А у нас управдом – друг человека! Эта ставшая крылатой фраза из всеми любимого фильма вспоминается, когда думаешь о современных управленцах. Может, персонаж Нонны Мордюковой в картине и слишком усердствовал, но свои обязанности выполнял на совесть.
Многие пермяки, у которых не ладятся отношения с УК или ТСЖ, были бы только рады такому ответственному работнику. Как сейчас в крае обстоят дела в этой сфере? Улучшается ли ситуация?
Отвоёванные миллионы
Как часто жители бывают недовольны работой УК и ТСЖ, точно знают в Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ИГЖН). Именно она следит за тем, чтобы управленцы не преступали букву закона и выполняли свои обязанности. Чтобы получить помощь, пермяку достаточно обратиться в ведомство с заявлением.
«В 2020 году инспекция вернула жителям свыше 9 миллионов рублей. В эту сумму входит перерасчёт за некачественные коммунальные услуги (холодные батареи, отсутствие воды), – рассказывает начальник ИГЖН Пермского края Александр Евсюков. – За первые три месяца 2021 года перерасчёт уже составил более 12,5 миллиона рублей. С начала года мы провели около двух тысяч проверок. В инспекции реагируют на каждое обращение, которое поступает от жителей».
Большую работу проделали по поручению губернатора Пермского края Дмитрия Махонина, когда в январе-феврале жители начали жаловаться на огромные счета за отопление. Больше всего обращений поступило из Перми, Березников, Чайковского. Часто суммы в счетах росли по объективным причинам: из-за морозов котельные потребляли больше газа. Однако были ситуации, когда большие суммы начисляли по ошибке – из-за технического сбоя или неправильных действий сотрудников. Если есть сомнения в правильности начислений платы за коммунальные услуги, то следует обратиться с заявлением в инспекцию. Другой важный момент: если коммунальщики не могу обеспечить жителей нормальным теплом, то и житель не обязан оплачивать такую услугу в полном объёме.
«Сфера ЖКХ, работа управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций должна стать предельно прозрачной и понятной для жителей. Такую задачу поставил перед инспекцией Дмитрий Махонин. Разумеется, мы не только проводим последовательную политику по контролю и надзору за предприятиями коммунальной сферы, но и занимаемся работой на предупреждение нарушений. Сюда относятся семинары для работников отрасли, которые проводит инспекция совместно с общественными организациями», – говорит Александр Евсюков.
Дисциплина на уровне
Пермский край – один из лидеров по количеству дисквалифицированных директоров УК. В чём здесь дело?
«С 1 мая 2015 года все УК должны получать в ИГЖН региона лицензию, – поясняет Александр Евсюков. – Жилищный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание за нарушение лицензионных требований в виде штрафа. Если же должностное лицо неоднократно привлекается к ответственности в течение года, то суд может его дисквалифицировать (на срок от 6 месяцев до 3 лет). В Прикамье это наказание применяли 261 раз. Дисквалификация – это, конечно, крайняя мера. Однако с тех пор, как мы начали применять такую практику, процент исполнения предписаний инспекции вырос. Если в 2016 г. чуть более 70 % наших требований исполняли, то сейчас – 95-98 %. УК стали более дисциплинированными. Руководители серьёзнее относятся к своим обязанностям по управлению жилым фондом. То есть жители получают более качественные жилищные и коммунальные услуги».
Всё в руках собственников
С деятельностью управляющих компаний и инспекции госжилнадзора всё ясно. Но какова всё-таки роль самих жителей в процессе управления своими домами? Обязанности управляющей компании прописываются в договоре с УК. Получить документ можно в самой организации. Также он должен быть в базе данных платформы ГИС ЖКХ (его отсутствие – повод для обращения в инспекцию). УК и ТСЖ обязаны ежеквартально делать отчёт о своей деятельности, израсходованных средствах. Собственникам следует ежегодно на общем собрании утверждать план работ. Они должны быть активными, когда речь идёт об их домах.
Ещё один способ сделать сферу понятней – переход собственников на прямые платежи: человек заключает договор непосредственно с поставщиками ресурсов и платит непосредственно ему, а не действует через управляющую организацию. Если в начале 2018 года в крае задолженность за коммунальные ресурсы была 5,8 млрд руб., то после перехода 96-97 % собственников на прямые платежи она сократилась к 1 января 2021 года до 3, 8 миллиарда рублей. Из них реальная сумма к взысканию – около 1 миллиарда рублей. Благодаря такой динамике у ресурсоснабжающих организаций есть средства на модернизацию оборудования и ремонт коммуникаций. Кроме того, у жителей есть гарантия, что их деньги не пропадут вместе с обанкротившейся УК.
«Мы видим, что сфера ЖКХ в Прикамье становится прозрачной и цивилизованной, – говорит Александр Евсюков. – Снижается количество нарушений. Жёсткая позиция в отношении недобросовестных участников рынка, сотрудничество с прокуратурой, обращения в суды – всё это даёт результат. В 2020 году в инспекцию поступило 14 366 обращений, что на 26,4 % меньше, чем в 2019 году. Мы понимаем, что инспекция – это руки, глаза и уши Министерства ЖКХ. Мы должны выявлять системные проблемы, предлагать пути решения. Министерство ЖКХ вырабатывает единую политику, в соответствии с которой инспекция осуществляет контроль и надзор».