Но мало кто задумывался о том, как мы это будем делать. 4 октября Верховный суд РФ подтвердил решение краевого суда признать недействующими тарифы Пермской сетевой компании (ПСК) на теплоснабжение на 2017-2018 гг.
Приказ или рекомендация?
«Можно сказать, что это прецедент. Такого ещё не было ни в Пермском крае, ни в России, – говорит председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин. – Мы выигрывали суды по тарифам на 2009-2012 гг. Но там речь шла о прошедшем периоде. Теперь же отменили действующие цены на тепло».
Битва общественников с поставщиками тепла против необоснованных платежей длится с переменным успехом уже более десятка лет. Корреспонденты «АиФ-Прикамье» много об этом писали.
Последние суды отменили тариф ПСК как экономически необоснованный. О чём идёт речь? Ещё в 2009 г. Пермское УФАС пришло к выводу, что между компанией ТГК-9 и её «дочкой» ПСК существует сговор. Головная организация передаёт произведённое тепло ею же образованной сетевой компании, та его транспортирует потребителям, в результате чего стоимость нового продукта вырастает на 43%. Почему? Ведь ПСК не производит ресурс. А стоимость транспортировки в разы меньше его производства. УФАС указало на нарушение закона и потребовало от ТГК-9 вернуться к прежней схеме теплоснабжения города. А для ПСК разработать транспортировочный тариф. Решение это не выполнили до сих пор. Тепловики, оправдываясь, говорят, что это не судебный вердикт, а всего лишь рекомендация надзорного органа.
Из чьего кармана штрафы?
Кроме того, представители общественности много лет доказывают, что ПСК закладывает в тариф лишние затраты. Так, в 2012 г. по инициативе пермских ТСЖ и требованию депутатов Контрольно-счётная палата (КСП) города провела проверку деятельности поставщиков ресурсов. Она пришла к выводу, что почти все производители закладывают в тариф лишние расходы. Только ПСК собрала с пермяков лишние 800 млн рублей Однако никаких последствий эта проверка в Перми не имела. Власти сделали вид, что ничего не произошло.
Тогда Ассоциация ТСЖ и 11 отдельных товариществ обратились в суд, чтобы оспорить стоимость тепла на 2012 г., а также на 2009-2011 гг. В ходе судебного разбирательства выяснилось много интересного. Например, то, что из года в год ПСК вносила в стоимость тепла проценты по несуществующим кредитам. Причём средства она якобы занимала у головной организации на приобретение тепла. Договоры на кредиты тепловики так и не предоставили суду.
Или, например, в 2009 году Пермское УФАС оштрафовало ТГК-9 и ПСК на 50 млн рублей за монопольный сговор. Недолго думая, тепловики заложили эти затраты в тариф. Получается, что пермяки из своего кармана оплатили нарушение собственных прав. Судебные тяжбы привлекли внимание Федеральной антимонопольной службы к деятельности тепловиков. Они организовали массовую проверку работы всех поставщиков ресурсов. Многомесячный аудит показал, что все тарифы утверждали со значительными нарушениями. ФАС потребовала исключить из стоимости ресурсов все затраты, не подтверждённые документально. А Ассоциация ТСЖ «Пермский стандарт» с рядом товариществ подала в суд на отмену необоснованных тарифов ПСК. И выиграла как в краевом, так и в Верховном суде.
За переплатой – в суд
Многие к победе общественников относятся скептически: мол, судятся-судятся, а толку нет никакого. Но это не так. Опыт возврата средств после признания тарифов монополистов незаконными уже есть в Перми. Так, ТСЖ «Покровские ворота» в прошлом году сумело отсудить у ПСК около 1,3 млн рублей переплаты за отопление за 2009-2012 гг. По 400 тыс. рублей ежегодно. Для одного дома это немалые средства. А если разделить их на количество квартир, то получается около 5 тыс. рублей за год. Много это или мало? Возврат за три года – 15 тыс. рублей А это уже целая пенсия! И это цифра только по одному дому. А пострадавших от экономически необоснованных тарифов домов в Перми сотни.
Выходит, что тепловики получают переплату в десятки и даже сотни миллионов рублей ежегодно.
«Вы думаете, что в других регионах присутствия «Т Плюс» как-то по-другому? Везде примерно то же самое. Это политика корпорации, – говорит Александр Зотин. – Просто там нет такой силы, как наша ассоциация, которая могла бы противостоять монополистам. Ведь судиться с ними – это дорогое удовольствие. Просто ТСЖ или ЖСК не потянуло бы это».
«Сегодня формируется новая практика установки тарифов – не «хотелки», а принцип «инфляция минус», – считает сопредседатель регионального отделения ОНФ в Пермском крае Игорь Лобанов. – Поставить заслон росту тарифов можно и нужно через участие общественности в их определении».
«За десятилетие сменились два губернатора, несколько руководителей РСТ, но, к сожалению, пока невозможно говорить о том, что при формировании тарифов для населения соблюдается баланс экономических интересов потребителей и монополистов, – считает доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора ПГНИУ Виталий Степанов. – Думаю, что для пресечения возможных злоупотреблений при формировании тарифов процесс их установления должен со временем стать максимально открытым, а документы, выступающие основанием формирования тарифа, нужно просто публиковать для всеобщего сведения».
Для возвращения средств Александр Зотин советует обращаться в суды. Конечно, для этого потребуется экспертиза тарифов. Заказать её по силам ТСЖ или УК. Частное лицо едва ли будет готово потратить десятки тысяч рублей, чтобы в результате получить пять. Хотя при победе потраченные средства возвращаются истцу. Но и пускать всё на самотёк, потворствуя злоупотреблениям монополистов, общественник тоже не советует.
Как же платить за тепло в ближайшие месяцы? Региональная служба по тарифам должна в ближайшее время утвердить новые расценки на тепло. Как нам сообщил советник руководителя РСТ Андрей Красников, в службе ждут решения суда, чтобы приступить к этой работе. Но, похоже, ждать быстрого результата не стоит.
Например, прежнюю стоимость электроэнергии для мест общего пользования отменили ещё в апреле, а новых тарифов не приняли до сих пор.
Справедливость через новый закон
Руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин:
«Поставщики ресурсов, подавая документы в РСТ на формирование тарифа, могут включить туда те затраты, которые не связаны с регулируемыми видами деятельности. Задача РСТ – исключить их. Случаи, когда эти статьи расходов всё-таки оказываются заложенными в стоимость ресурса, могут быть вызваны человеческим фактором, так как материалы тарифного дела порой содержат большое количество томов, и регулятор, проверяющий данные, может ошибиться. Для борьбы с завышенными тарифами следует обращаться в УФАС и суд.
Изначально антимонопольная служба не занималась тарифным регулированием. Когда эти функции перешли к нам, за основу формирования цены ресурса взяли принцип «инфляция минус» (тариф должен расти медленнее, чем идёт рост инфляции).
На сегодняшний день в разных регионах страны применяют разные тарифы, и иногда они отличаются в десятки раз, хотя объективных причин для этого нет. Сейчас разрабатывают новый федеральный закон, который будет регулировать порядок установления расценок на ресурсы. В основу его положат принцип «эталонных затрат». Это позволит уравнять тарифы в разных регионах страны».
Оплату ресурса никто не отменял
Руководитель регионального центра стратегических коммуникаций группы «Т Плюс» в Перми Александр Молчанов:
«Услуги за теплоснабжение гражданам Перми необходимо будет оплачивать, исходя из полученных квитанций от ресурсоснабжающей организации, ведь решение Верховного суда не означает отмену оплаты теплового ресурса.
В настоящее время звучат призывы к игнорированию оплаты потреблённой энергии, однако всем участникам процесса необходимо держаться правового поля и не дезинформировать пермяков.
Предложения по утверждению тарифа наша компания формирует в рамках действующего законодательства, исходя из экономически обоснованных расходов, куда включаются, например, средства на ремонт и модернизацию инженерных сетей, направленные на повышение качества и надёжности коммунальных услуг».