Им гораздо интереснее возиться с планшетами, ноутбуками, телефонами, чем ходить в школу.
Реальность или виртуальность?
«Вообще 6-7-летние дети уже психологически готовы сменить игру на учёбу, вырасти из дошкольника в школьника, – утверждает Юлия Захарова, директор центра развития детей «Три кита», педагог-психолог. – Если ребёнок не хочет идти в школу, то это, скорее, исключение из правил. Чаще всего это результат негативных отзывов и образов родителей или старших братьев, сестёр, которые говорят: «Вот пойдёшь в школу – там тебе достанется!» Дошкольник ещё очень зависим от родителей, смотрит на мир их глазами. Поэтому поддержка родителей и положительный настрой – залог успеха. А гаджеты – это неотъемлемая составляющая современной жизни, и воспитание разумного и рационального отношения к ним – это тоже задача родителей. Покажите своему ребёнку, что реальность интереснее виртуальности, что с вами интереснее, и он выберет общение, а не планшет».
Юлия Захарова констатирует, что дети, которые посещали детский сад, имеют гораздо больший опыт общения со сверстниками по сравнению с домашними. Однако и в семье можно создать условия, при которых ребёнок будет взрослеть и учиться решать конфликты. Важно будущему первокласснику привить умение собирать портфель, отвечать за свои вещи, быть аккуратным.
«Родители будущих первоклассников! Научите своих детей учиться, – советует Захарова (кстати, мама троих детей). – Верьте в них и позволяйте проявлять самостоятельность. Хвалите за старание и не сравнивайте с другими. Ваши положительные эмоции дадут ребёнку уверенность, что и у него школьная жизнь будет яркой и незабываемой».

Чудесная таблетка
Многие специалисты главными с точки зрения развития как мозга, так и личностного опыта для детей до 5-6 лет называют двигательные навыки, развитие речи и эмоциональной сферы. Это существенно влияет на самоорганизацию и самоконтроль. А это в школе гораздо важнее, чем чтение и счёт. Ребёнок, который способен сам организовать свою деятельность – в дошкольном возрасте это прежде всего игра, – сохраняет в себе потенциал любознательности и интереса к чему-то новому. Именно это и позволяет успешно осваивать любые другие вещи – те же чтение и счёт.
«Мамы и папы не до конца понимают, что если ребёнок мало двигается, значит, медленнее формируются его речевые функции, – констатирует Вера Пупырева, психолог, зам. руководителя пермской «Школы рыцарей и принцесс». – Известно же, что двигательный и речевой центры в человеческом мозге взаимосвязаны. Движение – это фактор проявления различных эмоций. Но мы, родители, скорее хотим отдать своё чадо в какой-нибудь развивающий центр, чтоб его там быстрее начали готовить к школе. При этом у нас нет понимания, что ребёнок, который, например, хорошо танцует или занимается спортом, имеет гораздо больше возможностей для нормального развития и для той же подготовки к школе, чем его сверстник, который каждый день сидит за столом и занимается».
Почему-то родители во многих ситуациях ведут себя так, будто дети – это их собственность. И им виднее, как их развивать, а уж тем более готовить к школе. На самом деле у детей свои интересы и потребности. И задача любящего родителя – помочь ребёнку реализовать индивидуальный потенциал.
«Что же касается гаджетов, то они во многих ситуациях стали инструментом манипуляций родителей в отношениях с детьми, – утверждает Вера Пупырева. – Планшет или смартфон стали вроде «чудесной таблетки», которая даёт родителям ощущение, что ребёнок при деле. На самом деле это иллюзия: для развития ребёнка важнее живое общение».
Капризничали и раньше
«Конечно, некоторые дети не хотят учиться, – говорит Надежда Кайгородова, учитель начальных классов пермской школы № 114. – Но почти все родители заинтересованы, чтобы их чадо хорошо занималось и обрело в будущем достойную профессию. Большинство из них приводят детей в воскресную школу, чтобы они адаптировались, подготовились к первому классу. Порой мамы и папы хотели бы сами помочь ребёнку, но не знают как, боятся навредить. Родители также говорят, что дети не любят читать. Но мне в ответ хочется спросить: «Читаете ли вы сами?» Дети ведь берут пример с родителей. Если любят читать мама и папа, то и ребёнок будет. К школе его желательно научить читать – тогда он будет более уверенным в себе. А писать научат в школе».
Педагог считает, что нынешние дети более любознательные, хотя и более практичные. Они многое умеют, с техникой на «ты». Ещё бы читали побольше, чтобы обогатить словарный запас и развить речь. Хотя нельзя причёсывать всех под одну гребёнку. Ведь и в прежние времена, когда не было гаджетов, не все дети с желанием шли в школу. И плакали, и капризничали тоже. Но со всем этим можно справиться. Нужно только любить, верить и поддерживать своего первоклассника.
Комментарии
Елена Аверьянова, воспитатель детского сада №161:
«Я спрашивала своих ребят, хотят ли они идти в первый класс. Хотят все или почти все.
А что касается планшетов, ноутбуков и мобильников, то они должны быть инструментами в достижении знаний для чего-то. Ничто не может заменить общения со сверстниками, с близкими. Если отгородиться от детей этими же гаджетами, то ребёнок, боюсь, так и останется в виртуальном мире, зависимый от планшетов, недолюбленный родителями и непринятый своими сверстниками. И школа для него тоже будет тоскливым времяпрепровождением».
Людмила Ёлтышева, многодетная мама:
«Я пошла в первый класс в 80-е гг. Тогда в школу мы шли учиться: не умели ни читать, ни писать. И это было нормой. Сейчас дети обязаны, придя в школу, соответствовать определённому уровню знаний. И если ребёнок в эти рамки не вписывается, то никто не будет заниматься с ним. Мой старший сын, в 2005 г. придя в первый класс, тоже не умел читать и не знал алфавит, но мы плавно влились в график обучения. А вот у среднего ребёнка адаптация прошла болезненно. Мы не ходили в садик, поэтому пришли в школу с нулевым уровнем подготовки. В школе нас только спрашивали. В век интернет-технологий нашим детям не интересно сидеть за партой и учиться. Они стали менее усидчивыми. Им нужно получить всё здесь и сейчас. Ведь так просто найти всю нужную информацию, нажав на клавишу компьютера. Считаю, что нужно пересматривать систему образования в целом. И делать это должны родители и учителя совместно».
Надежда Керова, психолог:
«Есть разные причины, по которым ребёнок не хочет учиться. Важно исключить проблемы, связанные со здоровьем. Отделы мозга созревают с разной скоростью. Произвольное внимание, воля, усидчивость обычно достаточно сформированы к 7-8 годам, но темп развития конкретного ребёнка может отличаться от большинства. К сожалению, это приводит к сложностям в учёбе.
Если в классе напряжённая атмосфера, то ребёнку бывает сложно включиться в коллектив, успеть за общим темпом. Напряжение копится и может привести к нежеланию учиться вообще. Если его с раннего детства много нагружали развивающими занятиями, то к 1 классу он может прийти уже уставший. Значит, его перекормили раньше, чем проснулся аппетит. Важно идти в ногу с интересом ребёнка, учитывать его, а не торопиться загрузить малыша информацией. Если до школы он уже многое знает, то ему будет скучно. А от скуки дети обычно находят другие занятия. Подвох в том, что можно пропустить тот момент, когда появится большой объём новых знаний, а привычка их усваивать и трудиться регулярно не сформировалась».
Юрий Мишарин, отец третьеклассницы:
«Отношения между родителями и детьми, которые не хотят учиться, напоминают мне проблему в отношениях командиров с рядовым составом. Будучи замполитом роты в стройбате, обратил внимание, что некоторые офицеры по разным причинам отстранялись от работы с личным составом, перепоручая решение проблем в коллективе старослужащим. А те, не имея должных полномочий, прибегали к силе. В результате выходила дедовщина. Так что и родителям, и педагогам нужно более внимательно относиться к малышам. Что касается засилья гаджетов – важно решать проблему с содержанием программного обеспечения, чтобы результат проявлялся в образовательном, познавательном смыслах. К примеру, на Sony Playstation (игровая приставка) практически нет развивающих игр для детей в возрасте до 8 лет, тем более с отечественной тематикой. А вообще, чрезмерное увлечение гаджетами нужно рассматривать, как и любые другие «мании» и «измы» – наркоманию, алкоголизм. То есть во всех увлечениях нужна мера. Многие мультфильмы очень даже полезны в воспитательном смысле, но сутками смотреть их по телевизору, согласитесь, вредно. Одним словом, прогресс не стоит на месте, поэтому, как говорил известный сатирик, «щительнее нужно, ребята, щительнее!..» Считаю, что интерес к учёбе необходимо формировать так же тщательно, как и в современном маркетинге. Правда, не столь назойливо».
Олег Лейбович, зав. кафедрой культурологии ПНИПУ:
«В былые времена поход в 1-й класс был событием для ребёнка. Он переставал быть малышом и входил в мир больших мальчиков и девочек. Форма, ранец, учебники, даже отметки были атрибутами другой, интересной, жизни.
Сейчас всё не так. Воскресные школы многие иллюзии поубивали. Тайна закончилась. Первокласснику уже многое известно, бескорыстный интерес к учению у многих угас. Ребёнок знает, что учиться надо для рейтингов.
Дети к 7 годам хорошо освоили YouTube, а также различные игры. Я не знаю, рассеивает ли умение обращаться с гаджетами внимание или нет, но образы «правильных» взрослых мужчин и женщин они из этих источников непременно получают. Учительницы начальных классов на них, как правило, мало походят. Чему же удивляться, если детки мало ценят своих педагогов».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть