«Я была в шоке». Эти слова произнесла на допросе мать студента, устроившего стрельбу в ПГНИУ. Многие родители после жуткого ЧП запаниковали, задавшись вопросами: «А я всё делаю правильно, воспитывая ребёнка? Не ращу ли я монстра?».
Как из маленьких пухлощеких смешливых малышей с сияющими глазами вырастают чудовища? От этой мысли становится страшно.
Всё в руках родителей
По мнению психолога, родителям не стоит перебарщивать и устраивать охоту на ведьм в отношении своих детей после трагедии в ПГНИУ. Психические (обратите внимание – не психологические, а именно психические) проблемы, которые приводят к вышеупомянутым ЧП, – это редкость. Но и уповать на то, что кто-то воспитает вашего ребёнка правильно вместо вас, – ошибка.
«Важно, чтобы у родителя был хороший контакт с ребёнком. Папы и мамы обязаны знать, чем он живёт, и заниматься им. Исследования говорят, что есть прямая зависимость между уровнем счастья в детском и подростковом возрасте и успешностью человека во взрослой жизни. Чем больше ребёнок переживает счастливых моментов, испытывая радость и любовь, тем более успешным взрослыми он становится. И это не зависит от интенсивности эмоций. Это зависит от их частоты – чем чаще, тем лучше. Небольшие моменты счастья в повседневной жизни – это практически гарантия того, что у ребёнка всё сложится благополучно. Вариантов огромное множество: от поедания шоколадок и объятий до совместных занятий спортом и походов в кино», – рассказывает старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ Инга Фрейманис.
Бытует мнение, что хвалить лишний раз ребёнка нельзя, мол, это портит, лучше поругать. По словам Инги Фрейманис, всё наоборот. Дети нуждаются в одобрении пап и мам.
«Я много работаю со студентами как психолог. И самая первая проблема, с которой они ко мне обращаются, – это отношения с родителями. Часто они связаны с непониманием со стороны пап и мам», – говорит эксперт.
Проблемы с поведением детей возникают не только в неблагополучных семьях. Примерно в 30 % случаев в поле зрения полиции попадают подростки из хороших семей.
«Недостаток внимания со стороны родителей и общения с ними, занятость пап и мам, которые часто видят детей только рано утром и поздно вечером, приводят к тому, что ребёнок отдаляется от семьи, его «подбирает» улица. Он может попасть в плохую компанию. Родитель должен быть другом, уделять ребёнку внимание. Можно ведь просто посидеть и за чашкой чая спросить, какие проблемы его волнуют, с кем он поссорился, что на душе. Тогда будет взаимопонимание. У ребёнка есть большая потребность высказаться. Также родитель должен служить примером. Иначе это место может занять такой же запутавшийся подросток с плохими наклонностями. Стоит следить за окружением ребёнка», – говорит зам. начальника отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД по г. Перми Татьяна Палева.
Часто дети идут на преступления, чтобы привлечь к себе внимание, которое не получают в семье.
Энергия в правильном русле
«Виноваты компьютерные игры!» – слышим мы часто, когда случается беда с участием подростка. Может ли подсевший на «стрелялки» ребёнок перепутать реальность с виртуальным миром?
«Я не видела ни одного исследования, подтверждающего, что ребёнок начинает путать игру с реальностью. Если такое происходит – это уже психиатрия. На самом деле компьютерная игра – это просто интересное времяпрепровождение и отдых от многочисленных обязанностей. Если ребёнку предложить более интересное занятие (поход в кино, активные игры, занятие спортом, прогулку), он с удовольствием им займётся. Компьютерные игры должны быть дозированными: если дети долго сидят перед монитором, они не гуляют, не ведут физически активный образ жизни, не общаются с людьми. Если ребёнок долго сидит за уроками – это тоже плохо. Должны быть разные активности», – рассказала Инга Фрейманис.
Многим взрослым с их усталостью от работы и повседневных забот трудно понять, сколько энергии в каждом ребёнке! Если не направить её в правильное русло, то ничего хорошего не будет.
«Есть тесная связь между отсутствием физической активности и развитием таких состояний, как депрессия и тревожность. Если ребёнок ведёт физически активный образ жизни, то это очень сильно снижает риск возникновения депрессивных состояний», – считает Инга Фрейманис.
Педагог дополнительного образования Ольга Чувашова считает, что направить искрящийся поток можно и в творчество.
«Обычные школы сейчас не несут эту нагрузку. По рассказам родителей, там в первую очередь готовят к сдаче госэкзаменов. Как личность ребёнок не заметен. В классе много учеников, что не располагает к индивидуальному подходу. А в допобразовании каждый виден как личность. Ребёнок – это клубок энергии. Её нужно оформить. Иначе пойдёт выброс во все стороны. Или она просто скиснет. Творчество помогает развить коммуникационные навыки и социализироваться, обрести уверенность в себе, научиться взаимопомощи, раскрыть себя и найти нужное русло для выхода энергии», – говорит Ольга Чувашова.
Самое страшное, что многие родители сами приучают детей проводить время за гаджетами и в Интернете.
«Бывает, маленький ребёнок едет в коляске или сидит на скамейке, а в руках гаджет – мама дала, чтобы спокойно поговорить по телефону. Малыш занят, и ей хорошо. Мы редко читаем детям, объясняем то, что они не понимают. Отправляем их к мультикам или в Интернет. Это проблема нашего времени. Развивающие игры и телевизор не заменят общения. Всё это порождает проблему одиночества ребёнка в семье», – уверена Татьяна Палева.
Тревожные симптомы
Что должно стать звоночком для родителя?
«Тревожные симптомы очень индивидуальны. Но можно выделить и те, которые встречаются часто. Насторожиться следует, если ребёнок ни с кем не общается, находится в подавленном состоянии, выкладывает грустные посты в соцсетях (родители должны быть в друзьях у детей в соцсетях). Важно следить за интернет-жизнью ребёнка, но делать следует это с его согласия – не через скандалы и ссоры», – советует Инга Фрейманис.
Если вы заметили тревожные симптомы, следует обратиться к психологу (они есть в школах). Но не стоит перегибать палку и бежать туда без причин.
«У детей в основном пластичная здоровая психика, которая справляется сама. Но, если ребёнок пережил какие-то тяжёлые события (буллинг в школе, развод родителей), тогда можно посетить психолога для профилактики посттравматических расстройств», – рассказывает психолог.
«А как быть, если услышал, что ребёнок или подросток говорит, что убивать и причинять боль – это нормально?» – спрашивают читатели. Специалисты рекомендуют не медлить и ставить в известность родителей или педагогов.
Порядок действия при огневом налёте
Министр территориальной безопасности Пермского края Виктор Батмазов:
«Существует памятка для учителей и учеников, разработанная МЧС России, как действовать при огневом налёте. Для начала – о признаках опасности. Если человек или его поведение, одежда, действие вызывают у вас подозрения – принимайте это за потенциальную угрозу. Любые резкие звуки должны сигнализировать вам о потенциальной опасности. Многие очевидцы рассказывали, что начало нападения воспринимается как розыгрыш или учения, а шум выстрелов из оружия принимали за грохот взрывающихся петард. Люди до последнего мгновения не понимают нависшей над ними угрозы. Тем самым теряются драгоценные минуты для спасения. Лучше среагировать на потенциальную угрозу и показаться окружающим смешным и нелепым, чем подвергнуть себя опасности.
Заподозрив угрозу, укройтесь или покиньте опасную зону. Сообщите в правоохранительные органы.
Что делать, если нападение произошло. Вы оказались на линии огня? Необходимо покинуть её – присесть или лечь на пол. Включите беззвучный режим на телефоне. Не делайте резких движений, не издавайте звуков, замрите, не привлекайте к себе внимания. Не имеющий специальной подготовки стрелок рефлекторно, машинально открывает огонь, заметив движение. Укрывайтесь за ограждениями, стульями. Если есть возможность, забаррикадируйтесь в помещении.
Как покидать укрытие, если вы решили уйти из опасной зоны? Передвигайтесь на четвереньках или ползите. Открытые участки преодолевайте броском или короткими перебежками. Если нападающие относительно далеко и рядом есть угол здания или места, за которыми можно укрыться, то необходимо скорее покинуть опасную зону и добраться до безопасного участка.
По прибытии специальных подразделений сохраняйте спокойствие, следуйте указаниям сотрудников правоохранительных органов. Во время специальной операции ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками, не двигайтесь. Не делайте резких и быстрых движений по направлению к сотрудникам спецслужб, не убегайте от них, так как они могут принять вас за преступника. Не покидайте укрытие, пока не будете уверены в собственной безопасности».
Куда обращаться за психологической помощью
Краевой психотерапевтический центр (для пострадавших несовершеннолетних с 15 лет и взрослых): Пермь, ул. Героев Хасана, 20; тел.: 244-28-02.
Краевой центр психолого-педагогической и социальной помощи: Пермь, ул. Казахская, 71; тел.: 262-80-60, 262-80-85.
Городской психологический центр (для детей): Пермь, Комсомольский проспект, 84; тел.: 299-98-00.
Круглосуточный детский телефон доверия – 8-800-200-01-22
Телефон скорой социальной помощи – 8-800-100-83-05.
По вопросам воспитания и обучения детей сейчас открыт Родительский университет: тел.: 215-20-11.
Технологии помогут
Менеджер цифровых продуктов IT-компании Мария Стенникова:
«Вопросы безопасности способны решать современные технологии. Сегодня есть устройства, которые можно научить распознавать звук выстрела, отличая его от повседневного шума, хлопка лопнувшей шины или сигнализации. Они мгновенно передают сообщение об опасности спецслужбам. Это не фантастика, а реальность. Например, мы используем технологию компьютерного зрения на территории жилых домов. Люди через приложение могут узнать о свободных парковочных местах или получить сигнал о подозрительной активности возле своей машины. Ещё одна функция приложения – видеоконтроль. Её можно использовать, например, чтобы удалённо присмотреть за ребёнком на детской площадке. С помощью приложения легко открыть ему дверь подъезда из любой точки мира. Подобные продукты подойдут и для обеспечения безопасности в школах или вузах».
Стрелявший может избежать наказания?
Член Адвокатской палаты Пермского края Марина Казанцева:
«Уголовное дело на молодого человека возбуждено по ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ. По ней грозит наказание в виде лишения свободы на срок от восьми лет до пожизненного. К сожалению, обвиняемый может избежать этого, если его признают невменяемым. Сейчас проведут психолого-психиатрическую экспертизу, специалисты разных квалификаций будут работать с обвиняемым, задавать различные вопросы. Потом они дадут однозначные ответы о том, находился ли он в состоянии патологического или физиологического аффекта либо иного психологического расстройства, понимал ли значение своих действий, мог ли руководить ими. Если его признают невменяемым на момент совершения преступления, то суд освободит его от наказания и направит на принудительное медицинское лечение. Если молодого человека признают вменяемым, но не осознававшим характер своих действий (насколько он осознавал действия, определят специалисты) в полной мере, он также подлежит уголовной ответственности. Если с психическим здоровьем у обвиняемого всё в порядке, если установят, что он совершил преступление из-за агрессивного поведения или сложившихся преступных убеждений, то он понесёт наказание в полной мере. Суд учтёт мнение потерпевших, насколько строгим оно должно быть. Родственники погибших имеют право заявить исковые требования о взыскании морального вреда непосредственно с этого человека. То, что сам он пострадал (его ранили), не имеет никакого правового значения. Это лишь доказывает тот факт, что он был опасен и (либо) оказывал сопротивление полицейским (иным силовым структурам). За моральный вред, причинённый родственникам погибших людей, в судах Пермского края обычно взыскивают сумму в размере от 1 до 2 млн руб. Выплаты, которые назначил губернатор, при этом не учитываются. Потерпевшие, получившие тяжкий вред здоровью, тоже могут взыскать моральный вред. По сложившейся практике, это в среднем 350-500 тыс. руб. (или даже 1 млн). Каждый случай суд рассматривает индивидуально. Также к взысканию можно заявить причинённый материальный ущерб – траты на похороны (свыше 25 000 руб.), костыли, лекарства... Для этого рекомендую сохранять все чеки (товарные и кассовые), копии рецептов. Здесь важно, чтобы купленные препараты совпадали с теми, что прописаны в рецептах. Также пострадавшие и родственники погибших вправе предъявить иски к самому образовательному учреждению, поскольку оно не смогло обеспечить безопасность во время учебного процесса. Судя по видеозаписям, парень шёл в ПГНИУ медленно, демонстрируя оружие, стреляя по машинам. Но никто его не остановил. Необходимо разбираться, насколько быстрыми и эффективными были меры реагирования охранной организации, с которой заключён договор на охрану, являлись ли их действия квалифицированными и т. д. В то же время вуз имеет право подать иск на это предприятие. Ведь, по сути, именно оно не обеспечило безопасность».
Нужна духовная прививка
Руководитель отдела образования и катехизации Пермской епархии протоиерей Игорь Ануфриев:
«Этот парень (стрелявший. – Авт.) неверующий, безрелигиозный, как он сам сказал. И отчасти поэтому он оказался беззащитным перед злыми силами. Считаю, что ребёнок должен иметь закалку духовную, некую нравственную прививку. Необходимо с детства давать детям основы веры. Родители могут принять это или не принять, это моё личное мнение. Если духовная прививка есть, то человек защищён от воздействия злых сил, которые нас окружают: в Интернете, некоторых СМИ, гаджетах. Если у человека есть духовная закалка, то он выдержит натиск. Родителям нужно обращать пристальное внимание на воспитание ребёнка (с малого возраста), его нравственное и духовное состояние. Надо говорить с ним о смысле жизни, о её сути, а не просто одевать, кормить, следить за чистотой. Сейчас многие люди заняты материальным благосостоянием, упуская самое главное».
Почему произошла трагедия?
Детский и семейный психолог Алла Курганская:
«Почему происходят такие трагедии? Потому что большинство людей не умеют обращаться за помощью, когда плохо.
У нас нет алгоритма поддержки человека, попавшего в беду. На каждом столбе висят объявления «Куплю» или «Сдам». Но редко можно увидеть номер телефона доверия. Психологи в школах практически не работают с родителями. Женщины сами таскают сумки, дети не просят помочь с уроками, потому что папы и мамы будут кричать. И когда человек находится в тяжёлом состоянии, он не знает, как поступить. Никто не идёт к психологам (они помогают и бесплатно). А если и идут, то тогда, когда уже пора к психиатру. И эта стрельба должна заставить нас задуматься и проанализировать, что в нашей жизни не так и что с этим делать.
Сам юноша, на мой взгляд, – психопат. У него очень тяжёлое расстройство личности. Возможно, он находился в состоянии длительного бреда. Ему казалось, что все вокруг недостойны жить, в том числе и он. Мне кажется, у него мания величия. И он уверен, что является каким-то избавителем. Или, как он написал в своём манифесте: «Я эти 10 минут поживу». Для него это было «про жизнь». Почему психиатры не обнаружили отклонения? Чтобы выявить расстройство личности, нужно наблюдать за человеком очень длительное время, либо в тот момент, когда у него кризисное состояние. Тогда психиатр ставит диагноз. Психопаты, социопаты умеют притворяться нормальными.
Он написал в своём посте о том, что все чувства людей ему кажутся неискренними, кроме боли, поэтому ему всегда нравилось причинять боль людям – это искренняя эмоция. Видимо, все наши переживания (любовь, скука, печаль), весь спектр чувств и эмоций он не считывает и не понимает. И мы ему кажемся пластмассовыми и ничего не чувствующими. А боль – это то, что скрыть невозможно. И когда он её видел, то, судя по всему, говорил: «О, все живые». Кроме того, конечно, ему хотелось славы».