива недопустима. Давайте будем устраивать соперничество внутри семьи: чей вклад в воспитание ребёнка больше? Конкуренцию можно устраивать между школами, но не между учителями одной школы. Из-за этого коллектив гимназии и раскололся. Все «передрались» из-за денег. 

Стыдно за передачу!

Людмила Медведева, учитель математики гимназии № 1 (с 1994 г. до октября 2012 г.):

Передача перечеркнула труд десятков педагогов за 23 года работы гимназии. Как будто и не было тех чудесных выпусков, творческих, умных, талантливых детей, имеющих свою точку зрения, спорящих и доказывающих до хрипоты свою правоту. А сегодня люди, пришедшие на передачу, пытаются решать судьбу гимназии. Их слова режут слух.

Уважаемые выпускники гимназии № 1, я хочу перед вами извиниться за ту передачу, которую вы видели. Мы вас учили думать, высказывать свою точку зрения, разбираться в проблемах и решать разные задачи. Вы взрослые люди и, думаю, разберётесь сами.

Исчезло «чувство сердца»

Елена Архипова, бывший преподаватель гимназии № 1:

Cудьба гимназии, в которой я проработала 12 лет, мне не безразлична. Могу сказать, чем всегда гордилась пермская гимназия № 1: высоким профессионализмом педагогов, успехами детей на олимпиадах и конференциях, достижениями выпускников. Помнится, к нам приходили дети из других школ и первое, что вызывало у них удивление и неподдельный восторг, – это атмосфера, царившая в стенах учебного заведения, где преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а были каждому гимназисту настоящими друзьями. Именно эти качества - дружбу, доброжелательность – более других ценил директор Царскосельского лицея Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается всё достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчётливая голова знает только по имени и по теории».

По мнению же «свергнутого» директора гимназии Шлыковой, асфальтированные дорожки важнее, чем увольнение преподавателей математики и истории Людмилы Медведевой и Оксаны Созиновой. А дети испытали шок. Были вынуждены уйти не просто учителя высочайшего профессионализма. В них есть всё то, за что обычно дети любят своих учителей.

О Шлыковой же и её команде нигде не сказано, что это педагоги, обладающие душевным талантом. Есть мнение об их образованности, профессионализме, эрудиции, творческих проявлениях. И только.

Что же вы, товарищи взрослые, так недооцениваете своих детей, которые не могут принять подмену уважения к их личности на высокомерие и оскорбления в их адрес? Хочется напомнить историю заговора 13-летних  лицеистов, друзей Пушкина, против иезуита-инспектора Пилецкого. «Все собрались в конференц-зале, вызвали инспектора. Он явился. Ему предложили выбор: либо он не мешкая оставит лицей, либо они сами подадут заявления об уходе. Пилецкий раздумывал. Воспитанники стояли неподвижно и глядели на него. Без страха. Он понял: слова их не шутка, не простая угроза. «Оставайтесь в лицее, господа!» - бросил он хладнокровно и направился к выходу».  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах