Примерное время чтения: 11 минут
2075

С камерой по водоёмам. Юные экологи сняли фильм о малых реках Перми

Сюжет Пермь - мастерская будущего - 2021
Юные экологи школы «ЭнергоПолис» весь год путешествовали по малым рекам и снимали видео.
Юные экологи школы «ЭнергоПолис» весь год путешествовали по малым рекам и снимали видео. / Светлана Карсканова / Из личного архива

Малые реки Перми только несколько лет назад стали притягивать внимание. Всё благодаря стараниям экоактивистов, которые сместили ракурс на небольшие, но не менее важные городские водоёмы.

Юные экологи школы «ЭнергоПолис» не отстают. В прошлом году они заинтересовались малыми реками и решили заняться их изучением, а заодно снять об этом фильм – чтобы и другим рассказать. Сначала сосредоточили внимание только на реке Мулянке. В этом году решили расширить область своих исследований и выбрали сразу несколько малых рек.

Юные экологи и представители школьной киностудии «Окно» создали проект и стали одними из победителей конкурса экологических инициатив, который проводит ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез. Предприятие из года в год поддерживает ребят из разных образовательных учреждений города. Благодаря этому воплотились в жизнь уже сотни проектов, посвящённых защите окружающей среды.

Чем же удивляют ребята из «ЭнергоПолиса» в этом году?

Поиграем в краеведов

Они создали фильм «Малые реки Перми». Он выполнен в формате сторителлинга – школьники сами рассказывают о том, какие реки есть в краевой столице, какие обитатели там живут и какие проблемы они увидели на водоёмах. В течение года ученики выезжали на водоёмы и изучали, снимая видео для будущего фильма. Недавно они представили своё творение в законченном виде и оценили проделанную работу. Но фильм – не единственное, над чем трудились ребята в этом году.

Школьник берут с собой камеру каждый раз, когда идут на природу. Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

«Мы создали пазл «Малые реки Перми» и настольную игру «Реки и растения Пермского края». Они рассчитаны на разный возраст и позволят школьникам, которые увидят фильм, ещё больше погрузиться в тему. Краеведческих игр мало, поэтому мы решили исправить ситуацию», – рассказывает руководитель проекта, педагог МАУ дополнительного образования «Дворец спорта для детей и юношества «Прикамье»  Перми Светлана Карсканова.

В этом году киностудия юных экологов разрослась. Сейчас в ней 19 человек. Это ученики 3, 4 и 5 классов.

Настольная игра, которую придумали ребята, рассказывает о реках и тренирует память. Фото: АиФ/ Ольга Стругова

«Есть несколько способов играть в настолку, которую мы создали. Как в домино, как «1 к 1» и как игру на память (по очереди открывать перевёрнутые рубашкой вверх карточки и находить им пару, как в игре «Мемо»)», – рассказывает школьница Анастасия Садилова.

По воде и под водой

Иллюстрациями для карточек стали работы ребят. Многие из них – фотографии, которые сделала Настя. Педагог отмечает, что у девочки большой талант к фотосъёмке. Во время воплощения проекта в жизнь она на каждую реку приходила в сапогах, не боялась зайти в воду (благо, водоёмы совсем неглубокие) и сделать съёмки с середины. По словам руководителя проекта, так им впервые удалось показать движение воды, жизнь реки.

Игровой момент очень важен для лёгкости получения новых знаний. Фото: АиФ/ Ольга Стругова

Настя говорит, что они с ребятами очень хотели подать информацию в интересном формате, который привлёк бы внимание их сверстников и жителей Перми.

Большой вклад в создание карточек вложил Сергей Медведев. Школьник научился работать в компьютерной программе и обрабатывал изображения. Юноша скромничает и неохотно говорит о проделанной работе. Зато с радостью вспоминает то, как они с ребятами гуляли вдоль рек, любовались природой и делали съёмки.

Ребята привыкли работать дружно, одной командой. Фото: АиФ/ Ольга Стругова

Во время путешествий по рекам ребята узнали разные мифы, связанные с водоёмами. Леденящие душу истории про загробный мир и реку Стикс не напугали школьников. Они вспоминают, что когда пришли на водоём, небо затянулось тучами, и пошёл дождь. Но это не остановило юных экологов, и вскоре вышло солнце – добрый знак.

Даже в непогоду ребята не останавливали съёмку.
Даже в непогоду ребята не останавливали съёмку. Фото: Из личного архива/ Светлана Карсканова

Младшеклассники, которые только в этом году присоединились к проекту, ещё немного стесняются, но уже освоились. Они наравне с другими изучали реки и даже успели поснимать материал. Третьеклассниц Вику и Полину особенно впечатлил момент, когда они с ребятами решили попробовать провести съёмку под водой.

Ребята из младших классов постепенно осваивают новые навыки и рады, что присоединились к проекту. Фото: АиФ/ Ольга Стругова

«Мы встретили рыбаков и спросили у них разрешения опустить камеру в прорубь, чтобы сделать видео», – вспоминают девочки.

Рыбаки удивились тому, что на речке появилась группа школьников, но радушно разрешили воспользоваться лункой. Попросили их только вести себя тише – не пугать рыбу. В итоге ребята опустили камеру в воду и попытались снять подводный мир. К сожалению, красивой картинки не вышло – слишком мутно и темно было подо льдом. Зато опыт и впечатления школьники получили непередаваемые.

Новые привычки

Важно, что приходя на реку, ребята первым делом прибираются. Только увидев мусор, они спешат очистить берега. А чистыми русла малых рек, к сожалению, пока нельзя назвать.

Гелла Бадяева особенно поразилась тому, какая ситуация сложилась на Данилихе. Речка протекает между домов. От её берегов до жилых зданий – всего около четырёх метров.

«Мы увидели там очень много мусора, что, конечно расстраивает. При этом на этих грязных берегах расцветает природа – там растут колокольчики и незабудки, очень красиво», – говорит Гелла.

А ведь когда-то Данилиха была полноводной рекой и там даже водились пескари! «Очень надеемся, что скоро она вновь станет чистой», – говорит девочка.

Ребята надеются, что их игры и фильм помогут обратить внимание на проблемы малых рек.
Ребята надеются, что их игры и фильм помогут обратить внимание на проблемы малых рек. Фото: АиФ/ Ольга Стругова

Ребята расстроены тем, что чаще всего мусорят взрослые, которые относятся к природе поверхностно и не берегут её. Поэтому школьники считают, что об удивительной красоте малых рек и природе вокруг них надо рассказывать больше и чаще.

Дмитрий Мурзилкин считает, что главное – это мотивация. Мало заниматься просвещением. Нужно воспитывать в людях сознательность и экологическое воспитание. «Нужно напоминать им о том, как важно беречь природу разными способами – фильмами, информационными стендами», – говорит школьник.

У юных экологов школы «ЭнергоПолис» уже выработался рефлекс: видишь мусор – собери.

«Ребята стали намного сознательнее, они активно выдвигают предложения по защите окружающей среды. Где-то – собрать мусор, где-то – высадить цветы», – говорит руководитель проекта.

По словам школьников, до того, как они стали участвовать в проекте, не предполагали, как остро стоит проблема с загрязнением берегов рек. Понравилось им, что они погрузились не только в экологическую тематику, но и узнали много нового о становлении Перми и истории города (ведь начинался он как раз с рек). Да и без камеры они теперь никуда не ходят. Получив навыки съёмки и монтажа, они активно ловят в объективы удивительные моменты жизни природы.

«Реки – это вода и дороги», – так гласит слоган в финале фильма школьников. И они надеются, что совместными усилиями эти дороги станут чистыми. Вместе – это при поддержке ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза и неравнодушных жителей. По словам ребят и педагога, участие в проводимом лукойловцами конкурсе «Пермь – мастерская будущего» стало не только возможностью сделать что-то полезное для города, но и изменило самих ребят в лучшую сторону. У них появились новые ценности, выработался свой взгляд по поводу вопросов окружающей среды. Именно это – воспитание экологической культуры – и есть одна из главных целей конкурса. И как показывает опыт, она успешно воплощается в жизнь.

Фото: АиФ/ Ольга Стругова

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах