Пермский край занял второе место среди регионов России по количеству ДТП с участием электросамокатов, скейтбордов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности (СИМ). Какое наказание предусмотрено для нарушителей? И как бороться с проблемой?
Говорит статистика
Научный центр безопасности дорожного движения МВД России представил обзор дорожно-транспортной аварийности за шесть месяцев 2023 г. По опубликованным данным, в Пермском крае произошло 68 ДТП с участием СИМов. По числу такого вида аварий Прикамье обгоняет лишь Москва (238 ДТП), на третьем месте – Тюменская область (66 ДТП).
В Пермском крае произошло 68 ДТП с участием СИМов.
В результате аварий с участием СИМов в России погибли 12 человек. В Пермском крае погибших нет. Но по информации ГИБДД, за семь месяцев люди получили травмы различной степени тяжести в 57 авариях. Всего пострадали 60 человек, 22 из них – дети в возрасте до 16 лет.
ДТП с СИМами зафиксированы в шести территориях края. В Бардымском, Чайковском, Пермском и Губахинском округах случилось по одной аварии, в Кунгурском округе – три. Остальные 50 ДТП произошли в Перми. При этом львиная доля аварий приходится на электросамокаты.
В чём причины?
В ГИБДД края напоминают, что электросамокат предназначен только для индивидуального использования. Если им одновременно пользуются два человека – это нарушение ПДД. Также сотрудники Госавтоинспекции предупреждают, что пересекая проезжую часть на электросамокате необходимо спешиться и везти его рядом с собой. Именно из-за этих нарушений чаще всего и происходят несчастные случаи.
Если мощность транспортного средства больше 250 Вт, то он формально относится к мопеду. Для управления им требуются права категории M. Многие об этом почему-то забывают.
Использование кикшеринговых электросамокатов запрещено до 18 лет.
«Использование кикшеринговых электросамокатов запрещено до 18 лет. Поэтому Госавтоинспекция Пермского края призывает родителей уделить особое внимание досугу детей, не позволять использовать прокатные самокаты, разъяснить всевозможные риски, которые связаны с управлением данным транспортным средством», – рассказала инспектор отделения пропаганды отдела ОАР и ПБДД Управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Пермскому краю Татьяна Каюмова.
Аварийный сезон
Аварийность с участием СИМов носит сезонный характер – аварии учащаются в тёплый период. В Перми первые сообщения о ДТП с участием электросамокатов начали появляться в марте. Например, 28 числа двое несовершеннолетних наехали на женщину, в результате чего она получила ушиб ноги, руки и лишилась термокружки, которую попросту раздавили. С того момента количество упоминаний об авариях с электросамокатами только увеличивалось.
30 апреля на перекрёстке ул. Уинской и Грибоедова автомобиль сбил 16-летнего подростка на пешеходном переходе. 16 мая маленькая девочка не справилась с управлением и сбила женщину на Южной дамбе. Пострадавшая получила ушиб ноги. 27 июня иномарка сбила 23-летнего молодого человека на электросамокате, который пересекал пешеходный переход, не спешившись с самоката. В этих случаях лихачи на двух колёсах отделались лёгким испугом.
Меньше повезло паре самокатчиков, которые наехали на женщину-пешехода на тротуаре по ул. Луначарского, в районе дома № 90. Пострадавшая получила множественные переломы и закрытую черепно-мозговую травму. За причинение тяжкого вреда здоровью виновных осудили на 7 и 8 месяцев ограничения свободы. Кроме того, женщина обратилась за компенсацией морального вреда.
Есть пробелы
Автоюрист Александр Сидоров:
«В зависимости от характера совершённого правонарушения выделяют разные виды юридической ответственности, в том числе гражданско-правовую, административную и уголовную. Они могут применяться в отношении лиц, которые используют СИМы для передвижения.
Если водитель нарушил правила дорожного движения, то его ждёт штраф в размере 800 руб. Если он управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, то размер наказания увеличится до 1000-1500 руб. Если пострадал пешеход или любой другой участник дорожного движения и причинён тяжкий вред здоровью или наступила смерть, то водитель будет привлечён к уголовной ответственности. Но не по ст. 264 УК РФ (по которой привлекаются те, кто управляет транспортными средствами, которые требуют водительского удостоверения), а по ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) или по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).
Если в результате ДТП был нанесён вред имуществу, то по ст. 15 ГК РФ, нарушитель должен возместить ущерб – материальный и моральный вред. Моральный вред будет рассчитан в зависимости от тяжести травмы. Тут стоит напомнить, что гражданско-правовая и уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Однако в законодательстве есть пробел. В случае, когда пострадавшему причинён лёгкий вред здоровью или вред средней тяжести, то водители транспортных средств привлекаются по ст. 12.24 КоАП РФ. Эта статья предусматривает лишение прав и штраф: по первой части статьи штраф составляет от 2500 до 5000 руб. и лишение водительского удостоверения на срок 1-1,5 года, по второй части – штраф от 10 000 до 25 000 руб., лишение прав на 1,5-2 года. Но эти наказания не могут применяться в отношении водителей СИМов, т. к. они не требуют водительских удостоверений. То есть за причинение лёгкого вреда здоровью водители СИМов не могут быть привлечены по 12.24 КоАП РФ. Скорее всего, за это правонарушение они просто получат штраф 800-1500 руб.»
Нет культуры
Доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций ПГНИУ Иван Печищев (более пяти лет ездит на электросамокате):
«Это удобное транспортное средство. Просто некоторые люди его используют таким образом, что вся идея оказалась дискредитирована. И это грустно. Как мне кажется, главная причина всех проблем, связанных с электросамокатами, – это их относительная доступность. Они стоят в большом количестве на тротуарах, и у любого прохожего может возникнуть мысль прокатиться. А сделать это несложно. Если представить, что везде точно так же стояли бы велосипеды и их было бы так же легко взять в аренду, то, наверное, мы бы сейчас страдали от обилия велосипедистов, которые мешали бы пешеходам.
Следующая проблема – это отсутствие культуры вождения. Широкие массы сели на самокаты, в т.ч. люди, которые не имеют никакого даже велоопыта. Они начинают гонять по тротуару, резко забывая о том, что он предназначен для пешеходов. Кроме того, вижу подростков, молодых людей и взрослых, которые садятся на самокаты вдвоём.
Повышению культуры и уменьшению проблем может поспособствовать развитие инфраструктуры, которой у нас тоже нет, к сожалению. Узкие тротуары, отсутствие велодорожек благоприятствуют напряжённости и конфликтам. По ул. Ленина есть отличная велосипедная дорожка, по которой я регулярно езжу. Видно, что на этом участке пешеходы чувствуют границы, редко заходят на полосу для велосипедистов и самокатчиков. Было бы таких дорожек больше, может, число ДТП с участием СИМов было бы меньше».