Примерное время чтения: 17 минут
2577

«Окно» выходит на речку. Пермские школьники сняли фильм о Мулянке

Сюжет Пермь - мастерская будущего
Ученики знакомятся с малыми реками и решают экологические проблемы.
Ученики знакомятся с малыми реками и решают экологические проблемы. / Светлана Карсканова / Из личного архива

На территории Перми протекают сотни малых рек. С детства мы ходим мимо, но порой не знаем о них почти ничего. Что растёт и кто обитает в их долинах? Откуда начинаются и заканчиваются эти речушки?

Стоит только захотеть

Ученики школы «ЭнергоПолис» решили выяснить всё о реке Мулянке и снять об этом фильм – чтобы поделиться знаниями с другими жителями Перми, а заодно рассказать, как сберечь этот водоём и сделать его лучше. Ребята придумали проект и представили его на конкурсе школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего», который проводит предприятие «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». 

Школьники оказались в руках грамотного и опытного руководителя – педагога дополнительного образования МАУДО «ДЮЦ «Здоровье»» Светланы Карскановой. Она помогла сформулировать цель проекта и удачно его презентовать.

«Проект привлекает детей к бережному отношению к водным ресурсам (а именно к малым рекам Перми) через популярное сегодня увлечение ребят – создание видеороликов. В этом проекте мы планируем дать учащимся начальные знания о некоторых профессиях – таких как эколог, гидролог, сценарист, монтажёр, оператор. Обратить внимание на экологические проблемы знакомой и близкой реки Мулянки. Результаты проекта расширяют знания обучающихся о любимом месте отдыха и создают уверенную мотивацию в её сохранении, а также являются великолепным методическим и наглядным материалом для дальнейшей работы на уроках «Окружающий мир», «Краеведение» и «Экология». В школе появится своя киностудия «Окно», где учащиеся, постигая азы профессий кинодокументалистов, смогут снимать фильмы об экологических проблемах и о здоровом образе жизни», – гласило в заявке.

Кстати, фильм новоиспечённой детской школьной киностудии решили назвать «Один день реки Мулянки». 

Идея ребят оказалась удачной – активисты стали одними из победителей  конкурса и смогли воплотить свою мечту в жизнь.

Знали ли они в самом начале, что их работа над проектом превратится в удивительное и увлекательное путешествие, а роль кинематографиста таит в себе массу сложностей? Нет, они просто загорелись идеей и стали её воплощать – дружно, на эмоциональном подъёме, шаг за шагом постигая новое и осознавая важные вещи. 

Вперёд, по долинам

Юные экологи (они же юные кинематографисты) сидят за соседними партами в классе в ожидании, когда на ноутбук скачается созданный ими фильм. На тот момент ребята видели его только один раз и, будучи перфекционистами, сразу внесли несколько доработок. Поэтому обновлённую и финальную версию ждут с нетерпением.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Волнуемся», – трогательно поясняют они, теребя футболки. На футболках – яркий логотип. Его тоже придумала школьница. Зовут её Даша, и учится она в Ординском районе. Хорошие идеи сближают даже сквозь расстояние, не так ли?

Итак, с чего же всё началось?

«А началось всё это вообще с информатики! – смело заявляет Милана Теплых. – Мы делали разные презентации, нас очень увлёк этот процесс, и мы захотели попробовать снять фильм».

И почти сразу ребята начали работать над своим проектом – снимать фильм и исследовать речку Мулянку.

«Сначала мы рассказывали на камеру, что хотим сделать. Снимали короткие видеосюжеты с рассказом о том, как мы представляем себе наш фильм, а потом это переросло в полноценные съёмки», – вспоминает Гелла Бадяева.

Ребята рассказывают о работе над проектом радостно, с улыбкой на лице, спеша поделиться впечатлениями. Однако говорят дружно друг за другом, не перебивая и дополняя друг друга – нечастое и ценное явление среди юных школьников.

«На этом этапе мы уже начали искать, где у Мулянки исток, устье», – добавляет Лиза Ильченко.

Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

Когда начали поднимать информацию, сразу столкнулись с трудностями – оказалось, что о речке, которую знают почти все жители города, в источниках толком ничего не значится. Тогда ребята решили сами добыть информацию и отправились в путь – отыскать местоположение истока реки. Дети вместе с руководителем и своими семьями (родители активно поддерживали детей и помогали им) поехали к станции «1470-й километр». Рассказывая об этом, ребята смеются: услышав название станции, они подумали, что ехать им придётся очень долго, ведь номер километра внушительный. Однако разобравшись, успокоились: это недалеко.

На вопрос, нашли ли они исток в ту поездку, хором отвечают: «Да!»

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Мы долго искали, всё не могли понять, где же он. И всё-таки мы его нашли!» – поясняет Милана.

Ещё в самом начале своих исследований ребята обратили внимание на то, что некоторые люди даже не в курсе, что каждый день ходят мимо реки.

«Нас всех удивило, что не все жители, которые живут рядом с этим ручейком, знают, что это именно исток большой реки», – говорит Лиза.

Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

«Когда мы исследовали среднее течение реки, обнаружили экологическую проблему. Деревья, которые вырубают для очистки линии электропередач, порой не убирают, и часть из них попадает в водоём» – возмущаются ребята.

Но это были только первые открытия, которые они сделали. Дальше – больше.

«После мы отправились снимать микрорайон Парковый, где также обнаружили много экологических проблем. К примеру, вдоль речки разбросан мусор, среди которого были вещи, которые долго разлагаются», – рассказывает Илья Ярыгин.

В какой-то момент школьники увидели прямо в речке большой пакет мусора. Решили его достать.

«Долго пытались его выловить, и, наконец, нам это удалось! Пакет мы отнесли к площадке для мусора и выбросили в контейнер», – говорит Лиза.

«Я сделала для себя вывод о том, что люди не замечают экологических проблем, связанных с Мулянкой и другими природными местами. Мы хотим, чтобы люди начали заботиться о природе», – рассуждает Настя Садилова.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Во время путешествий по долине Мулянки дети увидели не только плохое. В их жизни и в кадр видеокамеры попали и удивительные для городской среды вещи. К примеру, они вблизи наблюдали за бобрами, стали свидетелями того, как рыбак поймал в Мулянке окуней. А ещё видели птиц – сорок, крякв, селезней, поганок («Это такие утки, которые на самом деле не утки», – весело поясняют ребята).

Камера, мотор!

Не только видеть своими глазами, но и передать зрителю картинку с помощью камеры – задача не из лёгких. Это только со стороны кажется, что снимать видео и работать в кадре – плёвое дело. Проект дал ребятам понять: дело это энерго- и трудозатратное.

«Были сложности в съёмке видео и записи текста, так как для этого нужно много времени и усидчивости. Чтобы правильно записать текст и хорошо выглядеть в кадре, надо держать осанку, разминать предварительно речевой аппарат», – поясняет Гелла.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Ещё одна новая задача, вставшая перед ребятами – научиться составлять кусочки видео вместе и редактировать их. Монтаж оказался довольно сложной процедурой, но не унял пыл ребят – новое знание и дело увлекло их и показалось очень интересным. К тому же, всегда полезно получать новые навыки – кто знает, что пригодится им в будущем.

После работы над проектом у школьников появилось много предложений по поводу того, как исправить не очень благоприятную с экологической точки зрения ситуацию. Они провели мозговой штурм и выделили главные из них, которыми с радостью делятся.

«Было бы здорово поставить контейнеры для мусора вдоль реки. Тогда бы люди, которые приходят туда погулять или на пикник, выбрасывали бы то, что сейчас оставляют на природе. Хотелось бы, чтобы это были контейнеры для разных видов мусора, чтобы он сразу сортировался. Потому что если весь мусор будет забирать один грузовик, а потом сваливать в общую кучу, большого толка в этом не будет», – рассуждает Лиза.

Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

«Также мы захотели развесить объявления и постеры о проведении различных мероприятий, чтобы рассказывать людям о том, как правильно заботиться о реке и в целом о природе. Об этом также можно говорить в социальных сетях», – рассказывает Гелла.

Илья добавляет: «Также была идея поставить аншлаги с правилами гигиены на берегу реки, чтобы люди не забывали уносить с собой мусор».

Ещё одна задумка – проводить на речке «Чистые игры», чтобы в формате игры привлекать жителей прибирать берега водоёма.

«Я мечтаю видеть Мулянку чистой и прозрачной, без мусора и стёкол на берегу», – говорит Лиза.

Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

«Хочется видеть эту речку без мусора, тины. Было бы здорово, если бы рядом с Мулянкой и другими водоёмами не строили вредные заводы, чтобы опасные отходы не попадали в реку», – добавляет Гелла.

Словом, идеи и мечты у ребят есть. Осталось только продолжать идти к цели. 

Один за всех и все за одного!

Школьники надеются, что придуманные ими решения для улучшения состояния речки не повиснут в воздухе. Ребята планируют участвовать в конкурсе «Пермь – мастерская будущего» и дальше, развивать и продолжать свой проект. Они уже получили много новых знаний и опыта, и останавливаться не собираются.

«Мы же брали воду из истока на рассмотрение. Взяли несколько проб. Одну из установленной трубы для набора воды жителями, другую – из текущго по земле ручейка. Также брали воду с территории микрорайона Паркового. На вид она была чистой, но на деле она оказалась с примесями, так как рядом стоянка катамаранов», – говорит Гелла.

«С водой можно проводить новые экологические опыты, привлекать других ребят и учиться работать в команде», – подхватывает Илья.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Пока ребята проводили аналитические исследования. Более полный и серьёзный анализ воды можно провести в следующем году», – поясняет руководитель Светлана Карсканова.

«Ещё мы хотим купить новое видеооборудование и развить кружок по съёмке, чтобы другие дети тоже снимали в киностудии», – добавляет Настя.

Классный руководитель класса, ученики которого занимались проектом, поддерживает творческих эко-активистов.

«Ребята, которые участвовали в конкурсе, – настоящие лидеры класса, которые могут вдохновить своих одноклассников, заразить их хорошими идеями. Команда у них сплочённая. Это энтузиасты, ребята, которые всегда добиваются поставленных задач и целей. Они большие молодцы. Огромное спасибо организатором конкурса «Пермь – мастерская будущего» за то, что они закладывают в ребят экологические ценности. Мы должны помнить о том, что в гармонии с природой нужно жить всем нам, и воспитывать молодёжь с этой установкой», – говорит педагог Зинаида Камышанская.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Задач громадьё – знай только развивай экологическое и творческое нутро.

Кстати, по словам руководителя проекта, эти две составляющие очень органично сплетаются друг с другом.

«Если ребёнок мыслит творчески, он и решение экологических проблем придумывает очень находчивые и оригинальные. Самое главное, что благодаря проекту ребята научились не просто поднимать важные вопросы, но и искать ответы, предлагать пути решения тех или иных задач. Помимо того, что они предлагают что-то сделать, они ещё и сразу действуют: увидели пакет мусора в реке и не сговариваясь, без подсказок и не по указке тут же решили его достать. Причём коллектив получился сплочённым и сильным. Всё это очень ценно», – считает Светлана Карсканова.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Милана резюмирует: «Я думаю, что у нас всё так хорошо получилось, потому что мы работали дружно. Никто никого не обижал, все друг другу помогали». Кстати, одна из участниц проекта – Елизавета Цейтлина – немного приболела и не могла поделиться впечатлениями о нём. Но она активно участвовала в работе над фильмом и со всеми исследовала Мулянку. Ребята не забыли о товарище во время рассказа о проекте.

«Действительно ценно, что ребята теперь умеют работать в команде. У них всё было органично, никто не перетягивал одеяло на себя. Это ещё одна замечательная черта, которую помогает воспитывать в детях конкурс. Участвуя в нём, дети учатся делегировать обязанности, грамотно распределять задачи между собой, меняться ролями, создавать комфортную обстановку в команде», – уверена Светлана Карсканова.

Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах