Примерное время чтения: 7 минут
167

Наука созидать. В Пермском крае растет престиж профессии педагога

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Прикамье 30/09/2014
В этом году 1200 школьников сдали три предмета ЕГЭ на 225 баллов.
В этом году 1200 школьников сдали три предмета ЕГЭ на 225 баллов. / Валерий Христофоров / АиФ

Они не только вложили в нас знания, но и привили любовь к жизни, научили позитивно мыслить, показали примеры гражданской позиции. 

От профессионализма и любви к своей работе каждого преподавателя зависит то, как сложится дальнейший жизненный путь их учеников. Поэтому важно, чтобы в учителя шли люди талантливые и неравнодушные. Что для этого делается в нашем регионе, рассказывает Алексей Золотарев, депутат Законодательного собрания Пермского края, член фракции ЛДПР.

Все лучшее – детям

– Как власть выстраивает работу в школьном вопросе?

– В программе социально-экономического развития Пермского края до 2016 г., которую утвердило Заксобрание, обозначены основные направления развития отрасли: это создание дополнительных мест в детских садах, поддержка малокомплектных школ, стопроцентная доступность образования для детей-инвалидов путем дистанционного обучения на дому. В крае работает проект «Новая школа»: ремонтируют учебные корпуса, спортивные залы. Только в 2014 г. на ремонт школ и детсадов в регионе выделили более миллиарда рублей. До конца этого года в Пермском крае откроют семь новых школ.

Хорошие результаты дает работа по поддержке одаренных детей, нацеленная на то, чтобы максимально учитывать индивидуальные особенности талантливых школьников. Такие ученики не только участвуют во всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах, но также ведут исследовательскую работу. Много среди них и изобретателей. Детские исследования сегодня – это мировые инновационные открытия и разработки завтрашнего дня. Поэтому школы Пермского края хорошо оснащают современными технопарками по физике, химии, биологии, робототехнике, включая лаборатории с удаленным доступом в Интернет.

– Недавно депутаты приняли краевой закон «Об образовании в Пермском крае». Какие в нем есть новшества?

– Закон предусматривает значительное увеличение размеров социальных гарантий и льгот для учителей, рост единовременных выплат молодым специалистам. Кроме того, мы привели образовательное законодательство региона в соответствие с федеральными новациями, отразив в нем и наше западноуральское ноу-хау. 

– Справляется ли регион с задачей, которую поставила Федерация: повысить зарплату педагогам? 

– Да. В школах края зарплата за два последних года повысилась в среднем с 15 до 25 тыс. руб., в детских садах – с 10 до 23 тыс. руб. Результат очевиден: количество свободных вакансий педагогических работников в Пермском крае сократилось с 7% в 2012 г. до 2% в 2014 г. 

Кстати
В этом году по программе «Улучшение жилищных условий молодых учителей на 2012-2014 гг.» жилье приобрели 47 человек, выдали 155 свидетельств о праве на получение социальной выплаты для покупки квартиры.

Жизнь на колесах

– Можно ли сказать, что при рассмотрении краевого бюджета парламентарии отдают приоритет сфере образования?

– Это очевидный факт. В бюджете этого года наибольшая доля расходов – 26% (28 млрд 649 млн руб.) – приходится именно на отрасль образования. 

– Какие новации, позволяющие сохранить малокомплектные школы в сельской местности, наиболее успешны и перспективны? 

– Например, проект «Мобильный учитель». Его суть в том, что квалифицированный молодой педагог, который живет в городе и готов работать в сельской школе, но не желает переезжать в глубинку, получает за счет краевого бюджета автомобиль. На нем учитель ездит из города в сельскую местность проводить уроки. Планируется, что до 2017 г. в Прикамье приобретут около полусотни авто для «мобильных учителей».

Перспективный проект – «Учительский дом». Уникальный для России. Его впервые разработали в Пермском крае. В одном здании – как правило, особняке – размещаются начальная школа и квартира для семьи учителя. Великолепный вариант для небольшого поселка. Да и ученикам удобно: дети живут в семьях, им не надо ездить на учебу в соседнее село. Школа – в шаговой доступности от каждого дома. При этом сами учителя занимаются финансами и хозяйством образовательного учреждения, организуют питание школьников. Деньги на содержание здания школы выделяют из краевого и муниципального бюджетов. Всего на Западном Урале планируется построить около 40 учительских домов. Кстати, как сообщила недавно Раиса Кассина, краевой министр образования и науки, нашим проектом уже заинтересовались другие регионы России. Например, Красноярск и Нижний Новгород. 

– В крае есть программа «Улучшение жилищных условий молодых учителей на 2012-2014 гг.». Можно ли говорить о ее результатах? 

– По информации краевого Министерства образования и науки, средний размер социальной выплаты и компенсации по Прикамью, предоставленный в прошлом году участнику программы на приобретение или строительство жилья, составил 272 тыс. руб. Молодые педагоги активно участвуют в этом проекте. 

В прошлом году жилье приобрели 47 человек, участникам программы выдали 155 свидетельств о праве на получение социальной выплаты для покупки квартиры. Вставшие на учет в конце декабря 2013 г. учителя могут получить средства на приобретение жилья до конца нынешнего года. Так что об окончательных результатах пока говорить еще рано, но программа работает, она эффективна. 

Отменить нельзя оставить

– На последних двух заседаниях ЗС обсуждали вопрос об отмене стипендий из краевого бюджета школьникам – отличникам и хорошистам. Как считаете вы – нужно ли платить школьникам за учебу?

– На сентябрьской пленарке Заксобрания Министерство образования региона обосновало свою позицию тем, что далеко не всегда ребята, которые учатся на четыре и пять, затем хорошо сдают Единый государственный экзамен. 

Цифры действительно заставляют задуматься. Например, в одном из районов края в 2013 г. стипендию получали более 60% старшеклассников. А место этой территории в рейтинге муниципальных районов по результатам сдачи ЕГЭ – 45-е из 48. Ребят, не сдавших экзамен вовсе либо сдавших на «три», – 57%. Нынче в том же районе Прикамья 40% учащихся получают стипендии, а место в рейтинге по сдаче ЕГЭ – 44-е, свыше 60% выпускников сдают экзамены на два и три. 

И это притом, что в целом результаты, которые показывают выпускники школ Пермского края, очень неплохие. В этом году количество талантливых ребят, сдавших три предмета ЕГЭ на 225 баллов и более, – 1 тыс. 200 человек, или 11% от общей численности выпускников. 

– Но ведь есть талантливые ученики, которые и учатся только на хорошие отметки, и ЕГЭ сдают хорошо. Они-то почему должны страдать?

– Совершенно верно. Как раз об этом мы и говорили на августовском заседании. Особо одаренных учеников нужно поддерживать индивидуально. Собственно, система такой поддержки уже существует, но ее надо сделать более эффективной. Краевое правительство сейчас готовит на этот счет свои предложения, которые вскоре представит на суд депутатов. Пока же на сентябрьском заседании вопрос об отмене стипендий старшеклассникам решили отложить. Эта тема очень важная, и рубить сплеча здесь нельзя.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах