Примерное время чтения: 4 минуты
572

Нейрочат для общения. Как силой мысли печатать текст на компьютере?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 17/07/2019
20-летний Михаил учиться общению через Нейрочат.
20-летний Михаил учиться общению через Нейрочат. / Марина Шнайдер / АиФ

В Пермь привезли уникальное оборудование, которое поможет людям с инвалидностью общаться с родными силой мысли. Кому достались первые аппараты и как они работают? Читайте подробности в материале «АиФ-Прикамье».

Система для общения

Российские учёные в 2016 году создали уникальный аппарат, который помогает разговаривать при помощи компьютера. Это изобретение может стать спасением для людей, которых болезни (ДЦП, рассеянный склероз, последствия аварий и нейротравм) приковали к постели и лишили возможности общаться. Разработку так и назвали  – система для общения силой мысли НейроЧат. Компания-производитель выиграла Президентский грант, благодаря которому НейроЧат бесплатно получили почти 400 человек по всей стране.

Пермь стала одним из 29 городов, где разработчики проводят благотворительную акцию. Весной этого года НейроЧаты появились в Центре комплексной реабилитации инвалидов и в госпитале ветеранов войн.

Десять комплектов специалисты компании-разработчика подарили подопечным общественной организации «Счастье жить». Четыре из них уже отправили адресатам. Два чудо-аппарата нашли своих владельцев во время обучающей презентации, которую разработчики провели 12 июля в Пермском центре психолого-педагогической и социальной помощи.  Четыре системы альтернативного общения ещё дожидаются потенциальных хозяев.

Мозг диктует компьютеру

Двадцатилетний Михаил Пинчуков – один из тех, кто уже осваивает новое коммуникативное устройство. У Миши тяжёлая форма ДЦП, он инвалид I группы (с детства). Паралич полностью сковал тело пермяка, но не интеллект. В три года Миша обыгрывал в шахматы десятилетних соперников, а читать научился ещё до школы. В прошлом году Михаил сдал ЕГЭ за 11 класс. Сейчас его университеты – это Интернет. Там он и прочитал об изобретении российских учёных и загорелся идеей освоить «письмо» глазами.

Конечно, Миша знает, что не глаз, а мозг будет диктовать компьютеру. На голове у юноши – гарнитура с датчиками, которые и фиксируют мозговую активность по типу энцефалограммы. Перед глазами – экран компьютера, оснащённый специальным интерфейсом, где с временными интервалами подсветка выхватывает разные буквы из алфавита.

«Каждый раз, когда ты видишь на экране компьютера нужную букву, мысленно произнеси какое-нибудь слово. Например, ура. Программа выберет именно эту букву и постепенно составит на экране компьютера слово», – поясняет инструктор Наталья работу НейроЧата.

Выбирая букву за буквой или готовые слова, которые выдаёт программа на экране по аналогу с Т9, человек может составлять как короткие сообщения, так и целый текст.

НейроЧат поможет переводить мысли в слова и 16-летнему Артёму Дудке. Он настолько быстро сдружился с искусственным интеллектом, что при тестовом испытании быстрее папы набрал на экране фразу «Счастье жить». Одна беда – у Артёма нет дома компьютера. Разработчики пообещали выслать подростку специально оборудованный монитор.

Речь можно восстановить

Директор Центра комплексной реабилитации инвалидов Владимир Бронников:

«Сейчас у нас в центре на апробации пять комплектов этой системы. Пока мы работаем только со взрослыми пациентами. Есть договорённость ещё о пяти комплектах – для реабилитации детей с диагнозом ДЦП и различными нарушениями речи. Мы планируем обучать родителей, как в домашних условиях пользоваться данной системой альтернативной и дополнительной коммуникации. Методики тренировок при восстановлении речи у взрослых, у которых навыки речи утратились после перенесённой болезни или травмы, и у детей, у которых речевой запас не сформирован, существенно различаются. Во втором случае речь идёт не о восстановлении, а о формировании коммуникации.

Но в любом случае, когда пациент начинает осваивать данную систему альтернативного общения, у него улучшается психоэмоциональное состояние, уменьшается депрессия, возрастают уверенность и концентрация внимания. Как след­ствие – начинает формироваться или восстанавливаться речь».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах