aif.ru counter
197

Жизнь в формуле. Аспирант Юрий Шарапов о том, как живётся молодому учёному

Такое вот ноу-хау разрабатывают наши молодые учёные из пермского госуниверситета. Теория эмоциональных роботов популярна во всём мире. А интеллектуальную начинку для них создают профессор Олег ПЕНСКИЙ и его аспиранты. В том числе математик Юрий ШАРАПОВ.

К числам и алгоритмам одарённый мальчик тянулся ещё со школы. В то время как одноклассники ломали голову над уравнениями в домашних заданиях, он размышлял над тем, как приблизить прямоугольный треугольник к пифагорову. 

Учёные, объединяйтесь!

Спустя несколько лет Юра уже описывает процесс работы деятельности эмоциональных роботов в математических формулах. Смотрит, насколько аналог человека обучаем, как воспринимает эмоции, как долго их помнит. Для этого аспирант даже разложил человеческую память на математические знаки. И получил грант - 200 тыс. руб.

- Значит, молодых учёных поддерживают?

- Что значит - поддерживают? Никто не будет тебя поддерживать, если ты сам ничего не хочешь делать. 

Конечно, финансирование очень важно. Оно позволяет реализовать свою идею, придумывать новые решения, дальше развиваться. Помощь, бесспорно, есть. От краевого Министерства образования и науки, компании «Прогноз». Существуют гранты и конкурсы. В общем, воплотить свою научную разработку вполне реально. 

- Много ли в Прикамье молодых и умных? Как обстоят дела с «мозгами»,  дефицита нет?

- Молодых учёных много! Все они разносторонние, разнополярные. Идут разными путями. Но в этом-то и минус. Все учёные разобщены. Каждый тихо суетится на своём факультете, в своём вузе. Некоторые студенты и выпускники до сих пор и не догадываются, какая научная жизнь кипит в нашем университете, какие у нас уникальные лаборатории. У механиков есть разрывные машины, которые проверяют вещь на прочность. По всему миру их единицы. Есть атомные микроскопы. И об этом ведь мало кому известно!

Нужно объединяться учёным в одно большое и мощное русло. И это одна из моих задач. Я председатель молодёжного научного общества на мехмате. Этой весной мы набрались смелости и рискнули - организовали междисциплинарную конференцию. Я такого вообще нигде не встречал! Очень уж хотелось изюминки - соединить всех: психологов, математиков, физиков, лириков. Это зарубежный подход. Было очень интересно, потому что взгляд нестандартный. Все привыкли к тому, что филологов оценивают филологи. Хлопают им и говорят, какие они молодцы. А тут пришли учёные из других областей. Они могли и покритиковать. Если ты сможешь объяснить сложные вещи так, чтобы они стали доступны каждому, даже совершенно далёкому от темы человеку, значит ты в этом действительно разобрался. 

Выучить китайский играя

- Юрий, ты окончил бакалавриат и магистратуру с красным дипломом. Захотел продолжить научную деятельность и пошёл в аспирантуру. Перед тобой, как говорится, были открыты все двери лучших вузов страны, но ты остался в Перми. Не планировал сменить прописку?

- Возможность уехать была. Я об этом думал. Санкт-Петербург, Нижний Новгород… Но только в нашем госуниверситете есть такой научный руководитель, как Олег Геннадьевич Пенский. Он реально болеет душой за каждого аспиранта и помогает ему защититься. Это не просто научный руководитель, для галочки. Он занимается тем же, чем и мы. Это подхлёстывает, даёт силы и энергию заниматься наукой. 

К тому же я уже работал. Во время учебы в магистратуре под руководством зав. кафедры математического обеспечения вычислительных систем Светланы Чуприной разрабатывал систему, которая помогает человеку выучить китайские иероглифы. Знаете, сложный китайский можно свести к игре «Конструктор». Сама идея, что иероглиф состоит из частей, которые в отдельности тоже могут быть иероглифами, давно известна. Нужно было всё это автоматизировать и предложить математическую модель. Если ты не знаешь какую-то латинскую букву, то и не поймёшь её. А если ты не знаешь иероглиф, но знаешь его части, то ты можешь догадаться о его значении. 

- А как живёт молодой учёный?

- Если ты хочешь заниматься наукой, тебе в любом случае приходится ещё параллельно подрабатывать. Олег Геннадьевич консультирует в Норвежском университете. Он рассказал, что там студенты-аспиранты получают порядка 40 тыс. руб. в месяц, если переводить на наши деньги. Такая у них стипендия. На неё они могут позволить себе жить и приходить в университет как на работу. С 9.00 до 18.00 занимаются наукой, а дальше -  свободное время. А у нас: 10 часов я программист, после работы, «полный» сил и энергии, иду преподавать. Ещё занимаюсь организацией научных мероприятий плюс нужно позаниматься и самой наукой. 

- Тем не менее при такой загрузке ты ещё как-то умудряешься заниматься бальными танцами. И даже два года назад занял I место на открытом чемпионате Прикамья в категории H (хобби). Как всё успеваешь?

- Я ничего не успеваю (смеётся). Танцы позволяют переключиться. Я всё-таки программист. Целый день за компьютером. Устаёшь. А потом выходишь на паркет. Музыка, танец, движение… здорово! Для меня, наверное, это самый сложный вид спорта и одновременно искусства.

Встретить Юрия можно не только на паркете: молодой человек лихо катается верхом на лошади, а зимой на коньках рассекает лёд. Кстати, сердце молодого аспиранта пока ещё свободно. Девушки, берите на заметку!

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах