Примерное время чтения: 7 минут
303

Это страшно. Как нападения на школы и вузы вошли в пермскую реальность?

В большинстве случаев противоправная идеология получает распространение через интернет, соцсети, мессенджеры.
В большинстве случаев противоправная идеология получает распространение через интернет, соцсети, мессенджеры. / Татьяна Титова / pixabay.com

Вопрос о том, как решать проблему насилия в образовательных учреждениях, сегодня стоит особенно остро. Противоправная идеология пришла в Россию, не обошла стороной и Пермь. Пока власти, правоохранители, учёные, преподаватели и родители ищут ответы, чтобы предотвратить повторения кровавых сценариев, злоумышленники продвигают деструктивные идеи среди подростков в социальных сетях.

Почему детей тянет в сообщества, с разрушающей тематикой? Как объяснить ребёнку, что подобное – плохо? Читайте в материале «АиФ-Прикамье».

Более двухсот опасных сообществ

В период с 2018 по 2020 год предотвращено более 70 вооруженных нападений во всех федеральных округах Российской Федерации. Часть из них квалифицирована как приготовление к совершению террористического акта  и совершена несовершеннолетними, сообщил помощник прокурора края по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Дмитрий Краснопёров.

Всё чаще в стране происходят нападения в школах. При этом в большинстве случаев противоправная идеология получает распространение через интернет, соцсети, мессенджеры.

«На сегодняшний момент в русскоязычном сегменте интернета правоохранительными органами было выявлено более 200 интернет-сообществ, где популяризируется идея нападения на школы, их общая аудитория составляет более 50 тысяч пользователей, – рассказал помощник прокурора. – Только в пермском сегменте сети интернет выявлено более 60 сообществ «ВКонтакте» с противоправной деструктивной тематикой».

Романтизация преступников

К сожалению, не все нападения можно предупредить мониторингом сайтов Глобальной сети. Керчь, Казань, Пермь… За трагическими событиями последовал ужасающий парадокс: нередко лица, совершившие преступления, оправдываются и героизируются подростками. Так, после стрельбы, которая случилась 20 сентября в пермском вузе, буквально за полчаса было создано более 25 страниц с вымышленными именами преступника. Школьники выкладывают посты и снимают видеоролики в поддержку нападавшего.

«Фокус внимания подростков сосредотачивается в большинстве своём на якобы первопричинах поступка, на субъективных переживаниях лица, который совершает преступление, а не объективных трагических последствиях его действий», – пояснил Дмитрий Краснопёров.

Страшные тенденции

В интернете с каждым годом увеличивается объём негативной информации (например, сведенья об убийствах несовершеннолетних, о причинении им вреда).

«Противоправные сообщения постоянно тиражируются. На наш взгляд, эти действия дискредитируют семейные и общественные ценности, а также нередко нарушают нормы этики и морали, пропагандируют девиантное поведение, – прокомментировал правоохранитель. – За шесть месяцев 2021 года количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в отношении детей, увеличилось на 17%, на 5% возросло число убийств несовершеннолетних, те же тенденции имелись в 2020 году. Это страшно».

Ресурсы, где систематически размещаются материалы, которые содержат сцены насилия, пользуются особым интересом у несовершеннолетних. По данным на октябрь 2021 год, на учете ГУ МВД России по Пермскому краю состоит более 3,5 тысяч подростков, в том числе за правонарушения экстремистского и террористического характера.

Смена приоритетов

Почему дети вступают в деструктивные сообщества? На этот вопрос ответила киберконсультант КИБЕРдружины Пермского края, заместитель директора по методической работе Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (г. Пермь) Юлия Нечаева.

«Единого ответа на вопрос «Почему?» нет. Это совокупность причин, одна из которых – подражание. Дело в том, что в последнее время у молодёжи поменялись тренды: если ещё пару лет назад на вопрос «Какими вы хотите быть?» наша подростковая аудитория отвечала «Успешными и богатыми», то сейчас этого не произносится. В условиях существующего кризиса успешным быть сложно, а вот известным можно стать легко. А популярными часто становятся фрики или герои со знаком «минус» и, если взрослые видят, что это непорядочно, то дети, ещё не умеющие мыслить критически, пытаются быть на них похожими», – рассказала Юлия.

По словам специалиста, дети испытывают давление из-за сдачи ЕГЭ, а количество негативного контента в медиасреде преобладает над позитивным. Не обошлось и без влияния пандемии: с её приходом изменились привычные формы общения, усилилась тревога за здоровье, а также неуверенность в завтрашнем дне. Всё это негативно влияет на психическое здоровье, подпитывает нездоровый интерес к разрушающим пабликам.

Ещё одной из причин, толкающих детей к негативному контенту, эксперты называют рассогласованность ценностей. Методист организационно-методического отделения пермского Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Эдуард Кощеев объяснил: «Общество дробится и связать его становится всё сложнее. Например, в прошлом году в конституции РФ закрепили понятие «семья». Лет 30-40 назад в этом просто не было необходимости, так как всё было понятно, а сейчас даже в этом вопросе есть рассогласованность».

«Родители на обочине процесса»

По словам экспертов, любые деструктивные группы базируются на принципе разрушения социальных связей. В частности, они подрывают авторитет родителей, ведь как только этот авторитет развеян, ребёнок полностью предоставлен манипуляторам.

Отсюда и вывод: нельзя свести всю сложность проблемы к бюрократическим решениям (издать закон, запретить группы), тут важно привлекать институт семьи.

«Ключевым механизмом поддержания общества является социальный контроль, который осуществляется через социальные нормы и институты социализации. В этом ключе правильно было бы вспомнить о родителях. Когда они оказываются в тени, на обочине процесса (что показал опыт многих предыдущих трагедий), мы лишаемся главного союзника в предотвращении школьных нападений. Важно насыщать родителей всеми возможными знаниями и поднимать их авторитет в глазах детей», – рассказал Эдуард Кощеев.

Когда родители оказываются в тени, на обочине процесса, мы лишаемся главного союзника в предотвращении школьных нападений.

Так как противоправные сообщества пытаются обрубить социальные связи, то задача родителей, соответственно, их укрепить (чтобы ребёнок дорожил окружающими его людьми и общими ценностями). Как это сделать?

«Нужно проявлять искренний интерес к жизни ребёнка, не отметать тот опыт, который он получает, не демонизировать его, а давать ребёнку факты, которые войдут в противоречие деструктивным идеям. На столкновении этих противоречий и рождаются выводы – зёрна критического мышления», – подытожила Юлия Нечаева.

Родители – это те люди, которые транслируют знания о том, что такое хорошо и почему это хорошо. Семья и родители дарят или подавляют смелость, ориентирую на принятие решений. Не всё, но многое зависит от семьи.
Семья и родители дарят или подавляют смелость, ориентирую на принятие решений. Не всё, но многое зависит именно от семьи. Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Титова

Мгновенно искоренить проблему распространения жестокой идеологии среди подростков не получится. Эксперты уверены: он требует комплексных действий со стороны органов власти, правоохранителей, СМИ, педагогов, психологов, родителей. Но уже сейчас каждый может ответственно воспитывать детей, небезразлично относиться к окружающим и обращать внимание на тревожные изменения в состоянии близких людей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах