Примерное время чтения: 7 минут
382

Коммунальный конфликт. Пермячка годами живёт без горячей воды и света

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Прикамье 25/01/2023
По данным теплоснабжающей компании, долг за отопление и горячую воду составляет порядка 130 тыс. рублей.
По данным теплоснабжающей компании, долг за отопление и горячую воду составляет порядка 130 тыс. рублей. Из личного архивa

Несколько лет в одной из квартир в благоустроенном доме в Перми нет газа, света и горячей воды. Для живущей там женщины суды с ресурсниками стали делом всей жизни, но результатов пока нет.

«Живу в муниципальном жилье. В течение нескольких лет в квартире отсутствуют горячая вода, газ, электричество. Обращения в администрацию, жилинспекцию, прокуратуру, результата не дали, – говорит Анна Старкова (имя изменено. – Авт.), живущая в доме по ул. Крупской».

Женщина обратилась в редакцию «АиФ-Прикамье», чтобы журналисты помогли ей в борьбе с администрацией и ресурсниками. Кто же на самом деле виновен в сложившейся ситуации?

Битва за тепло

Кроме отопления и холодной воды, которые нельзя отключить за неуплату, все ресурсы в квартире отключены. Женщина живёт одна («Сын снимает квартиру – не может жить в таких условиях», – объясняет она). Много лет у семьи был статус малоимущей, потом подавать документы на получение статуса Анна не стала.

«Вы сейчас работаете?» – уточняем у женщины.

«Сейчас нет. Какой работодатель выдержит, что в неделю у меня по два суда», – отвечает она.

«За ЖКУ платите исправно?»

«За те услуги, которые мне предоставляют, плачу полностью».

Горячей воды у Анны нет с 2010 г. Теплоснабжающая компания подала на женщину в суд, требуя возвращения долга за отопление и горячую воду в 59 тыс. руб. за период с 2017 по 2021 гг. Мотовилихинский суд Перми отказал теплоэнергетикам в удовлетворении большей части требований по этому иску – они сочли, что платить за горячую воду женщина не должна, раз её не получает. А об оплате за отопление женщина предоставила квитанции почти за все месяцы за эти годы. В итоге суд постановил выплатить 3,5 тыс. руб. за два месяца (на них не нашлись квитанции).

Но главное, в мотивировочной части решения Мотовилихинского суда говорится: «В ходе судебного заседания установлено, что с 2010 г. в квартире… отсутствует горячее водоснабжение. В 2010 г. в квартире сотрудниками ООО «УК «Мастер комфорта» производились ремонтные санитарно-технические работы, в результате которых трубы водоснабжения не были закреплены и не устранена неисправность смесителя в ванной комнате».

Ещё один интересный факт, упомянутый в этом решении суда: УК тоже обращалась в суд с иском к Анне Старковой, требуя, чтобы их впустили в квартиру для устранения неисправностей. Анна не открывала. Позже женщина пустила их в квартиру. Однако горячая вода почему-то у неё так и не появилась.

Суды с теплоэнергетиками длятся до сих пор. А сумма в платёжке превышает 130 тыс. руб. – за горячую воду Анна так и не платит, объясняя это тем, что не получает услугу.

Теплоэнергетики объясняют свою позицию так:

«Судебное решение не вступило в силу, поданы жалобы в вышестоящие инстанции. Долг клиента за услуги отопления и горячего водоснабжения перед «Т Плюс» с марта 2017 г. составляет 127,3 тыс. руб. К сожалению, житель систематически препятствует работе специалистов ресурсоснабжающей организации. Так, 13 января 2023 г. в очередной раз не был предоставлен доступ в квартиру для оценки качества коммунальной услуги. При этом поставщик теплоресурса готов идти навстречу – проводил перерасчёт по этому лицевому счёту по начислениям за горячее водоснабжение. Однако клиент категорически отказывается вступать в конструктивный диалог».

Газ не у нас

Без газа женщина оказалась тоже по неблагоприятному стечению обстоятельств. Два года назад газовики отключили плиту, которую признали негодной. Другую плиту женщина покупать не стала.

«Мне должны были установить плиту по программе для малоимущих. Но в списки я почему-то не попала. Потом я уже утратила статус малоимущей», – объясняет женщина.

Но покупать плиту за свой счёт женщина не намерена.

Газовики подтверждают: в мае 2020 г. плиту в квартире отключили, так как она пришла в негодность и представляла опасность. На газопровод поставили заглушку.

«С тех пор заявок от абонента в адрес газовой компании на подключение не поступало, – поясняют в «Газпром межрегионгаз Пермь». – Для возобновления газоснабжения абоненту необходимо приобрести новую газовую плиту и подать заявку на её монтаж и подключение. В Пермском крае действует программа по оказанию социальной поддержки по замене газоиспользующего оборудования льготным категориям населения. Для уточнения своего социального статуса и оформления необходимых для замены оборудования документов необходимо обратиться в территориальное управление Минсоцразвития».

Жизнь в темноте

Нет в квартире и электричества. Как рассказывает женщина, из-за этого летом она, получив пищевое отравление, не смогла вызвать скорую – не работал телефон.

Энергетики рассказали, с чем связано отключение. По их словам, в сентябре 2018 г. у счётчика в квартире истёк срок поверки.

«В этом случае начисления сначала ведутся по среднемесячному потреблению, а потом – по нормативу, – говорят в компании «Перм­энергосбыт». – В каждой квитанции, начиная с сентября 2018 г., имелось уведомление клиента о необходимости установить новый прибор, либо, если наши сведения о межповерочном интервале неверны, необходимо предоставить документы, подтверждающие это. Ничего из этого сделано не было. И с декабря 2018 г. согласно действовавшему тогда закону потребителя перевели на расчёт по нормативу с добавлением повышающего коэффициента. Платёж на тот момент составлял 1100 руб. В результате к декабрю 2019 г. гражданка накопила долг в размере 14,6 тыс. руб. И квартиру отключили от электроснабжения».

По словам энергетиков, сейчас задолженность составляет 19,7 тыс. руб. Это основной долг, госпошлина, возмещение затрат на отключение электроэнергии, пени.

«Летом пытались поставить клиенту новый счётчик, уведомили об этом. Она попросила перенести установку на 5 августа. 5 августа пришли ставить – дверь гражданка не открыла», – рассказывают энергетики.

Женщина подтверждает, что договорённость такая была. В тот день она ждала сотрудника техслужбы, однако звонка в дверь не было. У неё же нет электричества.

Складывается парадоксальная ситуация: женщина ежемесячно платит за коммунальные услуги (по нормативу она оплачивает отопление, водоснабжение, капремонт, содержание жилья – всего 7-8 тыс. в месяц), но при этом живёт, как в каменном веке.

В мэрии Перми подтвердили, что женщина обращалась в муниципалитет. В администрации Мотовилихинского района ей ответили, что ограничения ввели после судебного решения по обращению энергетиков в связи с задолженностью, а основанием для приостановления газоснабжения стала негерметичность газовой плиты. Газовая компания направила в администрацию района письмо, что заявок от жительницы о замене плиты и возобновлении газоснабжения не поступало.

«Считаю, что представители организаций должны выполнить законодательство РФ и исправить те недостатки, которые они допустили раньше. Муниципалитет должен поставить счётчики на воду. Управляющая компания (или иная структура) должна сделать так, чтобы горячая вода появилась. Ничего сверх положенного я не прошу», – не соглашается с позицией властей и ресурсников Анна.

Создается ощущение, что к коммунальному коллапсу в отдельно взятой квартире привело отсутствие адекватных коммуникаций между сторонами конфликта. Ведь иногда для решения проблемы достаточно просто открыть дверь.

Граждане СССР

Юрист в сфере ЖКХ Ольга Яндыева:

«Доля крайне неплатежеспособных жильцов в многоквартирных домах составляет от 1 до 5 %. В идеале, если собственник адекватный, он приходит в УК и просит подписать график погашения задолженности. Но таких случаев очень мало. Как правило, такие жильцы не платят годами. По этой причине честные плательщики не получают ремонты в своих домах на сотни тысяч рублей.

Чаще всего неплательщики – это люди, живущие в квартирах по договору социального найма. Сейчас распространена философия так называемых граждан СССР, которые считают, что не должны ни за что платить. Муниципалитет ничего сделать с ними не может. А законодательство о социальном найме их защищает. Фактически же живущие в муниципальном жилье люди не могут только продать это помещение. Но платить за услуги они обязаны так же, как и собственники жилья».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах