Примерное время чтения: 8 минут
914

Правда для правды. Как «оптимизировали» музей Виктора Астафьева

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. АиФ-Прикамье 16/12/2014
Дом-музей в. Астафьева на ул. Партизанской.
Дом-музей в. Астафьева на ул. Партизанской. / Владимир Маслянка / АиФ

С легкой руки Леонардо

Справка
Фонды музея насчитывают 1282 единицы хранения. В настоящее время 159 экспонатов выставлены в Доме-музее В. П. Астафьева, 110 экспонируется в помещении выставочного зала по ул. Фрунзе, 38. Остальные экспонаты находятся в фондохранении в металлических шкафах и сейфах. Это около 80% всех фондов.

Идея создания дома-музея Виктора Астафьева принадлежит Леонарду Постникову, заслуженному работнику культуры РФ, Почетному гражданину Пермского края. В конце 90-х прошлого века неприметный домик Астафьевых на ул. Партизанской, 76, был дачей. Прислушавшись к аргументам Постникова, городские власти приобрели дом под музей писателя. Леонард Постников с дочерью Ольгой собирали по всей округе экспонаты – предметы быта 50-х гг. ХХ в.

Осенью 2002 г. вышло распоряжение и. о. губернатора Анатолия Темкина о создании ГОУК (ныне ГКБУК) «Литературный музей В. П. Астафьева». По рекомендации Леонарда Постникова и Андрея Астафьева, сына писателя, в 2003 г. директором назначили Владимира Маслянку, человека отнюдь не случайного в культуре.

«В 1997 г. с легкой руки Леонардо я познакомился с Виктором Астафьевым, – вспоминает Владимир Николаевич. – Это было в его последний приезд в Чусовой. Затем были встречи в Красноярске. С Марией Семеновной у меня завязались трогательные десятилетние взаимоотношения – сродни тем, которые бывают между сыном и матерью».

Музей… в колбасном цехе

До 2009 г. дом Виктора Астафьева площадью 20 кв. м был единственным помещением музея. Маленькая территория и ЛЭП не позволяли расширить здание музея на ул. Партизанской так, чтобы не разрушить историческую среду Чусового 50-х гг. ХХ в. И тут «нашлись» подвальные помещения бывшего колбасного цеха по ул. Фрунзе, 38, площадью около 200 кв. м. Именно здесь, в комнатке вахтера, 26-летний Виктор в ночь с 1 на 2 декабря 1950 г. написал свой первый рассказ «Гражданский человек».

Теперь это помещение (арендодатель – администрация Чусовского района) – главный «экспонат» музея (идею одобрили Мария Астафьева и сын Андрей), а трехметровая «Царь-рыба» – центр всей экспозиции. Место под нее выбрал сам автор – Николай Хромов.

В 2004 г. в честь 80-летия писателя музей выступил с инициативой проведения в Чусовом Малых (детских) Астафьевских чтений (МАЧ). Детский ручеек в 40 человек к 2014 г. превратился в полноводную реку: на ХI чтения, посвященные 90-летию Астафьева, приехали уже 785 детей из 58 территорий 12 регионов России! Музей, вместе с администрацией района и районной центральной библиотекой им. А. С. Пушкина, с 2004-го по 2014-й выпустил четыре книги, семь сборников детских работ. Так, издание «Чусовой литературный» в 2013 г. было признано лучшим в крае в своей номинации.

По живому режете!

«На сегодня Литературный музей Астафьева – единственный в России государственный астафьевский музей, являющийся юридическим лицом, – говорит Владимир Маслянка. – Но достижения и потенциал его очевидны не всем. Игорь Гладнев, глава краевого Минкульта, подписал приказ 
№ 519 от 14.11.2014 г. о его реорганизации с присоединением к Пермскому краеведческому музею (ПКМ) в качестве филиала. На пресс-конференции 5 ноября он вводит в заблуждение журналистов и Андрея Астафьева, говоря о приоритетах литературы в 2015 г.и роли нашего музея. И вскоре ПКМ направляет нам письмо (№ 422-Г от 3 декабря 2014 г.) и образец уведомления о прекращении аренды помещений по ул. Фрунзе, 38. Заполнив его, мы своими же руками задушили бы и свою идею, и самих себя, лишившись места пребывания. Параллельно ПКМ бодро готовится к распилу «Царь-рыбы», не понимая, что уже режет по живому!»

О сложившейся ситуации узнали многие деятели культуры в разных городах России. И они не собираются молчать.

«Вся история с реорганизацией Литературного музея В. П. Астафьева в Чусовом очень похожа на рейдерский захват, – заявил Андрей Астафьев, сын писателя, живущий сейчас в Вологде. – ПКМ имеет астафьевских экспонатов не больше, чем музей В. П. Астафьева. А тут сразу получает столько же, сколько сам имеет. Удивляет то, что, в отличие от литературного музея, краеведческий не имеет литературной экспозиции – в мой приезд в Пермь в ноябре этого года мне так и не смогли ее показать…»

«Проводимая реорганизация Литературного музея Астафьева необоснованна и приведет к ухудшению работы по изучению и продвижению творчества нашего знаменитого земляка, писателя с мировым именем», – убежден Владимир Маслянка. 

Министр культуры 13 декабря побывал в Чусовом, чтобы на месте разобраться с ситуацией.

«Владимиру Маслянке и его коллегам не стоит беспокоиться: никто не будет ликвидировать литературную экспозицию», – заявил Игорь Гладнев, так и не объяснив место литературного музея в мероприятиях Года литературы.

Надеемся, что здравый смысл все-таки возобладает и краевые власти примут действительно мудрое решение, чтобы сберечь то, что было создано энтузиастами для сохранения памяти известного писателя.

Комментарии

Альмира Кардапольцева, директор Чусовской районной центральной библиотеки им. А. С. Пушкина:

«Знаю, как кропотливо собиралась коллекция Литературного музея В. П. Астафьева. В составе совместных делегаций Чусовского муниципального района и музея неоднократно выезжала в Красноярск на различные мероприятия, посвященные нашему земляку. Там я познакомилась и подружилась с Марией Астафьевой – женой писателя. Помню ее поистине материнское отношение к Владимиру Маслянке. Однажды Мария Семеновна сказала: «Виктор Петрович, увидев Володю, сказал, что хорошо бы этот парень стал директором музея в Чусовом». Так и случилось.

Мария Семеновна, передавая экспонаты для Литературного музея, подчеркивала, что гордится тем, что они будут находиться именно в Чусовом, и их всегда смогут увидеть чусовляне.

От добра добра не ищут – гласит старая русская пословица. Грядущий 2015-й – Год литературы. Проводить эксперименты с успешным учреждением накануне этого события – тем более странно и недопустимо».

Валентин Курбатов, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ:

«В пору общего беспокойства о судьбе музеев страны каждый из них старается защитить и сохранить свое. Особенно малые, на которых и держится самое живое родовое пространство русской культуры (как некогда малые Тарханы, малое Михайловское, малое Шахматово). Найди-ка их тогда на карте страны. А теперь они держат Россию.  Давайте спасем все! И тогда мы увидим, что малая Тимониха Василия Белова, малая Овсянка Виктора Астафьева, малая Веркола Федора Абрамова и Сростки Василия Шукшина – это и есть мы, наше кровообращение, наша духовная генетика.

В этом ряду малый чусовской музей Астафьева на ул. Фрунзе, в котором в гибельной тесноте вахтерки колбасного цеха, спасавшего Чусовой от голода, был в одну ночь рожден первый рассказ, повернувший историю Великой Отечественной войны в человеческую сторону и ставший основой для рождения правды Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Константина Воробьева, Вячеслава Кондратьева, Василя Быкова. Может быть, это самое дорогое детище нашей культуры. А вахтерский журнал, в котором был написан рассказ «Гражданский человек», – колыбель всей великой прозы войны.

И, сохранив этот совсем малый музей, мы сохраним себя, покажем миру, как мы научились видеть и понимать главные вехи своей истории, ее точки отсчета.

А это сегодня, может быть, самое важное при вызовах современности. Слава богу, русская и советская классика не изменяет нам в трудный час и встает рядом. Сохранение лучшего в культуре – есть сегодня высшее сопротивление агрессивности мира и доказательство нашей духовной зрелости».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах