334

Непрозрачные услуги. Почему жители порой не хотят платить по квитанциям ЖКХ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Прикамье 08/04/2014
Алексей Витвицкий / АиФ

Где обслуживание стен?

Борис Лемкин, председатель совета дома № 4 по ул. Г. Успенского, 4, долго пытался узнать, что входит в статьи платежки «Содержание жилья» и «Текущий ремонт». Но управляющая компания «ЭксКом», обслуживающая его дом, постоянно уходила от конкретного ответа. Тогда он попросил расшифровку в расчетном центре. И удивился. Оказывается, УК ежемесячно проводила обслуживание несущих конструкций наружных стен дома и санитарную обработку подвала, а также выполняла еще много чего другого.

Кстати
С 1 апреля 2014 г. вступили в силу новые тарифы на содержание и текущий ремонт жилого помещения, утвержденные постановлением администрации Перми № 177 от 18.03.2014 г. Размер платы по этим статьям в среднем увеличился на 7,2%. Тариф дифференцируется по этажности и степени благоустройства жилья. Среди новшеств – впервые определили стоимость услуги по управлению домом.

– Если сотрудники управляющей компании производят какую-то работу, я подписываю документы об этом. Могу точно сказать, что у нас моют в подъездах и убирают двор. Они всегда приходят с нарядами, – поясняет Борис Маркович. – Но не помню, чтобы что-то делали с несущими конструкциями стен. Тем более, что дом у нас кирпичный. Или чтобы обрабатывали подвал. А ведь деньги мы выкладываем немалые. На содержание жилья я плачу 826 руб., на текущий ремонт – 628 руб. Если подсчитать, за год с дома собирается солидная сумма. На нее не только текущий – капремонт можно сделать.

Лемкин в конце прошлого года провел общее собрание дома. Жители голосованием подтвердили, что компания не предоставила отчет по расходованию средств по двум названным статьям, кроме мытья подъездов и подметания улицы, а остальные собранные деньги потратила нецелевым образом. И подали заявление в суд. Разбирательство пока не назначили. Но зато уже есть заключение краевой Государственной жилищной инспекции, что договор, заключенный компанией «ЭксКом» на управление домом № 4 по Г. Успенского, вообще нелегитимен. Документы по проведению общего собрания дома управляющей компанией подтасованы. Так что ни обслуживать дом, ни собирать деньги с жильцов она вообще не имела права. 

А месяц назад председатель совета дома задумался над еще одной позицией квитанции – подогревом воды. «Если есть строка «горячая вода», то выходит, что мы за одну услугу платим дважды», – решил он. И тоже подал иск на поставщиков ресурсов в Ленинский суд. Слушания пока не назначили, но в квитанции за следующий месяц эта строка исчезла.

Собственник просыпается

Несколько лет назад с десяток жителей Кудымкара перестали платить за неоказанные услуги. Но суд потребовал, чтобы они покрыли задолженность. Николай Сыстеров подал встречный иск. Он хотел, чтобы ОАО «Кудымкарское коммунальное предприятие» вернуло ему деньги, которые он заплатил в 2011 г. и в начале 2012 г. По его мнению, компания никаких работ по обслуживанию его дома не проводит. Но иск судья не рассмотрел, так как посчитал, что жильцы не предоставили документы на ненадлежащее качество выполнения коммунальщиками работ.

– Коммунальщики принесли в суд 11 актов, но в них не указано, какую работу выполнили, какие материалы потратили и на какую сумму, – возмущается Сыстеров. – Я платил, но не получал подтверждений того, что работу сделали. При предварительной оплате товар должны были передать покупателю. Раз актов приема-сдачи работ нет, значит, товар не передали, услугу не оказали.

Но мировой суд в Кудымкаре эти доводы не принимает во внимание. С удивительным постоянством он встает на сторону коммунального предприятия.

– В мировом суде нас даже не слушали. Толком не объясняли, почему такое решение выносят, – говорит другая неплательщица, Раиса Анфалова. – Мы сейчас перешли в Кудымкарский городской суд. Но заседание пока отложили.

– Таких споров не было бы, если бы УК выполняли закон о раскрытии информации, – уверен Олег Смирнов, нач. отдела отраслевой политики департамента ЖКХ администрации Перми. – У граждан просыпается чувство собственника, и они хотят знать, что делают за их деньги. А управляющие компании за этим процессом не успевают. Пытаются сыграть втемную.

Комментарии

Станислав Шестаков, адвокат Пермского фонда содействия ТСЖ:

В случае оказания коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за нее за расчетный период должны уменьшить. А может, и вообще освободить жителя от оплаты. Для этого не нужны ни решения собрания собственников, ни решения суда. Основанием для освобождения от оплаты может быть либо отметка в журнале регистрации сообщений (если управляющей компании известны причины нарушения качества коммунальной услуги), либо акт по итогам проверки (если возник спор по факту нарушения качества услуги).

Как установить факт некачественно оказанной услуги? По вашему запросу УК обязана предоставить информацию о своей финансово-хозяйственной деятельности. Если вы обнаружите, что есть серьезные нарушения, то обращайтесь в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет его условий.

Эдуард Буланов, начальник департамента ЖКХ администрации Перми:

Этот год мы хотим сделать годом более полного сбора платежей в сфере ЖКХ. Для этого будем приучать население к  платежной дисциплине оплаты коммунальных услуг. Это мы намерены делать через СМИ, социальную рекламу, разъяснительную работу с людьми. Прорабатываем также вопрос о приоритетном предоставлении субсидий из бюджета тем домам,  у которых высокая платежная дисциплина.

Что касается тарифов на содержание и текущий ремонт дома, то в них учтены все виды работ и услуг, необходимые для надлежащего содержания общего имущества  многоквартирных домов. Они обязательны для исполнения. Больше того, что прописано, делать можно, меньше – нет.

Этот так называемый муниципальный тариф носит рекомендательный характер и предназначен для обслуживания жилья соцнайма. Но он – важный ориентир для собственников жилья и обслуживающих организаций в ведении финансово-хозяйственной деятельности. Советы домов совместно с управляющими компаниями должны обсудить и утвердить на собраниях все аспекты содержания и ремонта дома. А также проконтролировать целевое расходование собираемых платежей. 

Вячеслав Еговцев, начальник Управления экономической безопасности и противодействия коррупции краевого ГУ МВД:

В 2013 г. сотрудники Управления экономической безопасности ГУ МВД выявили 73 преступления, а за прошедшие 3 месяца этого года – 8. 

Мы считаем, что именно рынок ЖКХ – самая легкая форма получения незаконного дохода. Деятельность управляющих компаний мы отслеживаем с 2007 г., когда жилищный фонд Перми «разыгрывался» между этими обслуживающими организациями. Первые скандалы начались с того, что некоторые УК отодвинули от участия в конкурсе. Часть компаний, близких к прежнему руководству города, выиграла свои дома с нарушениями законодательства. То есть определенная группа лиц захватила этот рынок. И передел его идет до сих пор. К сожалению, на рынок ЖКХ заходят недобросовестные конторы, подтверждением чему является череда банкротств. К сожалению, нет четких правил игры, которые ограничили бы доступ на рынок фирм с сомнительной репутацией. Одна из наших инициатив – запретить заниматься деятельностью в сфере ЖКХ депутатам. На примере некоторых районов можно сказать: когда депутаты – руководители или собственники управляющих компаний, они при распределении бюджета про себя не забывают. 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах