Пермский край вступает в эру беспилотных авиационных систем (БАС). Отрасль открывает новые возможности и готовит новые вызовы для региона. Кто и как сегодня использует дроны? Какое развитие ждёт отрасль?
БЛА – «зверушка известная»
Беспилотные летательные аппараты (БЛА или БПЛА) активно используют для видео- и фотосъёмки, контроля состояния трубопроводов и энергосетей, мониторинга полезных ископаемых и логистики, а также в других целях. Например, с 2015 г. их активно применяют в работе спасателей. Так, в Главном управлении МЧС России по Пермскому краю создано два подразделения применения БАС и одно организационно-контролирующее подразделение. Их главная задача – авиационное обеспечение с применением БАС мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
«Только в этом году беспилотники МЧС в крае выполнили более 500 полётов, в том числе для ликвидации природных пожаров, поисково-спасательных работ и мониторинга водных объектов», – пояснили в ведомстве.
Но прибегают к помощи БАС не только спасатели. Как шутит заместитель министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Олег Солонцов, в пермском лесу БПЛА – зверушка тоже известная.
«За последние 5-7 лет мы накопили достаточно большой опыт использования малых квадрокоптеров. Во всех лесничествах лесхоза края они есть. И там умеют решать с их помощью задачи в части выявления незаконных рубок, контроля выполнения лесохозяйственных мероприятий и контроля распространения лесного пожара, – говорит он. – Однако в лесном хозяйстве ещё остаётся запрос на мониторинг возникновения лесных пожаров. Край вынужден использовать сейчас технологию, которая зародилась ещё в начале 30-х годов. Это самолёт АН-2 с лётчиком-наблюдателем, которых, кстати, в стране сейчас меньше, чем космонавтов. Всего 360 человек – это уникальные специалисты».
По словам специалиста, в крае также есть запрос на беспилотники для решения экологических вопросов (контроля загрязнения вод и земель, мониторинга выбросов промышленных предприятий и т. д.).
Новая отрасль – новые компетенции
Заинтересованность в развитии отрасли беспилотных авиасистем в Пермском крае можно ощутить, обратившись к проекту закона о региональном бюджете на 2024-2026 гг. Согласно пояснительной записке к документу, на разработку технологий, в том числе БЛА, краевые власти выделят научно-образовательному центру (НОЦ) «Рациональное недропользование» 301,9 млн руб. за три года. В 2024 г. НОЦ должен получить 120,5 млн руб., в 2025 г. – 114,1 млн руб., в 2026 г. – 67,3 млн руб.
Конечно, новая отрасль требует новых кадров. И в Перми уже начали создавать образовательную среду для тех, кто хочет научиться управлять дронами. Пермский госуниверситет и Школа беспилотной авиации заключили соглашение о совместных проектах, авиационный техникум им. А. Д. Швецова и ПНИПУ анонсировали новые направления подготовки. Ссуз с 2023 г. начал готовить студентов по специальности «эксплуатация беспилотных авиационных систем», а вуз с 2024 г. планирует открыть новый профиль «проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов».
«У нас есть базовые компетенции, которые мы формируем у всех наших студентов. Они касаются и искусственного интеллекта, и машинного обучения, и больших данных, и моделирования, и нейросетей. Но новая отрасль – беспилотная авиация – требует других, дополнительных компетенций. Поэтому откроем со следующего учебного года новый профиль. Будем готовить наших выпускников к работе как на крупных предприятиях, так и на предприятиях малого и среднего бизнеса», – прокомментировал ректор ПНИПУ Анатолий Ташкинов.
Есть запреты
Однако развитие беспилотной авиации несёт за собой ряд спорных вопросов, в их числе – безопасность инфраструктуры, промышленных и стратегических объектов. Именно поэтому оперштаб по обеспечению базовой готовности с 1 декабря 2022 г. запретил использовать беспилотные воздушные суда на территории региона. Исключение сделано лишь для систем, применяемых коммунальными службами, работниками топливно-энергетического комплекса и в интересах властей. Соответствующий указ издал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
За использование беспилотников без разрешения нарушителям грозит административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства). Для физлиц предусмотрен штраф до 3 тыс. руб., для должностных лиц – до 20 тыс. руб., для юридических лиц – до 50 тыс. руб. За повторное нарушение суммы больше.
Уполномоченные органы приостановили выдачу разрешений на полёты над населёнными пунктами почти год назад. Когда запрет будет снят – пока неизвестно. Резонно, что развитие технологии потребует регулирования на законодательном уровне. Но давать прогнозы пока рано.
Что нужно заказчику?
Заместитель председателя правительства – министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Алексей Чибисов:
«Мы действительно можем построить самый крутой БЛА, но давайте честно скажем, что мы его построили ещё в 60-е годы. Первая советская межконтинентальная баллистическая ракета на твёрдом топливе была создана в Перми. То есть этап лучшего в мире летательного аппарата мы прошли много лет назад, и нам не надо никому доказывать, что можем быть круче всех. Мы и так круче всех. Но надо понимать, что мир изменился. Сегодня то, что мы создаём, должно быть востребовано. Любая новая появляющаяся услуга должна иметь экономическое и организационное обоснование.
Сегодня то, что мы создаём, должно быть востребовано.
Сегодня на один БЛА нужен один оператор. Это в лучшем случае. Если БАС самолётного типа, то тогда будет нужен ещё и водитель с охранником, отдельная база хранения с кладовщиками и пр. В результате лётный час системы приближается к лётному часу самолёта Boeing 777. Кому нужен беспилотник, который надо где-то хранить, обслуживать и привлекать к его работе оператора? Я, к примеру, как заказчик, более заинтересован в услуге по мониторингу пожарной безопасности. В этом ключе обоснованнее создать самую крутую комплексную услугу, за которую я буду платить.
Когда создаётся новый рынок, те, кто работает в отрасли, должны объяснять нам, заказчикам, зачем нужен какой-то новый продукт. Чем больше нам будут рассказывать, тем больше будем понимать, для чего стоит помогать».
Вывести из гаражей
Исполнительный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» Андрей Силинг:
«В середине сентября 2023 г. правительством РФ был утверждён национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Он превратил развитие отрасли, которая раньше держалась лишь на энтузиазме предпринимателей и подвижников, в системную работу. Развитие беспилотных систем стало одним из важных приоритетов развития страны на ближайшее десятилетие. Отрадно, что Пермский край в этой работе принял активное участие.
В 2023 году правительством РФ был утверждён нацпроект «Беспилотные авиационные системы».
Конечно, самое сложное после утверждения нацпроекта – это начать работу, не дожидаясь распаковки федерального ресурса. Потому что, в лучшем случае, средства, предусмотренные федеральными проектами по направлениям развития отрасли, будут выделены весной 2024 года.
В ближайшее время перед нами стоит задача вывести отрасль из гаражей. Сейчас компании, которые занимаются серийным производством беспилотников в стране, можно пересчитать по пальцам. Да, есть проекты и масса прототипов, но важно привести в отрасль индустриальные, управленческие и цифровые компетенции – те, которыми как раз богат Пермский край. Это шанс для региона войти в отрасль, которая только-только создаётся. Думаю, что пермские компании и команды здесь могут найти себе наилучшее применение и будут востребованы».