Примерное время чтения: 8 минут
712

Перезагрузка ЖКХ. Как в регионе хотят реформировать Фонд капремонта?

Реформа фонда капремонта призвана повысить как роль муниципалитетов, так и ответственность УК и ТСЖ.
Реформа фонда капремонта призвана повысить как роль муниципалитетов, так и ответственность УК и ТСЖ. / Станислав Ломакин / АиФ

Недаром собираемость взносов в Пермском крае была в разы меньше, чем в других регионах. Но с помощью судебных решений и начисления пени людей заставили платить. Хотя многие до сих пор не верят, что отданные ими деньги не потеряются. 

Безумные премии

Поэтому, когда зашла речь о реформировании деятельности фонда, никто не удивился. Построить работу по-новому предложил недавно назначенный вице-премьер правительства Пермского края Антон Удальёв, возглавлявший ранее антимонопольное ведомство Прикамья. Теперь в его подчинение передали Региональную службу по тарифам (РСТ), краевой Фонд капремонта и некоторые функции бывшего Минстроя.

Но, прежде чем реформировать фонд, правительство решило проанализировать эффективность его деятельности. И пришло в ужас. В прессу просочилась информация о злоупотреблениях бывших руководителей фонда. За четыре года существования их было четверо. Мы писали о борьбе, развернувшейся за должность руководителя фонда («Кто капитально разочарован?», № 44 от 27 октября 2015 года).  Первого и. о. директора Александра Фенёва устранили якобы из-за употребления наркотиков. Тогда Александр Юрьевич рассказал нам, что борьба за это место развернулась из-за значительного потока средств, которые пойдут через фонд. Как в воду глядел.
Следующий и. о. директора фонда, Александр Иванов, с октября 2014 по июнь 2015 года выписывал себе премии, которые составляли от 200 до 680% к его окладу. Это было как раз в тот период, когда фонд своевременно не заключил с банками договор на оплату взносов физическими лицами, когда квитанции приходили к жителям с огромными запозданиями и кучей ошибок.
Ещё трое руководителей фонда рангом ниже в этот период получали премии от 350 до 400% к окладу. Всё это привело в ноябре 2014 г\ода к дефициту заработной платы. Её выдали сотрудникам с большим опозданием. Руководителя фонда за это оштрафовали на 30 тысяч рублей. Он оплатил его за счёт бюджета в марте 2015 года. Всего фонд незаконно израсходовал в 2014-2015 гг. около 2,5 млн рублей,  выделенных в виде субсидий из бюджета.
«Да, в фонде творилось беззаконие. Причём если бы безумные премии начисляли, но для этого были основания, тогда бы мы сказали, что это неэффективное расходование средств. Но в данной ситуации вообще отсутствовали основания для таких поощрений», – подтвердил эту информацию Антон Удальёв.

Пилотные проекты

Но злоупотребление финансами – не единственная претензия к работе сотрудников этой организации. Из всех нареканий самым значительным стало отсутствие обратной связи с населением.
 «Мы понимаем, что необходимо создавать так называемые колл-центры, куда люди могут приходить и решать свои проблемы.Но это дополнительные затраты. Если посадить для консультаций по одному человеку в каждый район Перми, то потребуется 1 млн 800 тыс. руб. в год. Без учёта содержания самих центров. Не хочется, чтобы эти затраты ложились на жителей. Это ведь они платят налоги, из которых формируется бюджет», – говорит Антон Удальёв.


Поэтому есть предложение на сайте Фонда капремонта формировать каждому жителю свои личные кабинеты, где люди могли бы указать ошибки в данных по своей квартире, пожаловаться на неудовлетворительную работу подрядчиков, оставить свои замечания по программе капремонта. Конечно, не каждый человек умеет пользоваться интернетом. Но пока это самый дешёвый вариант обратной связи. Разумеется, как и прежде, любой может прийти в фонд лично, чтобы уточнить данные по своей квартире.
Кроме этого, сам краевой оператор приблизится к территориям. Сейчас предлагают два варианта его реформирования. Первый – передать функ­ции технического заказчика в муниципалитеты. При этом фонд сократит часть своих ставок и делегирует их в территории, чтобы там могли нанять специалистов, которые будут следить за ходом и приёмкой капремонта.
Второй, пилотный, будет идти параллельно первому. Каждая территория получит регионального куратора, который на месте будет руководить работой фонда. Фактически муниципалитет сможет нанять местного  жителя, который будет контролировать выполнение программы капремонта.
Этот эксперимент продлится три месяца. Организаторы реформы будут анализировать эффективность этих программ.  Выберут более удачную. Но не исключено, что и дальше оба варианта будут развиваться параллельно.

Деньги на ветер?

Реформа фонда капремонта призвана повысить как роль муниципалитетов, так и ответственность УК и ТСЖ. Обслуживающим организациям следует утвердить перечень работ, необходимых для конкретного дома. А местная администрация должна проверить достоверность и качество этой информации.
 «Почему-то в программе капремонта в некоторых домах запланировали работы, которые вовсе и не требовались. К нам, например, обращались жители дома 87 по Комсомольскому проспекту. Они не хотели бы выбрасывать деньги на ветер. Но для того, чтобы внести изменения в техпроект, нужно собрать просто нереальное количество документов», – рассказывает директор Пермского центра комплексного обслуживания домов Ольга Яндыева.  
Правительство края во время реформирования Фонда капремонта попросило муниципалитеты проверить техзадания по домам и выявить ненадлежащую информацию о предстоящих ремонтах. И помочь людям внести изменения в планы работ.
Поэтому новая команда краевого правительства, которая теперь будет курировать сферу ЖКХ, предлагает реформировать систему капремонта. Отвечать за конечный результат теперь будет не только это ведомство, но и все участники процесса: муниципалитеты, организации, обслуживающие дома, и, наконец, сами собственники. Без нашего контроля и нашей заинтересованности дело не сдвинется с мёртвой точки.

Нужно делать, а не только критиковать

Руководитель региональной рабочей группы «Качество повседневной жизни» ОНФ в Пермском крае Максим Зубарев:
 «Необходимо говорить не о реформировании, а о совершенствовании работы фонда капремонта. Нужно более грамотно относиться к проектированию работ, промежуточному контролю, приёмке, передаче собственникам выполненных работ с последующим гарантийным и послегарантийным содержанием и эксплуатацией. Важно определять, что важнее и целесообразнее делать. А также планировать своевременность и очередность выполнения капремонта.
Сотрудникам фонда самим стоит пройти сертифицированное обучение по вопросам технологий и проектов производства работ. Необходимо создавать филиалы или подразделения в территориях края, а муниципальные власти подключать к более активному участию в организации работ по капремонту.
Не помешает и общественный контроль. Часть функций вполне можно передать некоммерческим общественным организациям. Если их нет, то стоит создать. Такие, например, как ассоциации советов многоквартирных домов. Кроме того, необходимо формировать грамотное общест­венное мнение о задачах капитального ремонта в территориях, а не ждать, что кто-то придёт и сделает, а мы будем только критиковать и видеть ошибки».

Ставку фонда передали в мэрию

Прокурор Кизела Егор Шмырин:
 «В этом году Фонд капремонта планировал отремонтировать у нас один дом. Но после инспектирования оказалось, что процент износа дома выше, чем требовалось. И его тоже исключили из программы. Естественно, жители города волнуются: куда будут израсходованы деньги, которые они платят за капремонт. И то, что фонд хотят приблизить к территориям, – это правильно. Люди обращаются с вопросами о расчётах, о внесении уточнённых данных по площади квартир, по количеству проживающих и т. д. Был у нас случай, когда администрация городского поселения передала сведения по капремонту без согласования с гражданами. Это нарушение законодательства. А если бы представитель краевой структуры был в районе, то таких нарушений, скорей всего, не было бы.
Изменения в работе давно назрели. В конце мая Фонд капремонта передал муниципалитету ставку специалиста. Сейчас в районной администрации работает сотрудница, которая курирует работу нескольких городов – Лысьвы, Губахи и Кизела. Передача функций заказчика капремонта в муниципалитеты – тоже логичный шаг. Ведь в Кизеле много домов, принадлежащих городу, а в остальных есть доля муниципальной собственности. И пусть муниципалитет заботится о ремонте домов, а не только фонд, который находится от нас на большом расстоянии».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах