486

Вирус клонирования. Куда прикамцев завела конкуренция в сфере ЖКХ?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ-Прикамье 16/02/2016
По статистике, более 30% семейного бюджета уходит на коммунальные расходы, и потерять их для семьи очень болезненно.
По статистике, более 30% семейного бюджета уходит на коммунальные расходы, и потерять их для семьи очень болезненно. © / Александр Фирсов / АиФ

Работоспособное население среднего возраста пользуется платёжными терминалами банков и других кредитных организаций. Старшее поколение несёт платёжки в основном в пункты Единого расчётного центра (ЕРЦ) и на почту. Однако один из крупнейших операторов по приёму платежей вдруг начал давать сбои.

Почему исчез банк?

Незадолго до Нового года в некоторых пермских детских садах появились объявления о том, чтобы родители не платили через «Единый расчётный центр» (ЕРЦ). Администрация ссылалась на то, что платежи, внесённые через эту платёжную систему, задерживаются. Аналогичное объявление напечатали красным шрифтом на квитанциях «Пермэнергосбыта». Клиентам, чтобы у них не образовывалась задолженность, предлагали платить через свои пункты приёма денежных средств или через Сбербанк и почту.

- Действительно, сбои в платежах перед Новым годом были, – поясняет Олег Балашов, директор ЕРЦ. – Две основные причины: растущая конкуренция и технический сбой. Между нами и поставщиком услуг законодатель ввёл посредника в виде кредитной организации. Несколько месяцев назад мы неожиданно получили уведомление о том, что банк, с которым мы работали, прекратил с нами сотрудничество в одностороннем порядке. Думаю, с ними поработали наши конкуренты. Перед Новым годом был бум платежей – все старались покрыть свои долги. А отправить дальше эти деньги мы не могли. Пришлось срочно обзванивать всех – просить письменного разрешения на перечисление денег напрямую. За это время нашли два других банка и отладили с ними механизм взаимодействия. Новогодние каникулы работали всем коллективом. Уже 25 января отправляли деньги через новый банк. Причём не только те, что нам поступили, но ещё плюсом 1/300 ставки рефинансирования от суммы перечисленных средств (за счёт прибыли компании). Мы сделали это для того, чтобы поставщики услуг не выставили людям пеню.

- А что произошло с платежами за детсады?

- Каждый год садики меняют реквизиты. И в этом случае деньги возвращаются к нам. Проходит 10 дней, пока мы это узнаём. Начинаем искать новые реквизиты, обзванивать дошкольные учреждения. Попали в эту проблему в декабре по платежам ноября. Тогда решили закрыть все сервисы, пока не будем уверены в реквизитах поставщиков услуг. Открыли их только 4 февраля.

Манипуляции с буквами

Наряду с ЕРЦ, который в основном собирает платежи с физических лиц, в крае действует немало биллинговых операторов, которые занимаются выставлением и разноской квитанций. Но и крупных представителей этой системы в последнее время начинает лихорадить. В октябре прошлого года у оператора по сбору платежей «КРЦ-Прикамье» появился двойник, название которого отличалось лишь одной буквой – «КРЦ-Прикамья». Он разослал жителям нескольких домов по ул. Мира и ш. Космонавтов уведомления о том, что с ноября УК «Твалс» заключила с ним договор на расчётно-кассовое обслуживание. «КРЦ-Прикамье» заявил, что не имеет дочерних компаний с созвучным названием и с УК «Твалс» договора не заключал.

С 2009 г. некоторые УК, у которых арестовывали счета за различные нарушения, начали заказывать биллинговые услуги на стороне. Потом, когда поставщики ресурсов это заметили, пошло клонирование расчётных центров. Началось всё с «ИРЦ-Прикамье», который в марте прошлого года превратился в «ИРЦ-Прикамья». Причина, по-видимому, такая же, как и у УК: уйти от долгов, скрыть свои ошибки и просчёты и в конечном итоге сбить с толку и запутать людей. Известно ведь, что в мутной водичке проще ловить рыбку.

Борьба за деньги

На сегодня «КРЦ-Прикамье» – крупнейший в крае биллинговый оператор в сфере ЖКХ, львиная доля акций которого принадлежит краевому правительству. Поскольку многие управляющие компании создают свои центры по сбору средств и удерживают их у себя, не перечисляя поставщикам ресурсов, предполагалось, что созданный в 2014 г. КРЦ поможет их дисциплинировать. Однако пока продвижение этой структуры вглубь региона сопровождается только скандалами.

В конце прошлого лета региональный минстрой разослал по местным администрациям протокол, в котором настоятельно рекомендовал муниципалитетам добиться расторжения договоров УК с местными расчётно-кассовыми центрами и налаживать их сотрудничество с «КРЦ-Прикамье». Краевой УФАС возбудил дело о нарушении конкуренции, и минстрой отозвал своё распоряжение.

Но и конкуренты не дремали. Двойник краевого оператора, отличающийся от оригинала одной буквой – «КРЦ-Прикамья», свернувший после вмешательства прокуратуры свою деятельность в Перми, всплыл в Чайковском. Он заключил договоры с пятью местными «управляйками». Но неожиданно встретил сопротивление местных тепловиков. «Инвестспецпром» 1 января 2016 г. расторг договоры теплоснабжения с УК, сменившими биллингового оператора, ссылаясь на рост долгов у этих компаний перед поставщиками ресурса.

Похоже, между операторами по сбору средств в ЖКХ идёт нешуточная война. Кто-то борется за рабочие места и отчисления от поступающих денег. А кто-то пытается найти щели в законе и «отщипнуть» от платежей в свой карман хоть какой-то куш. В заложниках же остаётся рядовой потребитель коммунальных услуг, который не знает, кому доверять, по каким квитанциям и куда платить. И как разобраться во всей этой кутерьме?

Комментарии

Вера Сединина, директор УК «Виктория-Сервис»:

«Наша компания проводит платежи через расчётный центр «Виктория». Но к нам эта организация не имеет никакого отношения. Центр открыли задолго до нашего появления. Похожие названия – это просто совпадение. Мы долго выбирали платёжную организацию, посетили многие РКЦ. Но остановились на этой, потому что она владеет только информацией, готовит и рассылает квитанции, отслеживает прохождение платежей в Сбербанке. Однако деньги к ней не поступают, как это делается в других расчётных центрах. Все остальные платёжные организации получают от физических лиц или обслуживающих организаций деньги на свой счёт. И кто знает, что они там с ними делают. Сколько они их у себя держат? Может, на них зарабатывают? А компания, с которой мы заключили договор, имеет прибыль только лишь за счёт обслуживания клиентов. Это один из немногих положительных моментов, которые есть в ЖКХ. Сегодня наши клиенты заплатили деньги – завтра они лежат на счёте в банке. Минуя расчётную организацию. На мой взгляд, это идеальный вариант».

Александр Зотин, председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт»:

«Если управляющая компания имеет счёт в банке, то в случае необходимости его можно легко найти и арестовать. Значит, и вернуть деньги, находящиеся на нём. С появлением расчётных центров платёжки стали обезличенными. Отследить движение денег в этой системе невозможно. Мы уже сталкивались с тем, что в расчётных центрах средства хранят на счетах и никуда не отправляют. Думаю, что создание таких систем – это схема избегания платы по долгам, ухода от исполнения судебных решений. А иначе зачем им клонироваться?

Что делать конкретному потребителю, получившему квитанцию, которая вызывает у него сомнения? Прежде всего сверить каждую цифру и букву ИНН новой квитанции с прежней, а также название платёжной организации. При малейшем сомнении позвонить по указанным телефонам, чтобы убедиться, что это та же организация, с теми же реквизитами. Иначе есть большой риск деньги потерять без возврата».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах