Осознанное потребление и сортировка отходов – одни из последних трендов, которым стараются следовать пермяки. Все мы хотим жить так, чтобы наносить минимальный урон окружающей среде. Но порой нам не хватает знаний, чтобы это сделать. К примеру, не все в курсе, как правильно сортировать мусор или как выбрать экологичный аналог привычным вещам. Знаете ли вы, что пластиковые бутылки из-под воды нельзя использовать повторно? А вот отряд юных экологов из школы №76 знает. И это только толика того, чем они делятся с ребятами из соседних детских садов и своей школы.
Помочь природе
Юные активисты учатся только в четвёртом классе, но уже могут помериться знаниями со взрослым.
«Я всегда понимала, что на нашей планете мусора очень много. И в Перми, и в нашем родном микрорайоне Крохалева. Осознавала я и то, что ни я, ни моя семья в одиночку не решит эту проблему. С ребятами мы тоже часто говорили об экологических проблемах и поняли, что чтобы что-то изменить, надо начинать прививать экопривычки с малых лет, начиная с детского сада», – рассказывает учитель начальных классов, руководитель проекта «Экоша» Ирина Мохначёва.
Так и родилась идея проекта по экологическому просвещению дошкольников.
«Когда мы узнали, что ЛУКОЙЛ-Пермнефтеорсинтез проводит конкурс по экологическому просвещению, сразу решили принять в нём участие. Мы прописали план работ, содержание проекта и все его этапы реализации и защитили его», – говорит педагог.
Оказалось, что ребята сами видели многие проблемы и вместе со своими семьями уже прикладывали усилия к тому, чтобы сделать окружающий мир чище.
Школьник Владимир Леденцов вспоминает, что однажды катался на велосипеде и увидел большую мусорную свалку.
«Тогда я задумался, как это загрязняет окружающую среду. Поэтому узнав от учителя, что мы примем участие в конкурсе экологических проектов, обрадовался. Сразу захотелось присоединиться, мама одобрила мой выбор. Я понял, что хочу объяснять детям, как нужно правильно поступать с мусором», – говорит Вова.
Его одноклассница Анна Перебейнос говорит, что в их семье ещё до проекта вели раздельный сбор мусора.
«Мы сдавали зубные щётки, батарейки и даже металл», – говорит она.
А вот Ярослав Васечкин рассказывает, что они с мамой начали разделять отходы уже после начала участия в проекте.
«Теперь мы всё сортируем и всей семьёй помогаем природе», – уверен школьник.
Роман Шихов говорит, что их семья давно стала разделять мусор, но после участия в конкурсе процесс сделали более тщательным.
Научим дошколят!
Проект «Экоша» подразумевал несколько этапов работы. Ребята создали дизайн значков на экотему и холщовые мешочки. Затем придумали концепцию просвещения. Сформировав группу экоактивистов (по аналогии с названием проекта ребята называют её «Экоши»), придумали «Весёлый поезд» с экологическими станциями, по которым и стали путешествовать дошколята. Ребята рассказывали малышам о бумаге, пластике, металле и прочим материалам. Объясняли, что из чего состоит и как правильно утилизировать различные отходы, какие есть виды мусора. Они курировали станции, проводя занятия с дошколятами.
«Мы проводили на своей станции экологические игры. Суть была в том, чтобы показать, что мы можем повторно использовать какие-то предметы и давать им вторую жизнь. К примеру, пластиковыми бутылками можно играть в боулинг, а ещё из бутылки можно сделать бильбоке (это игрушка с прикреплённым к ней на верёвочке шариком, который надо поймать)», – рассказывает Роман Никитин.
Лиза Леденцова и Рита Ляхова отвечают в проекте за «крышечки добра».
«Рассказываем ребятам, что можно сделать из крышек, какие есть акции по их сбору. К примеру, собрать из них разные фигуры. Ещё говорили о деятельности дизайнера Никиты Грузовика. Он создаёт различные изделия из переработанного пластика, в том числе – из крышек», – говорит Лиза.
Рита считает, что крышки – отличный материал для творчества. Ей интересно делиться новыми знаниями с другими ребятами.
«Из них можно сделать очень необычные и красивые брелоки, медали и т.д.» – говорит она.
Ярослав Васечкин с его другом Максимом проводили игру под названием «Бумажный бум».
«Мне очень понравилась эта станция, особенно когда мы задавали вопросы. К примеру, спрашивали, можно ли сдавать в переработку кассовые чеки. Многие отвечали: «Да, это же бумага». Но на самом деле чеки делают из материала с высоким содержанием пластика. То есть они не горят, как бумага, а плавятся. Поэтому мы предлагаем использовать их в качестве материала для оригами. С ребятами мы делали самолётики из них», – рассказывает Ярослав.
Максим Ярков признаётся, что его впечатлили исторические факты о бумаге. К примеру, он узнал, что её начали делать в Китае.
Милана Паравян вместе с Маргаритой Королёвой и дошколятами наносили рисунки на экомешочки.
«Мы давали им палитры, специальные краски для ткани и инструменты. Предлагали эскизы на выбор. Большинство выбирали радугу. Наверное, потому что она яркая и ассоциируется с добром. Ребятам мы помогали, когда у них что-то не получалось. Некоторые придумывали рисунки сами. Одна девочка нарисовала героев мультфильмов», – говорит Милана.
Рита признаётся, что им с одноклассниками очень понравилось вести занятия. Особенно их радовало то, что они приносят пользу и учат дошколят полезным вещам.
«Тканевые мешочки заменят пластиковые и полиэтиленовые пакеты, которые засоряют окружающую среду. Их удобно брать с собой, легко можно постирать и они прослужат долго», – говорит девочка.
Аня Перебейнос с одноклассницей Леной возглавила станцию под названием «Сыщики». У них была непростая задача – сначала самим разобраться в маркировках на таре, а затем рассказать маленьким ребятам, что как нужно утилизировать.
«Мы давали дошкольникам лупы, чтобы им было удобнее искать маркировки. Рассказывали всё полезное, что им нужно знать. К примеру, что пластик на крышке и на бутылке отличается, это разные виды. Также пояснили, какие есть способы утилизации мусора. К примеру, в Перми есть экотакси и компания «Буматика», которые принимают тару и бумагу. Важно не забывать мыть все ёмкости перед тем, как их сдать», – говорит Аня.
Рома Шихов с товарищем рассказывали ребятам о мусоре, который сложно или вовсе нельзя переработать. Станция называлась «Ты это можешь».
«Например, пластиковые бутылки можно заменить многоразовой специальной бутылкой. Использовать обычную пластиковую бутылку из-под воды нельзя, потому что через микрощели в материале в воду будут проникать едкие химические вещества. Они отравляют организм», – поясняет Рома.
Та же история с пакетами, которые мы покупаем в магазине. Вместо них ребята советуют использовать шоперы из ткани или авоськи – сетчатые сумки, которые вернулись в нашу жизнь из советских времён и стали актуальным аксессуаром.
Мода на вторую жизнь
Одна из наболевших сегодня тем – защитные маски. Использовать медицинские маски из аптеки повторно нельзя, их приходится выкидывать. Из-за пандемии такого мусора стало очень много. Недобросовестные жители не всегда выбрасывают их в урны, поэтому маски разлетаются и засоряют окружающую среду. Школьники говорят, что нужно использовать многоразовые маски из ткани. Их можно легко постирать, отутюжить и использовать повторно почти неограниченное количество раз.
Но четвероклассники думали и над тем, что делать с медицинскими масками, и пришли к выводу, что и им можно подарить вторую жизнь. Аня отрывает от использованных масок резинки, связывает в кольцо и использует их, чтобы собрать волосы в хвостик.
Ярослав рассказал, что неиспользованную медицинскую маску можно применять как фильтр для воды. Например, если вы пошли в поход и не взяли питьевую воду.
«Через маску и песок с камнями можно пропустить воду и она будет чистой. Сам пробовал в этом году», – говорит школьник.
Бабушка Ромы Шихова научилась использовать кассовые чеки из магазинов. Она обматывает ими проволоки, а затем плетёт из них декоративные корзины и хлебницы.
«Важно, что во время работы над проектом и его воплощением в жизнь ребята не только просвещали младших, но и сами узнавали новое. У многих поменялось мировоззрение, сформировались приоритеты, экологические привычки», – говорит учитель.
Важно, что во время работы над проектом и его воплощением в жизнь ребята не только просвещали младших, но и сами узнавали новое.
Ребята в восторге от своего проекта и от того, что им дали возможность воплотить его в жизнь. Несмотря на свой юный возраст, они очень осознанно относятся к защите окружающей среды и считают, что конкурс экологических проектов важен.
«Здорово, что мы узнаём новое и делимся этим с ребятами. Было приятно и интересно рассказывать им о полезных вещах», – говорит Рома Никитин.
Полные энтузиазма, они надеются продолжать заботиться об окружающей среде. Их учительница готова поддерживать ребят во всех начинаниях.
«Мы с учениками от всей души благодарим ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез за их инициативу и за возможность участвовать в конкурсе. Самосознание формируется с детства, поэтому очень важно, что конкурс проводят среди школьников. Надеюсь, что ребята не только сами будут и дальше заботиться об окружающей среде, а также подключат к этому своих родителей и друзей. Отрадно, что на всё это их подвигнет «Пермь – мастерская будущего». Ну а мы обязательно будет участвовать и дальше, придумывать новые идеи», – говорит Ирина Мохначёва.
Семьи ребят, которые создали проект «Экоши» уже грамотно сортирует мусор и использует то, чем можно заменить одноразовые вещи. Поддержка родителей очень важна для того, чтобы маленькие экологи и дальше вели образ жизни в стиле эко. Школьники надеются, что однажды благодаря совместным усилием пермяков и лукойловцев мы начнём жить в другом мире – мире, где не будет отравляющего природу мусора.