Примерное время чтения: 11 минут
1141

Кто капитально разочарован? В Прикамье хотят отменить программу капремонта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Прикамье 27/10/2015
В программу капремонта на 2014-2044 гг. включили 15470 многоквартирных домов. Это более половины от всего жилого фонда.
В программу капремонта на 2014-2044 гг. включили 15470 многоквартирных домов. Это более половины от всего жилого фонда. / Софья Штин / АиФ

Первого претендента на эту должность – Александра Фенева, тогдашнего краевого министра энергетики и ЖКХ, говорят, устранили, обвинив… в употреблении наркотиков. Борьба за должность предполагала, что через фонд будут проходить огромные суммы.

Но получилось, что авторы прогнозов ошиблись. Собираемость платежей за капремонт в крае в разы ниже, чем по всей стране. Может быть, поэтому уже в четвертый раз меняется руководитель фонда? На днях краевое Министерство строительства и ЖКХ объявило новый конкурс на вакансию директора.

Почему перечень работ с потолка?

Что же не устраивает жителей края? На днях в редакцию пришло письмо от нашей читательницы пермячки Ксении Поповой. Она зашла на сайт пермского Фонда капремонта посмотреть сведения о своем доме и доме, где проживает ее дочь. Разница в возрасте домов – почти 40 лет, а объем капремонта для обоих зданий определен одинаковый. Она стала просматривать информацию по адресам своих знакомых. Оказалось, что перечень работ у всех как под копирку. Причем везде отметка, что мониторинг домов не проводили.

«Как без мониторинга определить стоимость работ? – спрашивает Ксения Петровна. – И почему всем домам требуется одинаковый набор работ? Все равно должна быть очередность их проведения».

Кто не дружит с законом?

На то, что мониторинг жилых домов не проводили, месяц назад указывал и Александр Фенев, экс-министр ЖКХ, выступивший в одном из пермских СМИ. Он говорил о том, что в программу капремонта попало много старых, даже построенных в XIX в. домов, у которых при этом указан нулевой процент износа.

«Проигнорировали закон, в котором подробно прописаны критерии включения домов в Региональную программу капремонта и очередность проведения работ, – заключает Александр Юрьевич. – Пермскую краевую программу капремонта необходимо немедленно отменить и привести краевое планирование капремонта в соответствие закону».

В сентябре фракция коммунистов на пленарное заседание краевого Заксобрания тоже вносила предложение отменить эту программу. По той же причине: нестыковка с законодательством. Но инициативу эту законодатели отклонили. Однако не прошло и месяца, как региональные представители Общероссийского народного фронта (ОНФ) решили заслушать на заседании рабочей группы руководителей отрасли ЖКХ края и города. Прямо или косвенно они подтвердили высказанные в адрес программы замечания. Оказалось, к примеру, что в свободном доступе нет перечня домов краевого центра, включенных в программу капремонта в этом году. Хотя это тоже одно из нарушений закона. По словам Натальи Киприяновой, замначальника департамента ЖКХ администрации Перми, в ближайшие три года в городе отремонтируют 1109 домов. Из них на 172 домах работы должны закончить до конца 2015 г. На вопрос, сколько из намеченных зданий готово к сдаче, Наталья Дориановна после некоторого колебания ответила: «Один». Хотя незадолго до этого она рапортовала, что выполнение краткосрочного плана капремонта в Перми – примерно… 50%.

Откуда растет недоверие?

«Фронтовики» на этой встрече поинтересовались, на какие средства планирует Фонд осуществлять намеченные планы. Ведь на 1 июля собираемость средств на капремонт по Пермскому краю – всего 9% (!).

«Будем повышать сборы!» – с готовностью сообщил Сергей Трандин, и. о. гендиректора пермского Фонда капремонта.

Конечно, нынешний руководитель не может отвечать за ошибки своих предшественников. Но именно Фонд в значительной мере скомкал начало кампании сбора средств на капремонт (мы писали об этом в материале «Фальстарт» в «АиФ-Прикамье» № 15 от 8 апреля. – Авт.). Тогда читатели газеты оборвали телефоны редакции с жалобами на множественные ошибки в квитанциях. Люди сетовали на то, что невозможно заплатить по ним, поскольку Фонд не заключил договоры с банками и другими финансовыми организациями на прием платежей от населения. На заседании рабочей группы выяснилось, что недавно Фонд расторгнул отношения с прежним поставщиком квитанций и объявил новый конкурс на доставку населению платежных документов по капремонту.

Эксперты говорят, что региональный оператор сбор информации о собственниках, выставление счетов, обработку платежей делает сам. Хотя в крае существует множество биллинговых организаций, занимающихся этим профессионально. Но Фонд выбрал айтишную компанию «Прогноз», потратив при этом на изготовление программной платформы дополнительно 38 млн бюджетных средств.

«Это вчерашний день – развозить по муниципалитетам квитанции, – считает Елена Зырянова, депутат Заксобрания. – Фонд упустил один из инновационных методов работы с плательщиками – создание личных кабинетов в Интернете».

Скомканное начало компании по сбору платежей на капремонт породило недоверие прикамцев. Вряд ли формальное отношение к созданию краткосрочной и долгосрочной программ его растопит. Люди, видя бардак на начальном этапе, не верят в то, что получат реальный результат через 20-30 лет. Именно в этот период народу обещают привести их дома в порядок. Депутаты ЗС в заключение заседания рабочей группы «Народного фронта» сообщили, что подготовили в прокуратуру края пакет документов с просьбой проверить Региональную программу капремонта на соответствие действующему законодательству. Да и на эффективность работы Фонда следовало бы обратить внимание. Похоже, чтобы дождаться ремонта в своем доме, нам потребуется еще одна жизнь.

Кстати
19 октября Госдума направила в Конституционный суд запрос, в котором оспаривает ч. 4 ст. 179 ЖК. В статье говорится, что средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть использованы для финансирования капремонта общего имущества в других. Законодатели считают неправильным, что жильцы одной многоэтажки скидываются на ремонт чужих домов.

Как у соседей

Модель, которая легла в основу Федерального закона о капремонте многоквартирных домов, с 2010 г. отрабатывали в Татарстане. Но уже сегодня жители Республики столкнулись с противоречиями в механизме закона. Жители ТСЖ № 6 г. Зеленодольска начали копить деньги на ремонт дома в «общем котле», поскольку власти обещали нынче заменить лифты. И вдруг регоператор сообщил членам товарищества, что дом будут ремонтировать не в 2015 г., как обещали, а в 2043 г. Жителям это не понравилось, поскольку в здании текла крыша, канализация заливала первые этажи, лифты вот-вот могли встать. Они обратились в суд с просьбой перенести сроки предстоящего ремонта на более близкое время. Главное инвестиционное строительное управление (ГИСУ) назвало новые даты будущего ремонта – 2025-2027 гг. Но ждать еще 10 лет в условиях разрушения дома люди не захотели. Они решили копить деньги на своем спецсчете, а договор с регоператором расторгнуть. Но на суде ГИСУ заявило, что договор расторгнет, если накопленные жильцами 1,7 млн руб. отойдут регоператору. Оказалось, что по Жилищному кодексу если жильцы передумали хранить деньги в «общем котле», их накопления вернут им лишь через 2 года. Жильцы продолжают судиться с ГИСУ. Но чем закончится эта история, пока сказать трудно.

Комментарии

Ксения Айтакова, депутат ЗС Пермского края:

«Региональную программу капремонта создали абсолютно неправильно, с нарушением даже тех методических рекомендаций, которые были даны российским правительством. Не провели независимые экспертизы всех домов в крае, с результатами которых должны были ознакомить собственников. Соответственно, решения по включению в программу капремонта жители домов также не принимали. С перечнем работ по конкретному дому людей тоже не ознакомили. А там, где список работ утвержден программой, собственники не согласны с ним. Фракция КПРФ категорически против дополнительных сборов с населения. На сегодня государство не выполнило своих обязательств по ст. 16 закона о приватизации жилищного фонда РСФСР, который действует с 1991 г. по настоящий момент. Оно гарантировало капитальный ремонт многоквартирных  домов, а затем уже жители должны были сами поддерживать их в достойном состоянии. Этого не сделали. А теперь все переложили на плечи граждан».

Фото: АиФ

Зинаида Пальчикова, председатель правления ТСЖ «Кронштадтская, 12»:

«Поначалу мы решили копить деньги на счету регионального оператора. Провели вовремя общее собрание, подготовили пакет документов. Но когда начали искать свой дом в списке на капремонт, то не нашли. Стали выяснять. Оказалось, что нас пропустили. И вообще наши бумаги потеряли. Подготовили новый пакет документов. Когда же пришли первые квитанции в марте-апреле, то оказалось, что наши данные вообще не учли. Во всех квартирах указали одинаковую площадь. В долях собственников тоже были сплошные ошибки. К тому же мы обнаружили, что первые квитанции нам прислали несвоевременно. Поскольку наш адрес первоначально не внесли в Реестр домов на капремонт, право уплаты взносов у жителей нашего дома появилось не с февраля, как у всех, а лишь с июля. Теперь, когда с Фондом нашли все ошибки, квитанции, наконец, в начале сентября начали поступать. Но у людей сложилось стойкое недоверие к Фонду. Они прибегают в ТСЖ с каждой квитанцией – спрашивают, та или не та, платить или не платить. После этих нескладушек мы решили снова провести общее собрание и проголосовать за сбор средств на счету своего ТСЖ. Сами будем отчитываться перед Госжилинспекций».

Сергей Трандин, и. о. гендиректора Фонда капремонта Пермского края:

«Корректировка программы капремонта необходима. Это нормально. Но не так кардинально, как иногда требуют наши оппоненты. Некоторые говорят, что в программу попали дома с износом 70% или 0%. Но до капремонта собственники проводили текущие ремонты. И у нас есть случаи, когда дома с износом 70% гораздо в лучшем состоянии, чем новые. В Пермском крае собираемость на капремонт за год должна составить 1 млрд 200 млн руб. А жители региона на текущий ремонт через УК собирают около 500 млн руб. Но важно эти деньги правильно расходовать. Вот, например, следить за кровлей – обязанность обслуживающих организаций. Недавно я поднялся на крышу дома по  ул. Монастырской, 87. Так там растут деревья высотой уже 30 см. Люди заплатили УК, чтобы она следила за этой кровлей. Иногда если за состоянием здания следят и делают текущий ремонт, его не надо и капитально ремонтировать.

Нас упрекают, что программа капремонта противоречит действующему законодательству. Скажем, не провели мониторинг жилья. Но есть постановление Госстроя, в котором по пунктам прописано, как, в какое время надо проводить обследование домов. УК, ТСЖ, муниципалитеты ведут текущие, весенне-осенние, профилактические осмотры и т. д. Это и есть мониторинг. А если мы хотим разом все обследовать, то эта нагрузка ляжет тяжким бременем на бедных собственников. Они за это уже уплатили своим обслуживающим организациям. А мы хотим еще раз с них за это взять? Думаю, это неправильно».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах