Примерное время чтения: 9 минут
215

Архитектура неба. Прикамье станет площадкой для развития беспилотной авиации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 01/11/2023
В октябре 2023 г. Пермь приняла вторую в стране выставку-форум БАС «Аэронет 2035».
В октябре 2023 г. Пермь приняла вторую в стране выставку-форум БАС «Аэронет 2035». / Татьяна Титова / АиФ

Пермский край вступает в эру беспилотных авиационных систем (БАС). Отрасль открывает новые возможности и готовит новые вызовы для региона. Кто и как сегодня использует дроны? Какое развитие ждёт отрасль?

БЛА – «зверушка известная»

Беспилотные летательные аппараты (БЛА или БПЛА) активно используют для видео- и фотосъёмки, контроля состояния трубопроводов и энергосетей, мониторинга полезных ископаемых и логистики, а также в других целях. Например, с 2015 г. их активно применяют в работе спасателей. Так, в Главном управлении МЧС России по Пермскому краю создано два подразделения применения БАС и одно организационно-контролирующее подразделение. Их главная задача – авиационное обеспечение с применением БАС мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. 

«Только в этом году беспилотники МЧС в крае выполнили более 500 полётов, в том числе для ликвидации природных пожаров, поисково-спасательных работ и мониторинга водных объектов», – пояснили в ведомстве.

Беспилотники МЧС
Беспилотники МЧС Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Но прибегают к помощи БАС не только спасатели. Как шутит заместитель министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Олег Солонцов, в пермском лесу БПЛА – зверушка тоже известная.

«За последние 5-7 лет мы накопили достаточно большой опыт использования малых квадрокоптеров. Во всех лесничествах лесхоза края они есть. И там умеют решать с их помощью задачи в части выявления незаконных рубок, контроля выполнения лесохозяйственных мероприятий и контроля распространения лесного пожара, – говорит он. – Однако в лесном хозяйстве ещё остаётся запрос на мониторинг возникновения лесных пожаров. Край вынужден использовать сейчас технологию, которая зародилась ещё в начале 30-х годов. Это самолёт АН-2 с лётчиком-наблюдателем, которых, кстати, в стране сейчас меньше, чем космонавтов. Всего 360 человек – это уникальные специалисты».

По словам специалиста, в крае также есть запрос на беспилотники для решения экологических вопросов (контроля загрязнения вод и земель, мониторинга выбросов промышленных предприятий и т. д.).

Новая отрасль – новые компетенции

Заинтересованность в развитии отрасли беспилотных авиасистем в Пермском крае можно ощутить, обратившись к проекту закона о региональном бюджете на 2024-2026 гг. Согласно пояснительной записке к документу, на разработку технологий, в том числе БЛА, краевые власти выделят научно-образовательному центру (НОЦ) «Рациональное недропользование» 301,9 млн руб. за три года. В 2024 г. НОЦ должен получить 120,5 млн руб., в 2025 г. – 114,1 млн руб., в 2026 г. – 67,3 млн руб.

Справка
Пермский НОЦ «Рациональное недропользование» – это научно-образовательный центр мирового уровня, созданный в 2019 г. в рамках реализации нацпроекта «Наука». Центр занимается построением экосистемы, обеспечивающей технологические прорывы в недропользовании благодаря потенциалу активной и талантливой молодёжи России.

В Перми создают образовательную среду для развития отрасли.
В Перми создают образовательную среду для развития отрасли. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Конечно, новая отрасль требует новых кадров. И в Перми уже начали создавать образовательную среду для тех, кто хочет научиться управлять дронами. Пермский госуниверситет и Школа беспилотной авиации заключили соглашение о совместных проектах, авиационный техникум им. А. Д. Швецова и ПНИПУ анонсировали новые направления подготовки. Ссуз с 2023 г. начал готовить студентов по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем», а вуз с 2024 г. планирует открыть новый профиль «проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов».

«У нас есть базовые компетенции, которые мы формируем у всех наших студентов. Они касаются и искусственного интеллекта, и машинного обучения, и больших данных, и моделирования, и нейросетей. Но новая отрасль – беспилотная авиация – требует других, дополнительных компетенций. Поэтому откроем со следующего учебного года новый профиль. Будем готовить наших выпускников к работе как на крупных предприятиях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса», – прокомментировал ректор ПНИПУ Анатолий Ташкинов.

Есть запреты

Однако развитие беспилотной авиации несёт за собой ряд спорных вопросов, в их числе – безопасность инфраструктуры, промышленных и стратегических объектов. Именно поэтому оперштаб по обеспечению базовой готовности с 1 декабря 2022 г. запретил использовать беспилотные воздушные суда на территории региона. Исключение сделано лишь для систем, применяемых коммунальными службами, работниками топливно-энергетического комплекса и в интересах властей. Соответствующий указ издал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

Использование беспилотников в Пермском крае ограничено.
Использование беспилотников в Пермском крае ограничено. Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Пермскому краю/ Татьяна Титова

За использование беспилотников без разрешения нарушителям грозит административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства). Для физлиц предусмотрен штраф до 3 тыс. руб., для должностных лиц – до 20 тыс. руб., для юридических лиц – до 50 тыс. руб. За повторное нарушение суммы больше. 

Уполномоченные органы приостановили выдачу разрешений на полёты над населёнными пунктами почти год назад. Когда запрет будет снят – пока неизвестно. Резонно, что развитие технологии потребует регулирования на законодательном уровне. Но давать прогнозы пока рано.

Что нужно заказчику?

Заместитель председателя правительства – министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Алексей Чибисов:

«Мы действительно можем построить самый крутой БЛА, но давайте честно скажем, что мы его построили ещё в 60-е годы. Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета на твёрдом топливе была создана в Перми. То есть этап лучшего в мире летательного аппарата мы прошли много лет назад, и нам не надо никому доказывать, что можем быть круче всех. Мы и так круче всех. Но надо понимать, что мир изменился. Сегодня то, что мы создаём, должно быть востребовано. Любая новая появляющаяся услуга должна иметь экономическое и организационное обоснование.

Сегодня то, что мы создаём, должно быть востребовано.

Сегодня на один БЛА нужен один оператор. Это в лучшем случае. Если БАС самолётного типа, то тогда будет нужен ещё и водитель с охранником, отдельная база хранения с кладовщиками и пр. В результате лётный час системы приближается к лётному часу самолёта Boeing 777. Кому нужен беспилотник, который надо где-то хранить, обслуживать и привлекать к его работе оператора? Я, к примеру, как заказчик, более заинтересован в услуге по мониторингу пожарной безопасности. В этом ключе обоснованнее создать самую крутую комплексную услугу, за которую я буду платить.

Когда создаётся новый рынок, те, кто работает в отрасли, должны объяснять нам, заказчикам, зачем нужен какой-то новый продукт. Чем больше нам будут рассказывать, тем больше будем понимать, для чего стоит помогать».

Вывести из гаражей

Исполнительный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» Андрей Силинг:

«В середине сентября 2023 г. правительством РФ был утверждён национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он превратил развитие отрасли, которая раньше держалась лишь на энтузиазме предпринимателей и подвижников, в системную работу. Развитие беспилотных систем стало одним из важных приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие. Отрадно, что Пермский край в этой работе принял активное участие.

В 2023 году правительством РФ был утверждён нацпроект «Беспилотные авиационные системы».

Конечно, самое сложное после утверждения нацпроекта – это начать работу, не дожидаясь распаковки федерального ресурса. Потому что, в лучшем случае, средства, предусмотренные федеральными проектами по направлениям развития отрасли, будут выделены весной 2024 года.

В ближайшее время перед нами стоит задача вывести отрасль из гаражей. Сейчас компании, которые занимаются серийным производством беспилотников в стране, можно пересчитать по пальцам. Да, есть проекты и масса прототипов, но важно привести в отрасль индустриальные, управленческие и цифровые компетенции – те, которыми как раз богат Пермский край. Это шанс для региона войти в отрасль, которая только-только создаётся. Думаю, что пермские компании и команды здесь могут найти себе наилучшее применение и будут востребованы». 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах