Примерное время чтения: 7 минут
325

Сита не получилось. Лицензирование компаний – новый виток формализма?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. АиФ-Прикамье 12/05/2015
В. Скопинцев / АиФ

«Ах, обмануть меня не трудно…»

Как известно, реформирование ЖКХ произошло сравнительно недавно. Около 10 лет назад государство переложило права и обязанности по содержанию жилья в многоквартирных домах на плечи собственников. А управлять домами стали по большей части коммерческие организации – управляющие компании. Большинство людей, приватизировавших в перестроечные времена жилье, в котором они проживали, по инерции ждали и продолжают ждать, что в их доме сделают все необходимое для комфортной жизни. И управляющие компании, быстро уловив незрелость новоиспеченных собственников, пустились на различные ухищрения.

Инспекция госжилнадзора по Пермскому краю (ИГЖН) недавно опубликовала данные своих проверок по начислению платы за коммунальные услуги обслуживающими организациями и поставщиками ресурсов. Только за 4 месяца этого года выдали 317 предписаний об устранении нарушений. Прикамцам уменьшили платежи на 8,8 млн руб. Вдумайтесь в эти цифры! Ведь жалуется на коммунальщиков у нас небольшой процент населения. Не по каждой претензии жильца находят подтверждение в злоупотреблениях. Получается, что обслуживающие организации и поставщики ресурсов кладут себе в карманы громадные суммы. И пока ни власти, ни население не могут навести порядок в сфере ЖКХ.

Идея СРО провалилась

Некоторое время законодатели надеялись, что все можно отладить созданием саморегулируемых организаций (СРО). Вот, мол, на Западе цеховики объединяются по направлениям деятельности, и за счет конкуренции выдавливают из своей среды недобросовестных предпринимателей. Но там эти структуры создавались на заре эпохи индустриализации наравне с профсоюзами, которые защищали интересы трудящихся. У нас же эти структуры пытались внедрить сверху. В результате идея СРО в ЖКХ провалилась. Создатели объединений собирали, как правило, с членов своих организаций дань. И на этом все заканчивалось.

Вот тогда и появилась идея для начала лицензировать «управляйки». Сейчас законодатели, собрав предложения с регионов, разрабатывают пакет документов для лицензирования ТСЖ (с недавнего времени они называются ТСН, где Н – это недвижимость. – Авт.) и различных жилищных кооперативов.

Что волновало комиссию?

Само лицензирование состоит из двух частей: квалификационного экзамена руководителя и проверки пакета документов о деятельности компаний.

Кстати
Каждая компания, подавшая заявку на лицензирование, заплатила взнос в 30 тыс. руб. За повторное обращение в комиссию необходима такая же сумма. Предполагается, что деньги должны заплатить из прибыли компании. Но кто это будет проверять? Похоже, за ошибки управленцев расплачиваться будем мы, жители многоквартирных домов.

«Люди нахлебались по самое не могу благодаря деятельности нерадивых УК. И поэтому лицензионная комиссия должна услышать мнение жителей», – заявил Дмитрий Самойлов, глава администрации Перми на одном из совещаний в мэрии.

«Да, мы учитывали жалобы собственников жилья. Писали рекомендации по устранению недочетов. Но эти моменты находятся в сфере постоянного жилищного надзора за содержанием жилищного фонда. К лицензированию компаний это не относится», – пояснили в ИГЖН.

«Вообще все свели к чистой формальности, – рассказал нам один их руководителей УК, по понятным причинам отказавшийся открыто назвать свое имя. – По сути, это был ЕГЭ для предпринимателей. К каждому вопросу так же, как на экзамене у школьников, прилагалось три готовых ответа. Нужно было только выбрать. А ведь жизнь ставит перед нами такие задачки, которые ни в какие формальные ответы не укладываются. Но членов комиссии это не интересовало. Они следовали своим инструкциям несмотря ни на что. Вот, например, нам написали замечание, что в документах не указан кадастровый номер участка, на котором стоит дом. Говорю: только первую очередь сдали, номер пока не присвоили. Это их не интересует. Пришлось получить соответствующую справку в кадастровой службе. Только тогда замечание сняли».

«Нам было сложно в подаче документов, потому что сама комиссия еще не выработала свои требования, – рассказывает Вера Сединина, директор УК «Виктория-Сервис», первая в крае получившая лицензию. – Но когда я прочитала, что компании, имеющие задолженность за полгода и более, успешно прошли лицензирование, я была удивлена. Оказывается, закон не предусмотрел этот момент».

Получается, что ни жалобы жителей на некачественное обслуживание, ни долги поставщикам ресурсов на лицензирование не повлияли. Комиссия в основном проверяла правильность оформления документов и стандарты раскрытия информации. Конечно, это тоже немаловажные моменты. Но вряд ли они будут способствовать устранению недобросовестных компаний с рынка ЖКХ.

Комментарии

Светлана Токмакова, начальник ИГЖН Пермского края:

«Нам часто задают вопросы: кто будет управлять домом, если УК не получила лицензию. Если компания подала заявку на лицензирование, то она до получения официального документа, разрешающего деятельность в этой сфере, и будет управлять домом. Процесс лицензирования не имеет временных ограничений. И будет идти, пока действует закон, регламентирующий это.

Что делать собственникам спорных домов или тех, УК которых не подавали заявку на лицензирование? Им следует провести общие собрания и определиться с ее выбором. Если они затрудняются с этим или не из чего выбирать (такое бывает в небольших городах), управление должно быть возложено на местные муниципалитеты. Они обязаны организовать конкурс на управление этими домами.

Как может быть аннулирована лицензия? Если в течение календарного года суд два и более раза назначит управляющей компании административное наказание за неисполнение предписания, выданного ИГЖН по домам, находящимся в их управлении, то сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта РФ, и УК перестает управлять ими. Когда общая площадь помещений, исключенных из реестра многоквартирных домов, достигнет 15% и более от общей площади помещений в домах, которыми компания управляла, инспекция сможет обратиться в суд с требованием аннулировать лицензию».

Станислав Шестаков, юрист Пермского фонда содействия ТСЖ:

«Существующее недовольство управлением в сфере ЖКХ достигло некоторой критической черты. И поскольку не срабатывают прежние механизмы, законодатели решили, что необходимо предлагать свежие подходы, в том числе ввести системы лицензирования. Органы власти считают, что корень зла таится в работе управляющих компаний. По моему мнению, наоборот. Основные проблемы ЖКХ – в чрезвычайной монополизации поставщиков коммунальных ресурсов. Однако государству гораздо проще разбираться с «управляйками». Тем более что они ближе к народу, и любое недовольство в первую очередь выплескивается именно на них. Но при тех нормах, которые прописаны в законе, под удар может попасть абсолютно любая УК. Поэтому лицензирование в данной сфере мне представляется совершенно излишним. Мне кажется, что это неизбежно приведет к повышению уровня коррупционности, снижению конкуренции и крайнему недовольству субъектов предпринимательства».

Только цифры

  • 910 человек обратились с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.
  • 616 человек успешно сдали экзамен. Не сдали 95.
  • 598 квалификационных аттестатов выдали. Среди получивших аттестаты есть как руководители УК, так и сотрудники компаний.
  • 128 управляющих компаний Пермского края получили лицензии, 67 из них – по городу Перми.
  • 244 компании подали заявление на получение лицензии. Причем часть из них сделали это повторно.
  • 9 компаний решили повторно не проходить аттестацию.
  • 21 УК в крае вообще не подавала заявление на получение лицензии.
  • 61 спорный дом в крае, поскольку на управление им заявилось сразу несколько компаний. 57 из таких домов находятся в Перми.
  • По данным Инспекции госжилнадзора Пермского края на 5 мая 2015 г.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах