Примерное время чтения: 13 минут
531

С природой на «ты». Как школьники Перми заботятся об экологии города

Сюжет Пермь - мастерская будущего
Победители конкурса получили благодарности и памятные подарки.
Победители конкурса получили благодарности и памятные подарки. Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

«Берегите землю. Берегите. Жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики...», – этими строками из стихотворения Михаила Дудина 10-летняя пермская школьница Лиза Ильченко напомнила, как важно заботиться о том, что нас окружает и как много от нас зависит.

Лиза и её одноклассники из школы «ЭнергоПолис» на собственном опыте убедились, насколько хрупка природа и начали делать вполне взрослые, большие шаги к тому, чтобы её защитить. И их работу отметили. Они вместе с другими ребятами из Перми стали участниками конкурса школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего – 2020». Команда Лизы и её друзей вошла в число девяти победителей. 19 декабря школьники и их наставники получили заслуженные награды – дипломы и памятные призы.

330 заявок, более 200 проектов реализовано – за 14 лет

В этом году конкурс, который проводит предприятие прошёл в четырнадцатый раз и был не совсем обычным. Впервые, большую часть событий провели онлайн, при этом, конечно, не забыв про самое главное – реальные дела, которые улучшили экологическую ситуацию в городе. Задача оказалась непростой, но с ней все участники справились на «пять».

«Всего за 14 лет на конкурс подали более 330 заявок. Было реализовано 200 проектов. Хотелось бы поблагодарить всех участников, – сказал заместитель главного инженера по промышленной безопасности, охране труда и экологии предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Александр Рябенький. – Каждый год мы убеждаемся в том, насколько важно проводить такой конкурс – вкладывая в детей, мы вкладываем в будущее. Хотелось бы поздравить всех ребят с наступающим новым годом и пожелать им воплощения новых проектов на благо Перми, Пермского края и всей России».

Помощник генерального директора по связям с общественностью Вера Мартынюк говорит, что школьники каждый год не устают удивлять, постоянно придумывая что-то новое.

«У нас есть и постоянные участники, и новички. Даже те, кого мы уже давно знаем, постоянно предлагают интересные идеи, – говорит Вера Мартынюк. – Наш конкурс помогает участникам открывать новые грани себя и реализовывать новые проекты. Только за последние два года, благодаря конкурсу, было создано пять экологических троп в различных районах города. Первопроходцами были ребята из школы №132, которые сначала оборудовали экологическую тропу в Черняевском лесу, а сейчас уже облагораживают территорию около школы. Они подают пример другим. Некоторые проекты, как например, бёрдинг (наблюдение за птицами, - ред.) той же школы, уже выходит на всероссийский уровень. Порой ребята выполняют работу, которую, казалось, бы больше пристало делать взрослым. Но подходят к этому с присущей детям изобретательностью. В пример организаторам и будущим участникам конкурса я бы привела стикеры «енотики», которые ребята в этом году стали наклеивать на остановках Перми. Думаю, что у взрослого человека не должна подниматься рука намусорить и всё испортить».

Вера Мартынюк: «Наш конкурс помогает участникам открывать новые грани себя и реализовывать новые проекты. Только за последние два года, благодаря конкурсу, было создано пять экологических троп в различных районах города»

Вера Мартынюк говорит, что «Пермь – мастерская будущего» постепенно выходит за рамки конкурса. Это уже, скорее, экологическая мастерская. Для ребят начали проводить специальные мастер-классы, где учат выступать, делать презентации – то есть умело представлять свои важные и интересные идеи.

Птички, на первый второй рассчитайсь!

Серая цапля и кряква, бекас и чибис, свиристель и певчий дрозд, не говоря уже о привычных всем жителям города воробьях, синичках и воронах: это лишь малая часть пернатых, которых можно увидеть в городе.  Ребята из школы №132 и их наставник Екатерина Харитонова уже второй год ведут «птичью перепись» и второй раз их проект входит в число победителей. В этом году участники издали яркий и очень интересный буклет, где не только перечислили птиц, которых можно увидеть в Перми, но и составили подробную карту, где отметили все места обитания пернатых. Буклет и правда совершенно невероятный – трудно поверить, что такую работу провели школьники. Более того, такую карту прежде в России не создавал никто.

«Спасибо организаторам конкурса за реализованную мечту, – сказала Екатерина Харитонова. – У нас в Перми есть 21 особо охраняемая территория и в каждой из них можно увидеть множество птиц. Всех пернатых мы отметили на карте и, благодаря этому, даже начинающие бёрдвотчеры смогут узнать ту или иную птицу. Например, так они смогут отличить полевого и домового воробья.  Всё лето почти каждую неделю мы ходили на экскурсии, общались и путешествовали с орнитологами – например, Владимиром Казаковым из Пермского орнитологического общества, Людмилой Быковой – знатоком охраняемой природной территории «Липовая гора», консультировались с Денисом Исаковым из управления по экологии и природопользованию администрации Перми. В Пермском крае можно наблюдать 270 видов птиц: одни бывают в городе пролётом, другие остаются в городе. В этом году, например, в Черняевском лесу мы увидели птицу, которая обычно гнездится за городом».

Авторы проекта провели огромную работу, создав уникальную карту обитания птиц.
Авторы проекта провели огромную работу, создав уникальную карту обитания птиц. Фото: Пресс-служба «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»

Проект «Создание карты и издание буклета «Бёрдинг в Перми» заметили и на федеральном уровне. Благодаря участию во всероссийской конференции, теперь в России знают про эту карту. Участник проекта Фёдор Харитонов добавил, что любой желающий сможет подробнее узнать и про проект, и про птиц, которые водятся в Перми, благодаря группам в социальных сетях.

«Уверен, что наблюдать за птицами очень важно. Мне кажется очень полезно знать, сколько у нас птиц, где они живут, а какие, возможно, находятся на грани вымирания», – сказал Фёдор.

От Гусянки до Мулянки

Школа №132 победила с ещё одним проектом. Он называется «Эко-град «TERRAVERDE» – Новые горизонты». Школьники много сделали, чтобы облагородить территорию около учебного заведения и превратить её в место, где можно приятно проводить время и узнавать новое о природе родного города.

«Благодаря этому проекту, мы ведём сложную и многогранную работу – превращаем территорию нашей школы в экологическую тропу, – рассказала руководитель проекта Валентина Буравлева. – Причём мы связали экологию, историю и военное прошлое родного края. У нас есть экологический лабиринт, мы обустроили маленький пруд, участок редких растений и так далее. Мы продолжаем работать над кварталом «Пермь-Великая». Очень хорошо развивается квартал «Георгиевская лента». На тропе проходят занятия для детей и им это очень нравится.

Ещё одну экологическую тропу обустроили новички конкурса – ребята из школы №135. Они назвали свой проект «Экологическая тропа Ивенская: семь новых шагов». Руководитель, Анна Натальченко рассказала, что этот проект воплощают уже довольно давно, но в этом году удалось выйти на новый уровень.

«Около нашей школы находится уникальная территория – долина реки Ивы. Здесь очень любят гулять местные жители. Самая важная для нас тема – это преобразование территории, где можно отдохнуть и насладиться природой. Совместно с ТОС «Садовый» нам удалось добиться того, чтобы территорию признали особо охраняемой. В следующем году там планируется провести серьёзные перемены, – рассказала Анна Натальченко. - Мы изучаем флору и фауну, проводим занятия по экологии, зоологии, ботанике. Участие в конкурсе позволило расширить свои границы. Глядя на других участников, мы тоже можем строить большие планы».

Анна Натальченко: «Около нашей школы находится уникальная территория – долина реки Ивы. Здесь очень любят гулять местные жители. Самая важная для нас задача – это преобразование территории, где можно отдохнуть и насладиться природой. Совместно с ТОС «Садовый» нам удалось добиться того, чтобы территорию признали особо охраняемой».

Территорию около ещё одной малой речки обустраивали участники детского проекта ТОСа Загарье «Тайна речки Гусянки». Как и ребята из школы №135, это – новички конкурса, которые тоже с первого раза вошли в число победителей. ТОС привлёк ребят к большой и важной работе – здесь, в микрорайоне Владимирский они не просто приводили в порядок малую речку, но и заново открывали её для местных жителей.

«Раньше люди даже не знали, что там речка находится – думали, что это лужа или болотце какое-то, – рассказала руководитель проекта Альбина Рыбакова. – Мне кажется, очень важно, чтобы все понимали, как нам повезло – мы живём на красивой малой речке. Ей просто нужна помощь. В этом году мы всё лето находились там. Провели «Чистые игры», собрав более трёх тонн мусора. В итоге поставили два стенда, которые были разработали с Надеждой Баглей и проектом «Сад соловьёв». Поддержка проекта «Пермь – мастерская будущего» нам была очень важна – мы бы без него так много не сделали».

Рассказ о речке увлёк и других победителей проекта. Руководитель «Театра юных натуралистов из школы «Мастерград» Елена Ильинская предложила как-нибудь сыграть экологический спектакль театра на площадке около речки. Идея всем понравилась.

«Я играла маму лягушонка. Когда приходила на озеро в наш дом, то спрашивала, кто здесь намусорил. Выяснялось, что всё это сделали люди. В спектакле мы говорим о том, надо бережнее относиться к природе – нельзя портить воду, нужно её экономить – рассказала юная актриса, 10-летняя Маша Старжинская, – Я бы хотела, чтобы люди защищали природу, чтобы люди не мусорили и почаще проводили такие конкурсы».

Ребята из школы «ЭнергоПолис» тоже заинтересовались судьбой пермской малой речки. Не удивительно, многие из них из своих окон видят, пожалуй, самую известную небольшую реку – Мулянку. О ней юные участники киностудии ОКНО под руководством педагога дополнительного образования МАУДО «ДЮЦ «Здоровье»» Светланы Карскановой сняли документальный фильм.

«Занимаясь краеведческой работой в школе, я заметила, что дети очень интересуются съёмкой фильмов. Поэтому мы решили организовать детскую киностудию и назвали её ОКНО. Мы дали ей такое имя потому, что её создание совпало с тем, что мы все сидели дома, смотрели в окна. Из наших окон мы видели, что нашу замечательную речку Мулянку.  Именно о ней и решили снять документальный фильм. Детям было очень интересно её исследовать», - сказала Светлана Карсканова.

Работу провели большую и результат оказался более чем интересным. Ребята отыскали исток реки,  что, как они признаются,  было совсем непросто.

«Мы столкнулись с проблемой, что нигде почти нет точных координат, где она начинается, – рассказала 10-летняя Лиза Ильченко. –  Но мы всё-таки нашли и исток. Искать ездили вместе с родителями и это было очень интересно. Услышали, что она протекает рядом с железнодорожной станцией 1470-й километр и сначала испугались, что до неё придётся долго добираться. Но оказалось, что она рядом с посёлком Бершеть. Пока мы исследовали реку, увидели, в каком состоянии она находится. В воде и около реки лежат поваленные деревья, мусор, стёкла. Мы предложили сначала поставить стенды с надписями «Спасибо, что уносите мусор с собой», «Здесь вы можете пофотографировать уток» и так далее. Также мы считаем, что стоит устраивать субботники, чтобы очистить территорию».

Еноты в городе!

Не секрет, что еноты обожают всё отмывать – природа у них такая. Что ни дай им в лапки – всё вымоют до блеска. Именно привычка этого очаровательного животного вдохновила участников следующего проекта-победителя.

Сборная команда, в которую вошли ученики школы 116, лицеев №2, 4 и 10 и школы «СинТез» внесла в жизнь Перми немного чистоты с проектом «Остановки. Всё культурно». Они приводили в порядок остановки общественного транспорта – чистили, скребли и отмывали, и потом, как знак чистоты наклеивали стикер с изображением енота. По оценкам ребят, лучше всего проект сработал на остановке «Универсам». Она практически идеально чистая.

«Хочу сказать слова благодарности организаторам проекта за то, что они поддерживают нас и помогают воплощать наши идеи в жизнь. Это большой опыт, новые знания, новые возможности, – сказал руководитель проекта – студент 4 курса ПНИПУ Никита Кифель.

Вторая жизнь мусора

Эко-сумка, стул из пластиковых бутылок, стол из втулок: это лишь малая часть предметов, которые придумали участники Открытого городского фестиваля-конкурса «Изобретай Eco». Конкурс придумали и провели ученики школ №93, известной своими успехами в области изобретательства.

«Мы хотели, чтобы дети задумались о том, что мусор можно не выбрасывать, а использовать вторично, – сказала руководитель проекта Светлана Кислицына. – Мы провели четыре конкурса. Ученики школ города делились экологическими привычками, представляли изобретения, участвовали в мастер-классах. Из-за пандемии всё пришлось перенести в формат онлайн. Но надеюсь, что в следующем году мы проведём его «живьём».

Светлана Кислицына: «Мы хотели, чтобы дети задумались о том, что мусор можно не выбрасывать, а использовать вторично»

Ещё одни новички конкурса – ТОС «Загарье» предложили очень любопытный и полезный проект для детей. В число победителей вошёл их проект «Детский городской огород».

«Благодаря проекту нам удалось создать игровое пространство. Дети теперь могут не просто проводить время на открытом воздухе, но и учиться новому – получать знания о природе. Дети высаживали растения и наблюдали, как они растут. Нам было важно, чтобы дети задумались о том, насколько чистая у нас вода, воздух, почва и как можно создать лучшие условия для природы и людей. Участвовать в конкурсе нам очень понравилось, и планируем заявиться на следующий год. У нас есть ещё идеи», – сказала руководитель проекта Наталия Горбушина.

В конце церемонии награждения участники взяли весёлые новогодние открытки и написали свои пожелания участникам конкурса, который пройдёт в 2021 году. Открытки положили в Ящик волшебника. Его откроют, когда творческое экологическое состязание стартует в 15-й раз.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах