Добротный ремесленник, твердо стоящий на ногах и точно знающий, чего он хочет, или художник – мятущаяся душа, противоречивый и замкнутый, постоянно ищущий свой творческий путь?
Единственный в своем роде
Анатолий Попов почти 30 лет назад пришел работать художником-оформителем на завод металлических сеток в Краснокамске после окончания профтехучилища. Предприятие всегда было единственным в стране производителем этого материала. Легкая и прочная сетка предназначалась для бумажного производства, и завод поставлял ее на все существовавшие тогда советские бумкомбинаты, и даже отправлял за рубеж. А первую декоративно-прикладную работу из сетки Анатолий сделал в 2003 г. по просьбе главного инженера – тот попросил его изготовить письменный настольный прибор. До этого молодой художник увлекался аэрографией на сетке. Вот тогда и началось что-то новое, постепенно ставшее ежедневным занятием. Сегодня то, что делает мастер, – эксклюзив для всей России.
«Я любил рисовать с детства, – говорит Анатолий Вадимович, – и после школы решил стать художником-оформителем. Профессия в те годы была востребованная. На большом заводе трудилась целая бригада: мы оформляли стенды, наглядную агитацию, детские площадки и многое другое. Помню, как в 90-х почти три года оформляли каминный зал для гостей из-за рубежа. Тогда на завод приезжало много иностранных партнеров – немцев, австрийцев. Рамку для часов на каминной полке я сделал из коряги, залив ее толстым слоем лака. Получилось необычно… Когда все это кануло в Лету, из художников на предприятии остался я один и уже полностью переключился на создание работ из сетки».
Эксклюзив в подарок
Его картины можно увидеть на стенах в приемной, в кабинете генерального директора предприятия. Особенно впечатляет гостей средневековый рыцарь из оргстекла в человеческий рост, сверкающий своими доспехами. Он охраняет покой руководства уже 10 лет. Зная об увлечении руководителя оригинальным видом спорта – рафтингом, сотрудники заказали художнику подарок к его дню рождения. Анатолий с большим юмором изобразил на картине двоих: новичка и инструктора. Первый – с перекошенным от ужаса лицом, крепко застегнут на все ремни, сидит, вжавшись в лодку, и пытается увернуться от встречных волн и брызг. Второй же, напротив, – в распахнутом жилете, шлем затянут небрежно, слегка, сидит вальяжно, двумя пальцами держит весло и всем своим видом показывает, что опасность для него – дело привычное, сущий пустяк! Глядя на эту картину на стене кабинета, невольно улыбаешься и не перестаешь удивляться, как можно из мертвой сетки создать такие живые лица.
Анатолий Попов: «В сравнении с тем же деревом, которое со временем рассыхается, или акварелью, которая может осыпаться, сетка обладает высокой чистотой поверхности. Одним словом, она вечна!»
Практически все работы Попова дарят юбилярам, гостям предприятия, деловым партнерам. Многие из них покинули пределы Прикамья, разъехались по разным уголкам страны, а некоторые – за рубеж. Фотографии самых удачных работ используют для создания красочных перекидных календарей. По признанию художника, он сбился со счета, сколько картин изготовил. Но помнит самую масштабную: акула длиной 4,5 м и 80 см в сечении. Раньше махина «плавала» под потолком в экспозиционном зале.
На очереди – медведь. Работа над ним то начинается, то вновь откладывается. В большой мастерской находятся уже готовые огромные мохнатые лапы. А рядом со столом, на котором есть все необходимые инструменты, стоит на подставке грозная голова косматого зверя. Того и гляди зарычит!
«Сначала делаю каркас, сверху на него – плотный слой сетки, – делится секретами мастер. – В работе я использую совершенно разные инструменты, порой и подручные средства помогают».
Живой материал?
Диву даешься, как, рассказывая о сетке, с виду сдержанный и немногословный Анатолий мгновенно оживляется. И немудрено, ведь дни напролет мастер работает с этим материалом, и именно он оживает в его руках. Кажется, Попов знает о сетке все, и даже больше.
«Сетка – очень удобный для работы материал, – говорит художник. – У нее нет запаха. На ней не скапливается пыль. Это нешумный материал. А самое главное – это готовая поверхность. В сравнении с тем же деревом, которое со временем рассыхается, или акварелью, которая может осыпаться, сетка обладает высокой чистотой поверхности. Одним словом, она вечна!»