1009

Реагенты и тракты. Как избавить Пермь от снега и льда без грязи и соли?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. АиФ-Прикамье 09/03/2016
При тщательной механической очистке улиц от снега реагенты и навыки альпинистов не нужны.
При тщательной механической очистке улиц от снега реагенты и навыки альпинистов не нужны. / Дмитрий Овчинников / АиФ

Есть ли альтернатива невыносимой грязи на пермских улицах и дорогах? Вредны ли дедовские методы борьбы (песочек с солью) со льдом и сугробами?

Что сыплют?

Вот и депутат Дмитрий Малютин на последнем февральском заседании гордумы озадачился этими вопросами.

«Стало невыносимо грязно на дорогах, – возмутился Дмитрий Малютин. – Автолюбители страдают. Многие пермяки жалуются, что обувь быстро портится. Моё мнение: виноват химический реагент, которым подрядчики обильно засыпают дорожное полотно. Некоторые регионы уже отказываются от реагентов».

Как пояснил депутатам Анатолий Дашкевич, нач. управления внешнего благоустройства Перми, вопрос применения противогололёдных материалов обсуждался много раз. По его словам, альтернативы им сегодня нет.

«Возможно, где-то подрядчики увеличивают нормы их использования. Но сомнений в том, что реагенты нужно применять, нет. Иначе по городу ездить будет невозможно. Например, 23 февраля весь Урал накрыл мощнейший циклон. И только благодаря противогололёдным материалам в Перми можно было ездить», – ответил Анатолий Дашкевич.

Вторит старшему по рангу чиновнику и его зам Сергей Красильников. По его словам, реагенты, которые сейчас применяют в краевой столице, имеют все необходимые сертификаты, в том числе и экологические.

«Подрядчики на проезжей части применяют реагент типа «Галит» и песко-соляную смесь (ПСС), на тротуарах – только ПСС. «Галит» хорош тем, что обладает прекрасным свойством – растапливает лёд. Однако при температуре ниже -10-15 °С градусов он уже теряет свою эффективность. Тогда используется его смесь с песком. ПСС не только вступает во взаимодействие с обледеневшим покрытием дороги и растапливает его, но и образует за счёт примеси песка относительно шершавую поверхность. На тротуарах применяют только песок, так как он обеспечивает безопасное и комфортное передвижение по тротуару», – пояснил «АиФ-Прикамье» Сергей Красильников.

Чем опасны?

Среди других плюсов «Галита» и ПСС (для бюджета, разумеется) – их дешевизна по сравнению с большинством других реагентов, что также способствует их популярности.

По словам профессора Якова Вайсмана, д. м. н., академика Российской экологической академии, используемые противогололёдные материалы не так страшны и опасны, как их малюют некоторые пермяки. Но недостатки, конечно же, есть.

«Песко-соляная смесь состоит из песка и соли. Сам по себе песок безопасен. Если, конечно, он чистый и его не добыли непонятно где. Его главный недостаток – загрязняет улицы, ливнёвку. А вот «Галит» – техническая соль, или хлорид натрия – опасен для газонов и зелёных насаждений в городе. Приводит к засолонению почвы. В лучшем случае соль замедляет рост растительности, в худшем – когда используется сверх меры – приводит к её гибели. Также у соли сильные коррозийные свойства: разрушает металлические конструкции, в том числе у автомобилей. В этом смысле «Галит», скажем так, в меру опасен. Но это не токсичный материал, и отравиться им невозможно. Его частицы, которые мы заносим с обувью домой, на воздух в квартире не влияют. Мы употребляем хлорид натрия в пищу: он присутствует в продуктах питания и воде. Надо понимать, что законом строго оговаривается применение реагентов. Никто не вправе самовольно применять запрещённые препараты», – поясняет Яков Вайсман.

По старинке

Но не «Галитом» и песочком единым борются со льдом и снегом в городах России и мира. Спектр современных противогололёдных реагентов очень широк. Во многих городах применяют куда более современные жидкие реагенты (например, в Москве). Они имеют более низкие нормы расхода, эффективнее действуют при низких температурах. Но грязи от них не меньше. При этом воздействовать на обувь и лакокрасочное покрытие машин они могут даже агрессивнее.

«Большинство из них всё равно производят на основе хлоридов – кальция, натрия, магния и других элементов. В целом они обладают теми же недостатками, что и «Галит» и ПСС», – добавляет Яков Вайсман.

По словам учёного, большинство используемых в нашей стране реагентов – вчерашний день.

«У нас устарела система. Не только в Перми, но и во многих других городах страны. За рубежом, например, используют электроподогрев дорог, который даёт эффект плавления льда и снега. Или применяют гранитную крошку. Она обеспечивает лучшее сцепление колёс автомобиля с дорожным покрытием, не загрязняет ту же ливнёвку и газоны. Важно, что она многоразовая. Весной её собирают, очищают, чтобы снова использовать следующей зимой. И не факт, что её применение намного дороже ПСС. Здесь нужно тщательно считать и сравнивать эффективность, логистику. Тот же песок надо постоянно покупать, а крошку – нет», – рассказывает Яков Вайсман.

Наверное, в наших условиях (экономических и климатических) о подогреве дорог и крошке пока можно только мечтать. А вот добиваться того, чтобы снег вовремя убирали и вывозили с городских улиц, реальнее. В этом случае грязи и негативного воздействия от песка и соли будет меньше. В идеале же – при надлежащей механической уборке улиц и дорог – реагенты часто можно вообще не применять.

Комментарии

Ольга Устинова, зам. директора по лечебной работе ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения»:

«Глубоких объективных исследований, как разные типы реагентов влияют на здоровье людей, в нашей стране нет. Но, исходя из наблюдений, можно предположить, что соединения хлоридов в реагентах не являются безопасными. Никто не исследовал, как они загрязняют воздух, вступая при испарении в реакцию с выхлопами автомобилей и смазочными материалами. Есть данные по домашним собакам: из-за реагентов они получают кожные ожоги и поражения дыхательной системы. Также изучали воздействие химических реагентов на людей с лёгочными болезнями. Частота обращений в больницу выше у тех, кто проживает рядом с крупными магистралями либо непосредственно работает с этими реагентами.

Наиболее безопасными считаются реагенты из крошки – мраморной или гранитной. Их плюс в том, что они не содержат химических компонентов. А значит, не проникают в кровь, не оказывают на неё системного воздействия. На второе место по безопасности можно поставить твёрдые реагенты. В НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина изучали твёрдые химические противогололёдные реагенты: если их применять в тех дозах, которые рекомендуются, то опасного воздействия на людей не будет. 
Что касается жидких реагентов, то они могут быть наиболее опасными именно в момент нанесения их на дорожное полотно и оказывать негативное аэрозольное воздействие на людей, которые находятся рядом. А вообще общемировые рекомендации таковы: при тщательной механической уборке территории реагенты не нужны».

Михаил Якимов, директор института транспортного планирования «Российская академия транспорта», д. т. н.:

«Многие ругают наши ужасные дороги, и вполне справедливо. Но надо понимать, что в России (и Пермь – не исключение) автодороги испытывают суровую нагрузку. С одной стороны, у нас зимой водители используют ошипованные шины, с другой – дороги обрабатывают сильными антигололёдными препаратами. Одновременное действие этих двух факторов даёт убийственный эффект: это одна из причин того безобразия, что мы видим весной на дорогах. Это ещё хорошо, что у нас на автобусах и большегрузах не разрешают ставить зимнюю резину.

Во многих странах такого нет. В Германии, например, нельзя использовать шипованные шины. В Финляндии не применяют противогололёдные материалы – там дороги либо с подогревом, либо их посыпают гранитной крошкой. Конечно, это предполагает серьёзные затраты. Поэтому в нынешних условиях, когда сокращают бюджетные траты, вряд ли в той же Перми реально перейти от используемых реагентов к более современным технологиям».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах