Примерное время чтения: 8 минут
695

Долгий путь к врачу. Почему в Пермском крае доктора не дождаться?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Прикамье 06/03/2018
Скорую порой приходится ждать часами.
Скорую порой приходится ждать часами. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Екатерина Морокова живёт в п. Марковский, Чайковского района. Болеет она редко, но тут, что называется, припекло. Заболело ухо, и женщина решила обратиться к врачу. Она быстро обнаружила, что легче в космос полететь, чем получить консультацию специалиста. На краевом портале «К врачу» записи нет, звонок на единый номер, по которому также можно записаться к доктору, тоже дал результат далеко не сразу.

«С некоторых пор дозваниваться на этот номер приходится по два-три часа. Звонила туда несколько раз, и каждый раз мне говорили, что записи нет. В итоге я уже начала орать и жаловаться. Объяснила, что выполняю все рекомендации терапевта, но лучше мне не становится, поэтому нужен ЛОР. Самолечением заниматься не хочу. Тогда надо мной сжалились и поставили в очередь. Было это примерно 20 февраля. Через 10 дней я позвонила снова и получила привычный ответ: «Записи нет». Надо сказать, что за это время я уже пыталась прорваться к специалисту сама, но не получилось. Без записи не принимают, – говорит Екатерина. – Наконец, после моего нытья меня всё-таки записали на приём… на 14 марта! Как дотерплю – не представляю».

История до боли знакомая тем, кто хоть раз пытался попасть к узкому специалисту. Поэтому многие просто машут рукой и идут к платному доктору. Те, у кого есть работа, худо-бедно могут себе позволить дорогое лечение, хотя порой это серьёзно ударяет по семейному бюджету. Кроме того, чисто по-человечески обидно. Часть зарплаты каждого сотрудника автоматически перечисляют в фонд ОМС, у всех есть полис. То есть если мы идём в частную клинику, то фактически платим дважды. А как быть тем, кто уже не работает, то есть пенсионерам? Лечение у частников им просто не по карману.

Как бы то ни было, жителям больших или даже средних городов проще получить медпомощь. Всегда можно найти вариант. А вот что делать тем, кто живёт в отдалённых территориях?

Нездоровая бухгалтерия

В редакцию нашей газеты написали жители п. Верхнечусов­ские Городки, Чусовского района. Чтобы добиться доступной медпомощи, они обращались во все инстанции, вплоть до министра здравоохранения РФ.

В 2013 году здесь началась оптимизация. Закрыли станцию скорой помощи, которая кроме посёлка обслуживала несколько деревень и сёл. В общей сложности её услугами пользовались 6400 человек, большинство из них пенсионеры. Сейчас с восьми утра до полуночи нужно вызывать неотложку. А вот если станет плохо ночью, то скорая. Путь неблизкий – из Чусового, который, напомним, в 65 км от посёлка! Бригаду ждут по 1,5-2 часа. Жителям деревень, расположенных в 15-20 км от Верхнечусовских Городков, ждать приходится ещё дольше. А что делать, если, не дай бог, случится инфаркт или инсульт?

Ещё в 2015 году местную больницу присоединили к Чусовской районной больнице им. В. Г. Любимова. Сначала в Верхнечусовской клинике сократили персонал, а недавно закрыли круглосуточный стационар. На весь посёлок остались два фельдшера. Главврач Чусов­ской больницы пояснил жителям посёлка, что объединение улучшит качество специализированной помощи в стационаре. В этом смысле главврач прав, так как опыта и знаний у докторов, обслуживающих много пациентов, всегда больше. Да кто спорит? Только вот сейчас попасть в стационар, по словам местных жителей, стало намного сложнее.

«Диабетиков, гипертоников в Чусовой не берут. Кладут в стационар только по экстренным показаниям. Если у человека хроническое заболевание, то плановое лечение он получить не может. Говорят, что в этом случае можно лечиться и на дому. А как прикажете, например, капельницы ставить? – спрашивают жители посёлка. – Да, у нас есть дневной стационар, но коек мало. И чтобы туда попасть, многим нужно получить заключение окулиста и невролога. Узких специалистов в посёлке нет вообще, поэтому приходится ехать в Чусовой. Анализы сдавать нужно тоже там. Да что говорить: чтобы зуб вырвать, тоже надо ехать за 65 км».

Прямой автобус до Чусового из посёлка ездит раз в неделю. Местные жители говорят, что машины старые и холодные, но хорошо, что хоть они есть. В остальное время нужно добираться на перекладных: на автобусе и электричке. Сейчас люди договариваются с водителями, нанимают машины. Стоимость поездки в этом случае – 1,5-2 тысячи рублей. Для территории, где большинство населения – пенсионеры, а у тех, кто работает, невысокие зарплаты, – это огромные деньги. Оптимизация почему-то не предполагает обеспечения бесплатного проезда к врачам.

Родовые тряски

Похожая история в Чердыни. У Анны С. здесь живёт мама. Раньше бригада скорой приезжала не просто быстро, а моментально: городок маленький, и пациенту достаточно было назвать свою фамилию.

«Недавно маме стало плохо. Сестра, которая в это время была с ней, не знала, что оператор скорой сейчас принимает звонки не в Чердыни. Звонит, а у неё начинают долго выспрашивать подробности: от текущего состояния мамы до истории болезни. Мама в это время лежала без сознания. А ведь чтобы бригада доехала, тоже нужно время, – рассказывает Анна. – Да что экстренные ситуации – в обычных случаях приходится ехать за 100 км. Рожают жительницы Чердыни в Соликамске. Некоторые женщины состоят там на учёте. Также только там можно сделать ряд анализов. И вот беременные трясутся в автобусах на пути туда-обратно. Не говоря уже о том, что проезд не бесплатный. Знакомая рассказывала, что умудрилась точно вычислить, когда нужно приехать в больницу. Это помогло ей не родить в машине. Понимаю, что у чиновников свои причины объединять и укрупнять, но как при этом быть людям – никого не волнует. Молодёжь уезжает из маленьких городков просто потому, что там нет ни нормального образования, ни доступной медпомощи».

Сейчас в Пермском крае проводят уникальные операции, больницы обеспечивают современным оборудованием, развивается санавиация, ФАПы оснащают высокоскоростным Интернетом, идёт реформа поликлиник. Всё это внушает оптимизм. Но эти вложения дадут меньше эффекта, если люди просто не смогут добраться до врача, потому что это далеко и дорого. Ведь порой заболевшие просто сдаются и не едут к док­торам, запуская заболевания и занимаясь самолечением.

Бригад скорой станет больше

Министр здравоохранения Пермского края Дмитрий Матвеев:

«С 2015 года в крае идёт объединение подстанций скорой помощи. Считаю, что это в итоге позволит более эффективно использовать имеющиеся у нас ресурсы. Самое главное – ликвидировать проблему границ. Когда скорая принадлежит конкретной центральной районной больнице, бригада ездит только в границах определённого муниципального образования. При этом не едет к соседям, хотя может находиться совсем недалеко от них.

Мы не сократили ни одну бригаду, место дислокации тоже не меняем. Более того, сейчас изучаем карту края и определяем те слабые точки, где не можем доехать к пациентам в пределах 20 минут. В этих случаях планируем разворачивать дополнительные бригады сверх норматива. Сейчас норматив – одна бригада на 10 тысяч человек. По предварительным расчётам, нам может понадобиться ещё 20 бригад. В регионе сейчас работают 245 бригад скорой помощи. Также нам важно сделать работу скорой более динамичной. Один из вариантов: в пиковое время будет дежурить больше бригад.

В Верхнечусовских Городках была проблема, когда руковод­ство чусовской скорой помощи решило вообще убрать дежурную машину в ночное время – с полуночи до 8 утра. Мы возвращаем её обратно, и скорая будет продолжать ночные дежурства».

Люди жалуются на качество медпомощи

Координатор интернет-портала «ДоступнаяМедицина.рф» Руслан Гайнутдинов:

«Наш портал собирает информацию о проблемах в здравоохранении по всей стране. Любой может написать жалобу, и система автоматически отправит её в местное министерство здравоохранения.

Мы подсчитали, что в 2017 году на портал поступило около 120 жалоб жителей Пермского края. Ответы региональный минздрав дал лишь на 15% из них. Более 65% всех жалоб связаны с качеством оказания медуслуг в поликлиниках. Среди основных претензий: отсутствие специалистов, сложности в постановке правильного диагноза, нежелание оказывать медуслуги в полном объёме. Ещё 15% жалоб касаются низкого уровня доступности услуг в поликлиниках. Людям часто сложно записаться на приём к специалисту. Кроме того, пациенты жалуются на длинные очереди, грубость персонала, отказ в медицинском обслуживании, на то, что бригады скорой помощи едут долго либо не приезжают вообще.

Мы направили письмо министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, чтобы она внимательно изучила ситуацию, которая сложилась в крае с медицинским обслуживанием населения».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах